ШӘКЕРТ (Шакирд) — различия между версиями
м (Камиль Бакиров переименовал страницу Шакирд в ШӘКЕРТ (Шакирд)) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
*** «[[КАСЫЙМИЯ (Касимия, Приозёрное)]]» в [[Казани]] | *** «[[КАСЫЙМИЯ (Касимия, Приозёрное)]]» в [[Казани]] | ||
*** «[[ГАЛИЯ]]» и «[[ГОСМАНИЯ (Усмания)]]» в [[Уфе]] | *** «[[ГАЛИЯ]]» и «[[ГОСМАНИЯ (Усмания)]]» в [[Уфе]] | ||
− | *** «[[ | + | *** «[[ХӨСӘЕНИЯ (Хусаиния)]]» в [[Оренбург]]е |
*** «[[РӘСҮЛИЯ (Расулия)]]» в Троицке [[Оренбургской области]] и т.д. | *** «[[РӘСҮЛИЯ (Расулия)]]» в Троицке [[Оренбургской области]] и т.д. | ||
* В ряде [[медресе]] преподавали практически все учебные дисциплины [[русской]] [[школ]]ы. Например, шакирды [[медресе]]: | * В ряде [[медресе]] преподавали практически все учебные дисциплины [[русской]] [[школ]]ы. Например, шакирды [[медресе]]: | ||
** «[[МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)]]» изучали [[татарский]], [[русский]], [[арабский]], [[персидский]] языки и соответствующую этим языкам литературу, арифметику, счёт, рисование-черчение, физику, природоведение, географию, историю (всеобщую, российскую, историю [[тюркских народов]], историю науки и классов), философию, логику, психологию, педагогику, методику преподавания, юриспруденцию, риторику, метрику, этику, медицину-гигиену, науку о разделе имущества (фараиз). | ** «[[МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)]]» изучали [[татарский]], [[русский]], [[арабский]], [[персидский]] языки и соответствующую этим языкам литературу, арифметику, счёт, рисование-черчение, физику, природоведение, географию, историю (всеобщую, российскую, историю [[тюркских народов]], историю науки и классов), философию, логику, психологию, педагогику, методику преподавания, юриспруденцию, риторику, метрику, этику, медицину-гигиену, науку о разделе имущества (фараиз). | ||
− | ** Учебный план [[медресе]] «[[ | + | ** Учебный план [[медресе]] «[[ХӨСӘЕНИЯ (Хусаиния)]]» включал восемь религиозных и двадцать светских учебных дисциплин. |
* 1911 год - английские исследователи пришли к выводу, что учебные планы подобных [[медресе]] сходны с планами классических гимназий. | * 1911 год - английские исследователи пришли к выводу, что учебные планы подобных [[медресе]] сходны с планами классических гимназий. | ||
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 18:42, 23 февраля 2015
ШӘКЕРТ (Шакирд)
Студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения
- Обычно изучают основы ислама и арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию.
- Нередко, в их учебную программу входят и светские дисциплины, такие, как:
- иностранные языки
- арифметика
- география
- история и т.д.
- В Российских дореволюционных медресе они обучались:
отличавшихся друг от друга тем, что упор делался либо на религиозную догматику, схоластику и религии, либо на рациональные дисциплины.
- До революции 1917 года - на территории Среднего Поволжья существовали оба типа медресе, которые заслужили широкое признание тюркско-мусульманского населения Российской империи.
- Одним из них стало «МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)» в Казани, основанное Галимджаном Баруди.
- Большой известностью пользовались также медресе:
- «КАСЫЙМИЯ (Касимия, Приозёрное)» в Казани
- «ГАЛИЯ» и «ГОСМАНИЯ (Усмания)» в Уфе
- «ХӨСӘЕНИЯ (Хусаиния)» в Оренбурге
- «РӘСҮЛИЯ (Расулия)» в Троицке Оренбургской области и т.д.
- В ряде медресе преподавали практически все учебные дисциплины русской школы. Например, шакирды медресе:
- «МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)» изучали татарский, русский, арабский, персидский языки и соответствующую этим языкам литературу, арифметику, счёт, рисование-черчение, физику, природоведение, географию, историю (всеобщую, российскую, историю тюркских народов, историю науки и классов), философию, логику, психологию, педагогику, методику преподавания, юриспруденцию, риторику, метрику, этику, медицину-гигиену, науку о разделе имущества (фараиз).
- Учебный план медресе «ХӨСӘЕНИЯ (Хусаиния)» включал восемь религиозных и двадцать светских учебных дисциплин.
- 1911 год - английские исследователи пришли к выводу, что учебные планы подобных медресе сходны с планами классических гимназий.