Ахметова Зулейха Саттаровна

(перенаправлено с «Зөләйха Әхмәтова»)
Перейти к: навигация, поиск
Зөләйха Әхмәтова
(1904-1988)

ЗӨЛӘЙХА ӘХМӘТОВА
ЗУЛЕЙХА САТТАРОВНА АХМЕТОВА

(1904-1988)
(Зөләйха Абдулсаттар кызы Әхмәтова)

Хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, Заслуженная артистка Татарской АССР, основатель и руководитель Татарского Государственного ансамбля песни и пляски, директор Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая

Биография

  • Родилась 13 марта 1904 года в Челябинске.
    • «…Она была последним, шестнадцатым ребенком в семье. Жили скудно. Отец имел лошаденку, возил пассажиров с вокзала в город и обратно – тем и существовали. Своего дома не было, жили на квартире в русской семье, где старшие учительствовали. В обеих семьях любили музыку, умели ее слушать, владели инструментами. Так, её мать хорошо играла на кубызе, а в семье учителей была фисгармония. Жили дружно, часто вместе музицировали, пели песни. Иногда она вместе со своей русской подругой из семьи учителей потихоньку от родителей убегали в церковь, садились где-нибудь в укромном месте на пол и с восторгом слушали церковное пение. Конечно, всё это не могло не повлиять на развитие способностей, а огромная тяга к искусству привела девочку в музыкальную школу, которую она стала посещать раньше, чем общеобразовательную. Успехи были очевидны, но так случилось, что семье пришлось подниматься с насиженного места в поисках лучшей доли. Годы прошли в больших и малых городах, поселках, счастья однако не нашли, а отца потеряли – он умер от туберкулеза. Наконец, уже после Октябрьских событий, переехали в Уфу к сестре. »
  • 1917-30 годы - работала воспитателем в детском доме Уфы, а по вечерам училась в музыкальном техникуме.
  • 1930 год - закончила Уфимский музыкальный техникум.
Газúз Әлмөхәммәдев
(1895-1938)
  • 1934 год - окончила отделение детского музыкального воспитания Московской консерватории.
    • «Занятия часто проходили с группой студентов, обучающихся на отделении хорового дирижирования, и именно педагоги этой кафедры, по её утверждению, заложили все те профессиональные начала, которые в дальнейшем помогли ей в работе на посту художественного руководителя Татарского Государственного ансамбля песни и пляски».
  • 1934-37 годы –заведующая учебной частью и педагог Башкирского техникума искусств в Уфе.
    • «После окончания консерватории она уехала в Уфу писать дипломную работу. Но так и не написала. В республике катастрофически не хватало высококвалифицированных кадров работников культуры. Она пошла работать. Работала заведующей учебной частью техникума, директором Башкирского музыкального училища, педагогом на музыкальных курсах Башнаркомпроса. …Пока не наступил мрачный 1937 год. Начались жуткие репрессии. После того, как навсегда пропал известный в народе певец, композитор и её товарищ Газиз Альмухамедов, она решает покинуть Уфу и срочно выезжает в Среднюю Азию к родственникам. Дорога идет через Казань. Здесь ее встречает творческий собрат и друг Александр Сергеевич Ключарев, который уехал из Уфы раньше по той же причине. Он предлагает Зулейхе Саттаровне остаться в Казани и поступить на работу в Радиокомитет на должность хорового дирижера. Предложение было принято».
  • 1937-38 годы – хоровой дирижер Казанского радиокомитета.
    • «Хор радиокомитета – примерно 25 человек – хотя и состоял в основном из бывших участников художественной самодеятельности, но отличался довольно высокой исполнительской культурой. 1930-е годы – время бурного расцвета самодеятельного народного творчества. Из лучших представителей художественной самодеятельности формировались первые профессиональные коллективы песни и пляски в союзных и автономных республиках. Так были созданы Государственный ансамбль танца Союза ССР под руководством Игоря Моисеева, Государственный ансамбль песни и пляски Чувашии, Удмуртии и других республик. Таким образом, идея создания профессионального коллектива песни и пляски в Татарии, как говорится, уже витала в воздухе.
      21 августа 1937 года Совет Народных Комиссаров Татарской АССР постановил: «в целях широкой пропаганды и развития музыкальной культуры образовать Татарскую государственную филармонию». При филармонии была организована хоровая капелла, которую и предложили ей возглавить. Прежде чем дать окончательное согласие, она, в свою очередь, предложила создать при капелле танцевальную группу и реорганизовать в дальнейшем капеллу в ансамбль песни и пляски. Идея была принята
      ».
  • 1938-59 годы - руководитель Ансамбля песни и танца Татарской АССР.
  • 1941-44 годы - директор и художественный руководитель Татарской филармонии.
    • «Филармония переходит на полный хозрасчет, работа коренным образом перестраивается. Она, кроме того, что руководит ансамблем, становится директором и художественным руководителем филармонии. Она создает несколько концертных бригад, в том числе и фронтовых. За неимением помещения - здание филармонии было отдано для военных нужд - репетиции часто проходили на её квартире. Отсюда выезжали концертные бригады, после выступления – короткий сон в этой же квартире у печки-«буржуйки», и все начиналось сначала. Репертуар был сориентирован на сугубо женский состав исполнителей: почти все артисты-мужчины ушли на фронт.
      Концертная деятельность ансамбля в военные годы показала, что народ не только не переставал интересоваться своей культурой, искусством, а наоборот, как никогда, тянулся к ним. Концертные залы и клубы, опушки прифронтового леса, площадки на полевых станах стали сценическими подмостками ансамбля. Выступления проходили при огромных скоплениях народа. По архивным данным, за 12 лет работы с 1938 по 1949 годы ансамбль дал 2500 концертов, на которых побывало свыше одного миллиона зрителей.
      Конечно же, не все было гладко в творчестве ансамбля и её деятельности. Во время войны и ряд лет после нее коллектив испытывал большие трудности, которые были связаны, прежде всего, с материальной стороной существования и кадровым вопросом. Многие годы не было возможностей пошива новых костюмов, оформления сцены, приобретения инструментов, и даже занятия с хоровой и танцевальной группами превращались в проблему. Однако к пятидесятым годам положение меняется в лучшую сторону. Шьются новые превосходные костюмы и делается мягкое сценическое оформление, составляющее вместе с костюмами единую творческую композицию (художник И.Хибатуллин). Ансамбль значительно вырастает и в творческом отношении, состав видоизменяется в лучшую сторону, пополняется интересными солистами хоровой и танцевальной групп, количественно вырастает до 56 человек.»
  • Умерла 2 января 1988 года в Москве.
    • «Эта маленькая, хрупкая женщина была поистине сгустком энергии, обладала мощной силой воли, необыкновенной целеустремленностью. Ее верная художественная и организаторская интуиция, сильный характер не раз спасали коллектив от неверных творческих шагов, навязываемых «сверху». Она, как мать, заботилась о своих подопечных артистах, воспитывала их. Именно ей удалось сцементировать коллектив в профессиональном и общечеловеческом отношении, объединив души для служения искусству, служения своему народу».

Творчество

  • Обладая большими организаторскими способностями, тонкой художественной интуицией, глубоким знанием татарского фольклора, оказала решающее влияние на организацию и творческое становление ансамбля. Годы работы в ансамбле отмечены активными поисками самобытного стиля, определения концепции формирования и развития нового вида национального искусства – сценического воплощения татарского музыкального и танцевального фольклора. Она определяла репертуарную политику ансамбля, ориентируясь на лучшие образцы народного искусства, произведения Александра Ключарева, Мансура Музафарова, Джаудата Файзи и др. Разучила с хоровой группой около 300 произведений.
  • Под её руководством ансамбль успешно совершал первые гастрольные поездки по стране завоевал признание на смотрах и конкурсах:
    • всероссийских (1939-45)
    • всесоюзном (1957)
  • Будучи талантливым педагогом, она способствовала творческому становлению и росту мастерства солистов. Руководила ансамблем в самые трудные годы::
    • возникновение коллектива
    • военное
    • послевоенное время
    • период формирования и становления творческого облика своего детища

Признание

Источники