Ахметова Зулейха Саттаровна — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
м (clean up, replaced: Заслуженные артисты Татарии → Заслуженные артисты Татарстана)
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Ахметова_Зулейха_Саттаровна.jpg|300px|thumb|слева|<center>Зөләйха Әхмәтова<br>(1904-1988)</center>]]
 
[[Файл:Ахметова_Зулейха_Саттаровна.jpg|300px|thumb|слева|<center>Зөләйха Әхмәтова<br>(1904-1988)</center>]]
'''ЗӨЛӘЙХА ӘХМӘТОВА<br>ЗУЛЕЙХА САТТАРОВНА АХМЕТОВА'''<br>(1904-1988)<br>(Зөләйха Абдулсаттар кызы Әхмәтова)<br><br>
+
'''ЗӨЛӘЙХА ӘХМӘТОВА<br>ЗУЛЕЙХА САТТАРОВНА АХМЕТОВА'''<br>(1904-1988)<br>(Зөләйха Абдулсаттар кызы Әхмәтова)
Хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, [[Заслуженная артистка Татарской АССР]], основатель и руководитель [[Татарского Государственного ансамбля песни и пляски]], директор [[Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая]]<br><br>
+
 
 +
 
 +
Хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, [[Заслуженная артистка Татарской АССР]], основатель и руководитель [[Татарского Государственного ансамбля песни и пляски]], директор [[Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая]]
 +
 
 +
 
 
== Биография ==
 
== Биография ==
 
* Родилась 13 марта 1904 года в [[Челябинск]]е.
 
* Родилась 13 марта 1904 года в [[Челябинск]]е.
Строка 16: Строка 20:
 
** «''Хор радиокомитета – примерно 25 человек – хотя и состоял в основном из бывших участников художественной самодеятельности, но отличался довольно высокой исполнительской культурой. 1930-е годы – время бурного расцвета самодеятельного народного творчества. Из лучших представителей художественной самодеятельности формировались первые профессиональные коллективы песни и пляски в союзных и автономных республиках. Так были созданы Государственный ансамбль танца [[Союза ССР]] под руководством Игоря Моисеева, Государственный ансамбль песни и пляски [[Чувашии]], [[Удмуртии]] и других республик. Таким образом, идея создания профессионального коллектива песни и пляски в [[Татарии]], как говорится, уже витала в воздухе.<br>'''21 августа 1937 года''' [[Совет Народных Комиссаров Татарской АССР]] постановил: «'''в целях широкой пропаганды и развития музыкальной культуры образовать [[Татарскую государственную филармонию]]'''». При филармонии была организована хоровая капелла, которую и предложили ей возглавить. Прежде чем дать окончательное согласие, она, в свою очередь, предложила создать при капелле танцевальную группу и реорганизовать в дальнейшем капеллу в [[ансамбль песни и пляски]]. Идея была принята''».
 
** «''Хор радиокомитета – примерно 25 человек – хотя и состоял в основном из бывших участников художественной самодеятельности, но отличался довольно высокой исполнительской культурой. 1930-е годы – время бурного расцвета самодеятельного народного творчества. Из лучших представителей художественной самодеятельности формировались первые профессиональные коллективы песни и пляски в союзных и автономных республиках. Так были созданы Государственный ансамбль танца [[Союза ССР]] под руководством Игоря Моисеева, Государственный ансамбль песни и пляски [[Чувашии]], [[Удмуртии]] и других республик. Таким образом, идея создания профессионального коллектива песни и пляски в [[Татарии]], как говорится, уже витала в воздухе.<br>'''21 августа 1937 года''' [[Совет Народных Комиссаров Татарской АССР]] постановил: «'''в целях широкой пропаганды и развития музыкальной культуры образовать [[Татарскую государственную филармонию]]'''». При филармонии была организована хоровая капелла, которую и предложили ей возглавить. Прежде чем дать окончательное согласие, она, в свою очередь, предложила создать при капелле танцевальную группу и реорганизовать в дальнейшем капеллу в [[ансамбль песни и пляски]]. Идея была принята''».
 
* 1938-59 годы - руководитель [[Ансамбля песни и танца Татарской АССР]].
 
* 1938-59 годы - руководитель [[Ансамбля песни и танца Татарской АССР]].
** ''«Хореографическая группа была сформирована в '''марте 1938 года''' после олимпиады самодеятельного хореографического искусства республики и состояла всего из шести человек: Г.Багмановой, Ф.Асфандиаровой, А.Зайнутдиновой, А.Стекловой, С.Ахмерова и [[Ахмета Калимуллина]]. Руководил танцевальной группой Юлий Муко – в прошлом солист-премьер и [[балет]]мейстер сгоревшего в 1919 году [[Казанского городского театра]].<br>Она начала работать с [[ансамблем]] в '''мае 1938 года''' и в течение последующих 20 с лишним лет силы, знания, время, да что там говорить – всё свое сердце она отдавала любимому детищу. И лишь на короткий срок – время поездки в [[Москву]] в 1939 году на Всероссийский смотр ансамблей песни и пляски художественным руководителем был назначен [[Александр Ключарев]], а она перешла на место хормейстера коллектива.<br>Когда стало известно, что в '''августе 1939 года''' в [[Москве]] состоится первый Всероссийский смотр ансамблей песни и пляски, в [[Казани]] началась усиленная работа по созданию национального репертуара. В формировании концертной программы приняли участие [[композитор]]ы [[Назиб Жиганов]], [[Александр Ключарев]], [[Мансур Музафаров]], [[балет]]мейстер Юлий Муко. В результате поездки [[Татарский ансамбль песни и пляски]] на Всероссийском смотре среди десяти профессиональных коллективов занял второе место. Это была победа. '''17 октября 1939 года''' «за успешное руководство [[ансамблем]] и высокие творческие показатели» [[Александр Ключарев]] был удостоен почетного звания [[Заслуженного деятеля искусств Татарской АССР]], а она – почетного звания [[Заслуженной артистки Татарской АССР]].<br>В конце '''ноября 1940 года''' коллектив ансамбля вернулся из пятимесячной гастрольной поездки по Дальнему Востоку. Успех был необыкновенный. Восторженные отзывы дальневосточной прессы перемежевались многочисленными благодарными письмами зрителей в адрес руководителей и [[артист]]ов. Уже по приезду в [[Казань]] узнали, что намечается Декада [[татар]]ского искусства и литературы в [[Москве]] в '''августе 1941 года'''. Она, с присущими ей энергией и энтузиазмом, сразу же приступила к подготовительной работе: необходимо было обновить репертуар, состав исполнителей, привлечь к работе молодых [[композитор]]ов, художников, [[балет]]мейстеров.<br>Были проведены смотры художественной самодеятельности, и лучшие её представители влились в коллектив [[Государственного ансамбля песни и пляски Татарской АССР]]. В это время с [[ансамблем]] начинают сотрудничать художники [[Петр Сперанский]] и [[Марат Рахманкулов]], [[балет]]мейстер [[Гай Тагиров]], продолжают активно помогать [[Джаудат Файзи]], [[Мансур Музафаров]] и, конечно же, [[Александр Ключарев]]. Создается оркестр народных инструментов. Одним словом, подготовка к декаде шла полным ходом, когда началась [[Великая Отечественная война]]…''».
+
** ''«Хореографическая группа была сформирована в '''марте 1938 года''' после олимпиады самодеятельного хореографического искусства республики и состояла всего из шести человек: Г.Багмановой, Ф.Асфандиаровой, А.Зайнутдиновой, А.Стекловой, С.Ахмерова и [[Ахмета Калимуллина]]. Руководил танцевальной группой Юлий Муко – в прошлом солист-премьер и [[балет]]мейстер сгоревшего в 1919 году [[Казанского городского театра]].<br>Она начала работать с [[ансамблем]] в '''мае 1938 года''' и в течение последующих 20 с лишним лет силы, знания, время, да что там говорить – всё свое сердце она отдавала любимому детищу. И лишь на короткий срок – время поездки в [[Москву]] в 1939 году на Всероссийский смотр ансамблей песни и пляски художественным руководителем был назначен [[Александр Ключарев]], а она перешла на место хормейстера коллектива.<br>Когда стало известно, что в '''августе 1939 года''' в [[Москве]] состоится первый Всероссийский смотр ансамблей песни и пляски, в [[Казани]] началась усиленная работа по созданию национального репертуара. В формировании концертной программы приняли участие [[композитор]]ы [[Назиб Жиганов]], [[Александр Ключарев]], [[Мансур Музафаров]], [[балет]]мейстер Юлий Муко. В результате поездки [[Татарский ансамбль песни и пляски]] на Всероссийском смотре среди десяти профессиональных коллективов занял второе место. Это была победа. '''17 октября 1939 года''' «за успешное руководство [[ансамблем]] и высокие творческие показатели» [[Александр Ключарев]] был удостоен почетного звания [[Заслуженного деятеля искусств Татарской АССР]], а она – почетного звания [[Заслуженной артистки Татарской АССР]].<br>В конце '''ноября 1940 года''' коллектив ансамбля вернулся из пятимесячной гастрольной поездки по Дальнему Востоку. Успех был необыкновенный. Восторженные отзывы дальневосточной прессы перемежевались многочисленными благодарными письмами зрителей в адрес руководителей и [[артист]]ов. Уже по приезду в [[Казань]] узнали, что намечается Декада [[татар]]ского искусства и литературы в [[Москве]] в '''августе 1941 года'''. Она, с присущими ей энергией и энтузиазмом, сразу же приступила к подготовительной работе: необходимо было обновить репертуар, состав исполнителей, привлечь к работе молодых [[композитор]]ов, художников, [[балет]]мейстеров.<br>Были проведены смотры художественной самодеятельности, и лучшие её представители влились в коллектив [[Государственного ансамбля песни и пляски Татарской АССР]]. В это время с [[ансамблем]] начинают сотрудничать художники [[Петр Сперанский]] и [[Марат Рахманкулов]], [[балет]]мейстер [[Гай Тагиров]], продолжают активно помогать [[Джаудат Файзи]], [[Мансур Музафаров]] и, конечно же, [[Александр Ключарев]]. Создается оркестр народных инструментов. Одним словом, подготовка к декаде шла полным ходом, когда началась [[Великая Отечественная война]]…''».
 
* 1941-44 годы - директор и художественный руководитель [[Татарской филармонии]].
 
* 1941-44 годы - директор и художественный руководитель [[Татарской филармонии]].
 
** ''«Филармония переходит на полный хозрасчет, работа коренным образом перестраивается. Она, кроме того, что руководит [[ансамблем]], становится директором и художественным руководителем филармонии. Она создает несколько концертных бригад, в том числе и фронтовых. За неимением помещения - здание филармонии было отдано для военных нужд - репетиции часто проходили на её квартире. Отсюда выезжали концертные бригады, после выступления – короткий сон в этой же квартире у печки-«буржуйки», и все начиналось сначала. Репертуар был сориентирован на сугубо женский состав исполнителей: почти все артисты-мужчины ушли на фронт.<br>Концертная деятельность [[ансамбля]] в военные годы показала, что народ не только не переставал интересоваться своей культурой, искусством, а наоборот, как никогда, тянулся к ним. Концертные залы и клубы, опушки прифронтового леса, площадки на полевых станах стали сценическими подмостками [[ансамбля]]. Выступления проходили при огромных скоплениях народа. По архивным данным, за 12 лет работы с 1938 по 1949 годы [[ансамбль]] дал '''2500''' концертов, на которых побывало свыше '''одного миллиона зрителей'''.<br>Конечно же, не все было гладко в творчестве [[ансамбля]] и её деятельности. Во время войны и ряд лет после нее коллектив испытывал большие трудности, которые были связаны, прежде всего, с материальной стороной существования и кадровым вопросом. Многие годы не было возможностей пошива новых костюмов, оформления сцены, приобретения инструментов, и даже занятия с хоровой и танцевальной группами превращались в проблему. Однако к пятидесятым годам положение меняется в лучшую сторону. Шьются новые превосходные костюмы и делается мягкое сценическое оформление, составляющее вместе с костюмами единую творческую композицию (художник И.Хибатуллин). [[Ансамбль]] значительно вырастает и в творческом отношении, состав видоизменяется в лучшую сторону, пополняется интересными солистами хоровой и танцевальной групп, количественно вырастает до '''56''' человек.»''
 
** ''«Филармония переходит на полный хозрасчет, работа коренным образом перестраивается. Она, кроме того, что руководит [[ансамблем]], становится директором и художественным руководителем филармонии. Она создает несколько концертных бригад, в том числе и фронтовых. За неимением помещения - здание филармонии было отдано для военных нужд - репетиции часто проходили на её квартире. Отсюда выезжали концертные бригады, после выступления – короткий сон в этой же квартире у печки-«буржуйки», и все начиналось сначала. Репертуар был сориентирован на сугубо женский состав исполнителей: почти все артисты-мужчины ушли на фронт.<br>Концертная деятельность [[ансамбля]] в военные годы показала, что народ не только не переставал интересоваться своей культурой, искусством, а наоборот, как никогда, тянулся к ним. Концертные залы и клубы, опушки прифронтового леса, площадки на полевых станах стали сценическими подмостками [[ансамбля]]. Выступления проходили при огромных скоплениях народа. По архивным данным, за 12 лет работы с 1938 по 1949 годы [[ансамбль]] дал '''2500''' концертов, на которых побывало свыше '''одного миллиона зрителей'''.<br>Конечно же, не все было гладко в творчестве [[ансамбля]] и её деятельности. Во время войны и ряд лет после нее коллектив испытывал большие трудности, которые были связаны, прежде всего, с материальной стороной существования и кадровым вопросом. Многие годы не было возможностей пошива новых костюмов, оформления сцены, приобретения инструментов, и даже занятия с хоровой и танцевальной группами превращались в проблему. Однако к пятидесятым годам положение меняется в лучшую сторону. Шьются новые превосходные костюмы и делается мягкое сценическое оформление, составляющее вместе с костюмами единую творческую композицию (художник И.Хибатуллин). [[Ансамбль]] значительно вырастает и в творческом отношении, состав видоизменяется в лучшую сторону, пополняется интересными солистами хоровой и танцевальной групп, количественно вырастает до '''56''' человек.»''
Строка 40: Строка 44:
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* [http://tatfil.ru/ru/filarmoniya/museum/imena/40-imena-a/70-ahmetova-zs В.Н.Горшков «Ахметова Зулейха Саттаровна»]
 
* [http://tatfil.ru/ru/filarmoniya/museum/imena/40-imena-a/70-ahmetova-zs В.Н.Горшков «Ахметова Зулейха Саттаровна»]
[[Категория:ӘХМӘТ (Ахмет)]][[Категория:Дирижеры]][[Категория:Хормейстеры]][[Категория:Педагоги]][[Категория:Заслуженные артисты Татарии]][[Категория:Ансамбль песни и танца Татарии]][[Категория:Челябинская область]][[Категория:Москва]][[Категория:Башкирия]]
+
[[Категория:ӘХМӘТ (Ахмет)]][[Категория:Дирижеры]][[Категория:Хормейстеры]][[Категория:Педагоги]][[Категория:Заслуженные артисты Татарстана]][[Категория:Ансамбль песни и танца Татарии]][[Категория:Челябинская область]][[Категория:Москва]][[Категория:Башкирия]]

Текущая версия на 22:22, 14 июля 2023

Зөләйха Әхмәтова
(1904-1988)

ЗӨЛӘЙХА ӘХМӘТОВА
ЗУЛЕЙХА САТТАРОВНА АХМЕТОВА

(1904-1988)
(Зөләйха Абдулсаттар кызы Әхмәтова)


Хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, Заслуженная артистка Татарской АССР, основатель и руководитель Татарского Государственного ансамбля песни и пляски, директор Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая


Биография

  • Родилась 13 марта 1904 года в Челябинске.
    • «…Она была последним, шестнадцатым ребенком в семье. Жили скудно. Отец имел лошаденку, возил пассажиров с вокзала в город и обратно – тем и существовали. Своего дома не было, жили на квартире в русской семье, где старшие учительствовали. В обеих семьях любили музыку, умели ее слушать, владели инструментами. Так, её мать хорошо играла на кубызе, а в семье учителей была фисгармония. Жили дружно, часто вместе музицировали, пели песни. Иногда она вместе со своей русской подругой из семьи учителей потихоньку от родителей убегали в церковь, садились где-нибудь в укромном месте на пол и с восторгом слушали церковное пение. Конечно, всё это не могло не повлиять на развитие способностей, а огромная тяга к искусству привела девочку в музыкальную школу, которую она стала посещать раньше, чем общеобразовательную. Успехи были очевидны, но так случилось, что семье пришлось подниматься с насиженного места в поисках лучшей доли. Годы прошли в больших и малых городах, поселках, счастья однако не нашли, а отца потеряли – он умер от туберкулеза. Наконец, уже после Октябрьских событий, переехали в Уфу к сестре. »
  • 1917-30 годы - работала воспитателем в детском доме Уфы, а по вечерам училась в музыкальном техникуме.
  • 1930 год - закончила Уфимский музыкальный техникум.
Газúз Әлмөхәммәдев
(1895-1938)
  • 1934 год - окончила отделение детского музыкального воспитания Московской консерватории.
    • «Занятия часто проходили с группой студентов, обучающихся на отделении хорового дирижирования, и именно педагоги этой кафедры, по её утверждению, заложили все те профессиональные начала, которые в дальнейшем помогли ей в работе на посту художественного руководителя Татарского Государственного ансамбля песни и пляски».
  • 1934-37 годы –заведующая учебной частью и педагог Башкирского техникума искусств в Уфе.
    • «После окончания консерватории она уехала в Уфу писать дипломную работу. Но так и не написала. В республике катастрофически не хватало высококвалифицированных кадров работников культуры. Она пошла работать. Работала заведующей учебной частью техникума, директором Башкирского музыкального училища, педагогом на музыкальных курсах Башнаркомпроса. …Пока не наступил мрачный 1937 год. Начались жуткие репрессии. После того, как навсегда пропал известный в народе певец, композитор и её товарищ Газиз Альмухамедов, она решает покинуть Уфу и срочно выезжает в Среднюю Азию к родственникам. Дорога идет через Казань. Здесь ее встречает творческий собрат и друг Александр Сергеевич Ключарев, который уехал из Уфы раньше по той же причине. Он предлагает Зулейхе Саттаровне остаться в Казани и поступить на работу в Радиокомитет на должность хорового дирижера. Предложение было принято».
  • 1937-38 годы – хоровой дирижер Казанского радиокомитета.
    • «Хор радиокомитета – примерно 25 человек – хотя и состоял в основном из бывших участников художественной самодеятельности, но отличался довольно высокой исполнительской культурой. 1930-е годы – время бурного расцвета самодеятельного народного творчества. Из лучших представителей художественной самодеятельности формировались первые профессиональные коллективы песни и пляски в союзных и автономных республиках. Так были созданы Государственный ансамбль танца Союза ССР под руководством Игоря Моисеева, Государственный ансамбль песни и пляски Чувашии, Удмуртии и других республик. Таким образом, идея создания профессионального коллектива песни и пляски в Татарии, как говорится, уже витала в воздухе.
      21 августа 1937 года Совет Народных Комиссаров Татарской АССР постановил: «в целях широкой пропаганды и развития музыкальной культуры образовать Татарскую государственную филармонию». При филармонии была организована хоровая капелла, которую и предложили ей возглавить. Прежде чем дать окончательное согласие, она, в свою очередь, предложила создать при капелле танцевальную группу и реорганизовать в дальнейшем капеллу в ансамбль песни и пляски. Идея была принята
      ».
  • 1938-59 годы - руководитель Ансамбля песни и танца Татарской АССР.
  • 1941-44 годы - директор и художественный руководитель Татарской филармонии.
    • «Филармония переходит на полный хозрасчет, работа коренным образом перестраивается. Она, кроме того, что руководит ансамблем, становится директором и художественным руководителем филармонии. Она создает несколько концертных бригад, в том числе и фронтовых. За неимением помещения - здание филармонии было отдано для военных нужд - репетиции часто проходили на её квартире. Отсюда выезжали концертные бригады, после выступления – короткий сон в этой же квартире у печки-«буржуйки», и все начиналось сначала. Репертуар был сориентирован на сугубо женский состав исполнителей: почти все артисты-мужчины ушли на фронт.
      Концертная деятельность ансамбля в военные годы показала, что народ не только не переставал интересоваться своей культурой, искусством, а наоборот, как никогда, тянулся к ним. Концертные залы и клубы, опушки прифронтового леса, площадки на полевых станах стали сценическими подмостками ансамбля. Выступления проходили при огромных скоплениях народа. По архивным данным, за 12 лет работы с 1938 по 1949 годы ансамбль дал 2500 концертов, на которых побывало свыше одного миллиона зрителей.
      Конечно же, не все было гладко в творчестве ансамбля и её деятельности. Во время войны и ряд лет после нее коллектив испытывал большие трудности, которые были связаны, прежде всего, с материальной стороной существования и кадровым вопросом. Многие годы не было возможностей пошива новых костюмов, оформления сцены, приобретения инструментов, и даже занятия с хоровой и танцевальной группами превращались в проблему. Однако к пятидесятым годам положение меняется в лучшую сторону. Шьются новые превосходные костюмы и делается мягкое сценическое оформление, составляющее вместе с костюмами единую творческую композицию (художник И.Хибатуллин). Ансамбль значительно вырастает и в творческом отношении, состав видоизменяется в лучшую сторону, пополняется интересными солистами хоровой и танцевальной групп, количественно вырастает до 56 человек.»
  • Умерла 2 января 1988 года в Москве.
    • «Эта маленькая, хрупкая женщина была поистине сгустком энергии, обладала мощной силой воли, необыкновенной целеустремленностью. Ее верная художественная и организаторская интуиция, сильный характер не раз спасали коллектив от неверных творческих шагов, навязываемых «сверху». Она, как мать, заботилась о своих подопечных артистах, воспитывала их. Именно ей удалось сцементировать коллектив в профессиональном и общечеловеческом отношении, объединив души для служения искусству, служения своему народу».

Творчество

  • Обладая большими организаторскими способностями, тонкой художественной интуицией, глубоким знанием татарского фольклора, оказала решающее влияние на организацию и творческое становление ансамбля. Годы работы в ансамбле отмечены активными поисками самобытного стиля, определения концепции формирования и развития нового вида национального искусства – сценического воплощения татарского музыкального и танцевального фольклора. Она определяла репертуарную политику ансамбля, ориентируясь на лучшие образцы народного искусства, произведения Александра Ключарева, Мансура Музафарова, Джаудата Файзи и др. Разучила с хоровой группой около 300 произведений.
  • Под её руководством ансамбль успешно совершал первые гастрольные поездки по стране завоевал признание на смотрах и конкурсах:
    • всероссийских (1939-45)
    • всесоюзном (1957)
  • Будучи талантливым педагогом, она способствовала творческому становлению и росту мастерства солистов. Руководила ансамблем в самые трудные годы::
    • возникновение коллектива
    • военное
    • послевоенное время
    • период формирования и становления творческого облика своего детища

Признание

Источники