ТИПТӘР (Тептяри)
ТИПТӘР (Тептяри)
Субэтническая группа поволжско-приуральских татар — социальная группа
Общая численностей тептярей, по переписи 1926 года 27,4 тыс.чел., в последующих переписях не выделялись
Живут в основном в Пермской области, Татарстане и Башкортостане.
Этимология термина «тептяри» не ясна.
Татарский язык, среди тептярей распространён также башкирский язык. Верующие тептяри — мусульмане-сунниты.
В формировании этнокультурного облика тептярей решающую роль сыграли татары, башкиры при участии местного финно-угорского населения.
К середине XX в. растворились среди татарского и башкирского населения Среднего Поволжья и Приуралья.
Содержание
Теории происхождения
Первые описатели края Г.Георги, П.Паллас, П.И.Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение: Тептяри или тептери, народность, живущая среди башкир Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т.душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри
Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям, в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления муфтия Салимгарея Шангареевича Тевкелева и башкирского краеведа Мухаммед-Салима Уметбаева. Он приводит такое описание:
Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.
...Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский...
В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками. Среди современных авторов можно упомянуть А.З.Асфандиярова, Д.М.Исхакова, Р.И.Якупова.
В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы.
Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу XVШ века в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов. Существует точка зрения, что основой тептярей явилось татароязычное население Ногайской Орды, издавна проживавшее в Южном Предуралье, в отличие от финно-угроязычных, в основном, бобылей.
Теории о происхождении названия
По происхождению термина "тептярь" нет единого мнения; было создано много гипотез. В настоящее время распространены две из них.
- Ряд исследователей выводит его от персидского "дэфтэр" — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П. И. Рычкова, В. Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
- Башкирский историк А.З.Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов "тибе-тибеле-типтере" в значении "вытеснять(ся)", "выталкивать(ся)", "быть отвергнутым".
Период ясачного сословия
Известны следующие упоминания тептярей в документах:
- 1631—32 годы - тептяри, как и бобыли платили подворный ясак и 4 коп. подымных денег
- 1734 год - проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие;
- 1747 год - тептярский ясак был заменен подушным налогом.
Административно тептяри с 30-х гг. XVШ века делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимcкому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».
В 80-е гг. XVШ века находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.
Период военно-служилого сословия
- 1790 год - тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк.
- Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля 1798 года переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора.
- Позднее были сформированы еще 2 полка.
Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Матвея Ивановича Платова.
Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 года тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском» от 31 октября 1855 года. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры».
Тептярское сословие (также как и сословия башкир и мещеряков) перестало существовать в 1863—65 годы в связи с упразднением Башкирского войска.
- Численность тептярей по переписям:
- 1735 - составляла 11 294
- 1767 — 33 656
- 1796 — 52 193
- 1834 — 10 864
- 1858 — 140 895 душ муж. пола.
- 1897 — 59 293 душ муж. пола; 117 773 всего
- В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года — 27 387 человек
- В настоящее время тептяри — часть татарского народа
Считается, что отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, восприняли башкирское самосознание. Так, полностью перешли на восточный диалект башкирского языка учалинские тептяри. Однако в последнее время появились исследования, подвергающие сомнению их башкирское этническое самосознание.
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
- «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
- А.З.Асфандияров «Башкирия после вхождения в состав России» (вторая половина XVI — первая половина XIX), Уфа, Китап, 2006
- Г.Ахмаров «Тептяри и их происхождение» Казань Хәтер, 2000
- Ш.К.Ахметшин, Ш.А.Насеров. «Долг, отвага, честь (из серии «Татары на службе Отечеству»). Страницы истории татарских воинских частей в Российской армии и Императорской гвардии» Москва, 2006
- Ф.Х.Гумеров «Законы Российской империи о башкирах» Уфа, 1999
- Д.М.Исхаков «Тептяри. Опыт этностатистического изучения» Казань, 2002
- Р.И.Якупов «Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема» Уфа, Гилем, 1998
- Р.И.Якупов «Тептяри. Историко-этнологические очерки к проблеме генезиса этничности» Москва "Старый сад", 2001