ЧИРКӘҮ (Церковь)

Материал из Милләттәшләр
Версия от 02:10, 4 июля 2023; Merelapse (обсуждение | вклад) (Бот: автоматизированная замена текста (-Татарии +Татарстана))
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ЧИРКӘҮ (Церковь),
ЧИРКӘҮЛӘР (Церкви)


Христианские культовые здания

  • «ЧИРКӘҮ» в переводе с татарского языка означает «Церковь»

  • 1) Особый тип религ. организации,

объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа

  • здание для отправления религ.

культа (чаще употребляемый синоним - храм). Типология христианского храмового здания формировалась с 4 в.: базили- кальная (одно-, трёх-, пятинефная), кресто- вокупольная, круглая (ротонда), столпообразная шатровая и др., с колокольней или звонницей (в виде части здания или особой, чаще башенной, пристройки). Купола или главы завершались крестами. Внутр. планировка включала притвор или трапезную, собственно храм и алтарь на возвышении в две-три ступени (солея), в православных храмах отделённый иконостасом. Стены интерьера украшались иконами и фресками на евангельские сюжеты. Храм в целом, его части и отдельные формы, помимо функционального назначения, имели определ. символико-религиозное значение. По статусу храмы подразделяются на ставропиги- альные (в ведении патриарха или синода), приходские (для определ. общины), соборные (гл. в городе, бесприходские), домовые (в дворцах, больницах, уч. заведениях и др.), монастырские, кладбищенские, часовни (малые Ц. без алтарей)

Церкви Татарстана

христ. культовые сооружения, предназначенные для богослужения и выполнения религ. обрядов. Широкое распространение получили с сер. 16 в. Соответствовали типологии и стилевым направлениям рос. православной культовой архитектуры. Среди них Никольский собор в г.Чистополе, Спасский собор, Покровская церковь и Никольская церковь в г.Елабуге, Троицкая церковь в пгт Лаишево и др. См. также Церковь, Казанские церкви, Монастыри

Казанско-Богородицкая церковь

архит. памятник сер. 19 в селе БУРАКОВО Спасского района

КАЗАН ЧИРКӘҮЛӘРЕ (Казанские церкви)

правосл. культовые сооружения. Первые К.ц. появились на терр. кремля: Благовещенский собор, Киприана и Иустиньи, Николы Ратного и др. В 16-17 вв. возникли церкви Николая Чу­дотворца в Гостином дворе, Воскресенская, Пятницкая, Успенская, Введенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря. В 18 в. построены Петропавловский собор, Богояв­ления, Евдокии, Покровская церкви и др. В монастырях возводились трапезные и надвратные церкви: Владимирская в Кизическом монастыре, Тихона Амафунтского в Воскресенском монастыре, Софийская в Богородицком монастыре и др. Крупней­ший из монастырских соборов был в Ка­занском Богородицком жен. монастыре. Са­мый распространённый тип культовых хри­стианских сооружений Казани — приходские церкви: Евдокии, Четырёх Евангели­стов, Николы Нисского церковь и др. После 1917 большинство К.ц. были закрыты. С 1990-х гг. часть К.ц. возвращена общинам, отреставрирована. Построен Епархиальный центр с церковью (1993, арх. В.П.Логинов, Е.И.Прокофьев).

Церкви Башкирии

одними из первых основаны храмы православные. Ц. строились со 2‑й пол. 16 в. в осн. вокруг Уфы и в долине р.Белая (см. Богородско-Уфимская церковь, Никольская церковь, Троицкая церковь), с сер. 18 в. — в горнозаводских поселениях (Воскресенская церковь); с кон. 18 в. возводились на средства дворянства (Димитрия Солунского церковь). К нач. 21 в. сохранились кам. Ц.:

Христорождественская церковь

(построена в нач. 18 в.) в д.Березовка Уфим. р‑на. Имеет 2 престола: гл. — в честь Рождества Христова и во имя святителя и чудотворца Николая. Реставрирована в 2002—05

Казанско-Богородская

(построена и освящена в 1750‑е гг., перестроена в 1830‑е гг.) в с.Верх. Авзян Белорецкого р‑на. Имеет 3 престола: гл. — в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — во имя святителя и чудотворца Николая и св. великомученика Димитрия Солунского. Закрыта в 1930, возвращена верующим в 1992

Троицкая

построена в 1753—59) в с.Верхнетроицкое Туймазинского р‑на. Имеет 3 престола: гл. — во имя Св. Живоначальной Троицы (освящён в 1759), в приделах — в честь Рождества Христова и св. мученика Леонида. Закрыта в 1930‑е гг., возвращена верующим в 1991

Богородице‑Казанская

построена в 1788) в с.Верхотор Ишимбайского р‑на. Имеет престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Закрыта в 1930‑е гг., возвращена верующим в 1989

Никольская

построена в 1802—05, в стиле классицизма)в с.Аскино Аскинского р‑на. Имеет 2 престола: гл. — в честь святителя и чудотворца Николая (освящён в 1820), в приделе — во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия (1808). В 1937—45 не действовала

Михаило-Архангельская церковь

Свято-Троицкий собор; Петропавловская Ц. (построена и освящена в 1825—42) в с.Касёво (в черте г.Нефтекамск). Имеет 2 престола: гл. — во имя апостолов Петра и Павла (освящён в 1842) и св. великомученика Димитрия Солунского (1825). Закрыта в 1931, возвращена верующим в 1989

Вознесенская

постр. в 1848 на месте сгоревшей в 1828 церкви, в стилепозднего классицизма) в с.Табынское Гафурийского р‑на. Имеет3 престола: гл. — в честь Вознесения Господня, в приделах — в честь Казанской иконы Божией Материи святителя и чудотворца Николая.В Ц. находилась Табынская Божией Матери икона. Закрыта в 1929,возвращена верующим в 2004

Скорбященская

построена в 1830—67)в д.Андреевка Аургазинского р‑на. Имеет 3 престола: гл. — в честьиконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте” (освящён в 1872)и в приделах — в честь Рождества Христова (1869) и во имя святителяи чудотворца Николая (1872). Закрыта в 1930, возвращена верующим в 1990

  • Из несохранившихся Ц. наиб. известны:

Троицкая

построена в 1745) в с.Нагайбаково Бакалинского р‑на. Имела престол во имя Св. Живоначальной Троицы. Разрушена в 1994

Троицкая

построена в 1830—33, в стиле позднего классицизма) в с.Новотроицкое Мишкинского р‑на. Имела 2 престола: гл. — во имя Св. Живоначальной Троицы, в приделе — в честь Покрова Божией Матери (освящён в 1844). Закрыта в 1930‑е гг., разрушена ок. 1970.

  • Во 2‑й пол. 19 — нач. 20 вв. построено ок. 80 кирпичных и 500 дер.Ц., среди них: Вознесенская церковь, Святителей Гурия, Варсонофия и Германа церковь, Троицкая Ц. (с.Леуза Кигинского р‑на), Александровская Ц. (с.Волково Благовещенского р‑на), Покровская Ц. (с.Ира, в составе г.Кумертау), Георгиевская Ц. (с.Еланыш Салаватскогор‑на) и др. К 1922 в Епархии Уфимской действовало более 720 Ц. и молитв. домов (из них ок. 40 единоверч. и старообрядческих). В кон. 20‑х — 30‑е гг. осуществлялось массовое закрытие Ц., уничтожение религ. приходов. К 1939 оставался открытым единств. храм — Свято-Сергиевский кафедральный собор. В 1950 действовало 42 Ц. и молитв. дома, в 1965 — 17. С кон. 1980‑х гг.Ц. в респ. восстанавливаются и строятся новые.В 1993 в РБ насчитывалось ок. 90 Ц. и молитв. домов, в 2010 — ок. 200. Мн. Ц.епархии являются памятниками истории и архитектуры. См. также Соборы Оренбургской и Уфимской епархии, Кирха, Костёл, Молитвы дом евангельских христиан-баптистов, Церкви в Уфе.

ӨФӘ ЧИРКӘҮЛӘРЕ (Церкви Уфы)

Смоленская (Соборная) церковь заложена в 1586 (см. Троицкая церковь); Покровская церковь, кирпичная, в стиле рус. классицизма, построена в 1810—20‑е гг. на ул.Сибирской (ныне ул.Мингажева, 4) в осн. на средства купца Д.С.Жульбина на месте 2 дер. церквей: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя и чудотворца Николая (обе осн. в нач. 17 в.). Имела 2 престола: гл. — в честь Покрова Божией Матери (освящён в 1823), в приделе — во имя святителя и чудотворца Николая (1817, переосвящён в 1823 после пожара 1821). Закрыта ок. 1937, вновь открыта в 1957. Является памятником архитектуры; Александровская церковь; Воскресенский кафедральный собор; Спасская церковь; Успенская церковь, кирпичная, в стиле позднего классицизма, построена в 1840—49 по инициативе священника И.А.Бреева на бывш. гор. кладбище (ныне ул.Коммунистическая) на месте дер. церкви Успения Божией Матери (перенесена по инициативе С.И.Аничкова из Успенского монастыря и освящена в 1798). Имела 3 престола: гл. — в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящён в 1849) и в приделах — во имя св. Архангела Михаила (1862) и св. великомученика и Победоносца Георгия (1864). При церкви действовали библиотека, церк.-приходское уч‑ще (с 1862), попечительство (с 1880), Союз правосл. молодёжи (в годы Первой мировой войны). Закрыта в 1931, позднее снесена; Иоанно-Предтеченская церковь, кирпичная, заложена в 1831 на Иоанно-Предтеченском кладбище (ныне ок. парка им.И.С.Якупова) в память дня усекновения Главы св. Иоанна Крестителя, освящена в 1845. Закрыта в 1933, позднее снесена; Преображенская церковь, дер., 1‑главая, перенесена в 1861 по ходатайству священника Ф.Троицкого из Благовещенского монастыря на Сергиевское кладбище, освящена в 1862. Была приписана к Свято-Сергиевскому кафедральному собору. Имела престол в честь Преображения Господня. Закрыта в 1932, позднее снесена; Скорбященская (приютская) церковь, кирпичная, построена в 1860—61 на средства Приказа общественного призрения на ул.Приютской (ныне ул.Кирова). Имела престол в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте”. Закрыта в 1923, снесена ок. 1968; Ильинская церковь; Свято-Сергиевский кафедральный собор; Никольская церковь, кирпичная, построена в 1876—82 на пути следования крестного хода с Берёзовской святителя Николая Чудотворца иконой на углу ул. Почтовой и Каретной (ныне ул. Пушкина и Аксакова) на пожертвования мещанина Н.Гурьева. Имела 3 престола: гл. — во имя святителя и чудотворца Николая (освящён в 1882), в правом приделе — в честь Вознесения Господня (1897) и в левом (1907). С 1924 кафедральный собор Уфимской Епархии. Закрыта в 1933, снесена в 1939; Богородско-Уфимская церковь; Крестовоздвиженская церковь; Никольская (вокзальная) церковь, дер. (освящена в 1897), с 1899 кирпичная, 7‑главая (освящена в 1902) при Уфим. ж.-д. вокзале. Имела 2 престола: гл. — во имя святителя и чудотворца Николая (освящён в 1902), в приделе — в честь Вознесения Господня. Закрыта в 1924, часть здания (ул. Вокзальная, 39а) возвращена верующим в 2005. Является памятником истории и архитектуры; Всехсвятская церковь, дер., 3‑главая, построена в 1897—98 на ул.Всехсвятской (ныне ул.Местные Дубнячки) по инициативе Иустина, имела престол в честь Всех Святых (освящён в 1898). Закрыта в 1933, снесена; Симеоновская церковь, дер., на кам. фундаменте, построена в 1902—03 на пересечении ул. Оренбургской и Самарской (ныне ул.Белякова) в осн. на средства Д.Е. Кляузникова. Имела 3 престола: гл. — во имя Св. Симеона, Верхотурского чудотворца (освящён в 1903), в приделах — Алексия, Человека Божия, и св. кн. Михаила Тверского. Закрыта в 1932, возвращена верующим в 1990, восстановлена в 1991—94. Является памятником истории и архитектуры; Скорбященская церковь, кирпичная, 5‑главая. Построена в 1901—06 на Ново-Ивановском (Скорбященском) кладбище (ныне сквер 50‑летия Победы) на средства казны и пожертвования. Имела престол в честь иконы Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радосте”. Была приходской для жителей близлежащих деревень. Закрыта в 1933, снесена; Вторая скорбященская церковь, построена в нач. 20 в. там же как каплица (закрыта в 1930‑е гг.), с 1945 действовала как правосл. церковь. Закрыта в 1961, снесена в 1962; Рождества Богородицы церковь; Вознесенская церковь, кирпичная, заложена в 1909 по инициативе купца М.А. Степанова-Зорина, построена в осн. на его средства на ул.Вавиловской (ныне ул.Зенцова), освящена в 1918. Имела 2 престола: гл. — в честь Вознесения Господня (освящён в 1918) и в приделе — во имя иконы Божией Матери “Живоносный источник” (1919). Внутр. убранство было расписано А.П.Лежневым. Закрыта в 1933, позднее снесена; Леонидовская церковь, кирпичная, построена в 1910 по инициативе купца Л.Четкова на углу ул. Центральной и Тюремной (ныне ул. Ленина и Достоевского). Имела престол во имя св. Леонида Коринфского (освящён в 1910). Являлась подворьем Михаило-Архангельского жен. монастыря. Закрыта в 1923, снесена в 50‑е гг.; Церковь Двенадцати апостолов, дер., построена ок. 1911 в жилой усадьбе на ул.Иркутской (ныне ул.Пархоменко). Закрыта ок. 1925, снесена в нач. 80‑х гг.; Петропавловская церковь, открыта в 1825 при тюремном замке. Закрыта в 1919.

Действовали домовые церкви: Иоанно-Златоустовская (открыта в 1834) в здании Духовной семинарии; Крестовая (1839) в здании Архиерейского дома. Имела 2 престола: гл. — во имя Св. Духа, в приделе — в честь Всех Святых; Тихоно-Задонская (1863) при Епархиальном женском училище; Софийская (1865) при Уфимской мужской гимназии; Димитрие-Солунская (1880‑е гг., освящена в 1885) в здании Духовного мужского училища; Введенская (1890‑е гг., освящена в 1898) при Мариинской женской гимназии; Алексиевская (1901—03) при Уфим. реальном училище; Георгиевская (1908) в юж. корпусе казарм внутр. стражи; Свято-Духовская (известна с нач. 20 в.) при Уфим. губ. психиатрич. больнице; все закрыты в 1919.

В 1919 в Уфе действовало более 30 Ц. и молитв. домов, в 2010 — 15

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

в православии). Изучение истории Русской православной церкви на Юж. Урале началось с сер. 18 в. Отд. сведения содержатся в трудах И.В.Жуковского, П.И.Рычкова, И.П.Фалька, В.М.Черемшанского. Материалы также публиковались в газ. “Оренбургские губернские ведомости”, “Уфимские губернские ведомости”, ж. “Оренбургские епархиальные ведомости”, “Уфимские епархиальные ведомости”. Первым систематич. иссл. по церк. истории края стал труд Л.С.Суходольского “Церковно‑историко‑статистическое описание Оренбургской епархии” (1857). В 1890‑е И.А.Сперанским написан “Очерк из церковной истории Оренбургского края с 1739 до открытия епархии (1799)”, фрагменты из к‑рого были опубликованы в “Оренбургских епархиальных ведомостях” за 1897. В 1899 вышла работа И.Е.Златоверховникова “Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно‑исторический и статистический очерк”, к‑рая содержит описание приходов, монастырей, религ. уч. заведений, сведения о миссионерской деят‑сти Рус. правосл. церкви на Юж. Урале и др. В труде Н.М.Чернавского “Оренбургская епархия в прошлом её и настоящем”, изданном в 1900—02, освещены вопросы храмового строительства, духовного образования, помещены биографии епископов Уфимской Епархии до кон. 80‑х гг. 19 в. и Оренбургской епархии до кон. 19 в. В 70‑е гг. 19 в. — нач. 20 в. церк. (Дионисий I, священник Н.Н. Модестов; Сперанский, К.П.Херувимов) и светские (В.Н.Витевский, Р.Г.Игнатьев, А.И. Кривощёков) деятели занимались изучением истории нек‑рых монастырей (Благовещенский монастырь, Вознесенская пустынь, Воскресенский Златоустовский единоверческий монастырь, Успенский монастырь и др.), церквей, биографий уфим. архиереев.

После революции 1917 изучение православия на Юж. Урале ограничивалось отд. упоминаниями в трудах историков. В работах И.Г.Акманова, А.П.Чулошникова рассматривалась проблема христианизации народов Башкортостана как одна из причин башкирских восстаний 17—18 вв. Ю.Н.Сергеевым изучены вопросы правосл. миссионерства, истории кр. монастырей, структура и статус православного духовенства, биографии архиереев. В 90‑е гг. 20 в. — нач. 21 в. Н.Т.Абдуловым, И.Л. Васильевой исследованы гос.‑церк. отношения в респ. в 1917—91; А.И. Конюченко — духовное образование на Юж. Урале; Т.А.Чумаченко — церк. политика сов. власти в 40—60‑е гг. 20 в. на примере Челяб. епархии; В.С.Боже, И.В. Дегтярёвым — правосл. история г.Челябинск 18—20 вв. Истории православия в крае посвящены публикации Н.П.Зиминой, отд. монастырей, церквей, жизни и деят‑сти архиереев — Я.С.Свице. П.В.Егоровым составлен справочник‑путеводитель “Уфимская епархия Русской Православной Церкви” (2005), в к‑рый также вошёл переизданный труд Златоверховникова.


Источники