Христианизация

Версия от 08:32, 27 июня 2016; Камиль Бакиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ народов Среднего Повол­жья и Приуралья

политика религиозной унифика­ции народов, проводимая со 2-й пол. 16 в. русским правительством и православной церковью с целью культурной ассимиляции.

После взятия Казани (1552) были разрушены мечети, проведены первые акты насильственного крещения. Усиле­нию Xристианизации способствовали открытие Казанской епархии в 1555 и Наказная память Ива­на IV казанскскому архиепископу Гурию о методах проведения Xристианизации. Этого оказалось недостаточ­но для успешной Xристианизации мусульман, которые в большинстве своем не желали креститься.

Резкий поворот в проведении Xристианизации наметился после принятия Соборного Уложения 1649 и царских грамот 2-й пол. 17 в. о предоставлении права прода­жи поместий только русским людям и кре­щёным инородцам (1653), о переходе вымо­рочных поместий некрещёных землевла­дельцев к их крещёным родственникам (1654), о вознаграждении за принятие кре­щения татар и др. иноверцев землями, отби­раемыми у некрещёных родственников, об отмене поместных прав землевладельцев-мусульман (1683), об освобождении ново­крещён от холопства (1684).

В 1-й четверти 18 в. с указов Петра I (1713, 1715, 1720, 1722) на­чинается новый этап Xристианизации. В 1730 в Свияжске начала действовать Комиссия по новокрещёнским делам.

Наибольшего размаха Xристианизация получила в пери­од деятельности Луки (Конашевича). Началось разрушение мечетей (к 1744 в Казанском уезде из 536 мечетей было разрушено 418), опус­тошение мусульманских кладбищ и т.п.— факти­чески религиозный геноцид. Шла активная подго­товка миссионерских кадров в Казанской славяно-латинской школе (созд. в 1723), которая в 1733 была преобразована в духовную семинарию.

В результате предпринятых мер к середине 18 в. подавляющее большинство чувашей, ма­рийцев, мордвы и удмуртов приняло хрис­тианство (татары, в основном, сохраняли вер­ность исламу).

Насильственная Xристианизация стала одной из причин антиправительственных выступлений та­тар (см. Башкиро-татарские восстания, восстание Батырши 1755-56 годов, Крестьянская война 1773-1775 годов).

Во 2-й половине 18 в. даётся раз­решение возводить мечети (указы 1756, 1759), в 1788 открывается Оренбургское ма­гометанское Духовное Собрание.

С начала 19 в. основном акцент делался на удержание ново­крещёных в рамках православия. Против от­павших от православия применялись административно-судебные меры. Готовились кадры миссионеров, выпускалась огромными тиражами православная литература на татарском языке (особенно после откры­тия в 1812 Библейского общества в Казани).

Во 2-й половине 19 в. Xристианизация приобретает новые черты, главной целью которой становится русификация. Несмотря на ин­тенсивное наступление на ислам, правительству и церкви не удалось добиться коренного изме­нения ситуации. Массовый отход крещёных татар от православия в 19—нач. 20 вв. и принятие ислама представителями других народов Повол­жья и Приуралья стали основной причиной созы­ва в 1910 "Особого совещания по выработке мер противодействия татарско-мусуль­манскому влиянию в Поволжском крае".

Позднее Xристианизация была приостановлена революционными про­цессами 1917. См. также Грамота «Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей»

Источники