Христианизация — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''ХРИСТИАНИЗАЦИЯ''' народов Среднего Поволжья и Приуралья, политика религиозной унифика...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''ХРИСТИАНИЗАЦИЯ''' народов Среднего Поволжья и Приуралья | + | '''ХРИСТИАНИЗАЦИЯ''' народов Среднего Поволжья и Приуралья |
+ | |||
+ | политика религиозной унификации народов, проводимая со 2-й пол. 16 в. русским правительством и православной церковью с целью культурной ассимиляции. | ||
После взятия Казани (1552) были разрушены мечети, проведены первые акты насильственного крещения. Усилению Xристианизации способствовали открытие Казанской епархии в 1555 и Наказная память Ивана IV казанскскому архиепископу Гурию о методах | После взятия Казани (1552) были разрушены мечети, проведены первые акты насильственного крещения. Усилению Xристианизации способствовали открытие Казанской епархии в 1555 и Наказная память Ивана IV казанскскому архиепископу Гурию о методах | ||
Строка 22: | Строка 24: | ||
Позднее Xристианизация была приостановлена революционными процессами 1917. См. также [["Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей" (грамота)|Грамота "Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей"]], Именной указ..., Указ... | Позднее Xристианизация была приостановлена революционными процессами 1917. См. также [["Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей" (грамота)|Грамота "Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей"]], Именной указ..., Указ... | ||
+ | == Источники == | ||
+ | * | ||
+ | [[Категория:Религия]] |
Версия 10:45, 2 октября 2013
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ народов Среднего Поволжья и Приуралья
политика религиозной унификации народов, проводимая со 2-й пол. 16 в. русским правительством и православной церковью с целью культурной ассимиляции.
После взятия Казани (1552) были разрушены мечети, проведены первые акты насильственного крещения. Усилению Xристианизации способствовали открытие Казанской епархии в 1555 и Наказная память Ивана IV казанскскому архиепископу Гурию о методах проведения Xристианизации. Этого оказалось недостаточно для успешной Xристианизации мусульман, которые в большинстве своем не желали креститься.
Попыткой усилить Xристианизацию стала грамота царя Фёдора от 18 июля 1593. Резкий поворот в проведении Xристианизации наметился после принятия Соборного Уложения 1649 и царских грамот 2-й пол. 17 в. о предоставлении права продажи поместий только русским людям и крещёным инородцам (1653), о переходе выморочных поместий некрещёных землевладельцев к их крещёным родственникам (1654), о вознаграждении за принятие крещения татар и др. иноверцев землями, отбираемыми у некрещёных родственников, об отмене поместных прав землевладельцев-мусульман (1683), об освобождении новокрещён от холопства (1684).
В 1-й четверти 18 в. с указов Петра I (1713, 1715, 1720, 1722) начинается новый этап Xристианизации. В 1730 в г. Свияжске начала действовать Комиссия по новокрещёнским делам.
Наибольшего размаха Xристианизация получила в период деятельности Луки (Конашевича). Началось разрушение мечетей (к 1744 в Казанском уезде из 536 мечетей было разрушено 418), опустошение мусульманских кладбищ и т.п.— фактически религиозный геноцид. Шла активная подготовка миссионерских кадров в Казанской славяно-латинской школе (созд. в 1723), которая в 1733 была преобразована в духовную семинарию.
В результате предпринятых мер к середине 18 в. подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов приняло христианство (татары, в основном, сохраняли верность исламу).
Насильственная Xристианизация стала одной из причин антиправительственных выступлений татар (см. Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755-1756, Крестьянская война 1773-1775).
Во 2-й половине 18 в. даётся разрешение возводить мечети (указы 1756, 1759), в 1788 открывается Оренбургское магометанское Духовное Собрание.
С начала 19 в. основном акцент делался на удержание новокрещёных в рамках православия. Против отпавших от православия применялись административно-судебные меры. Готовились кадры миссионеров, выпускалась огромными тиражами православная литература на татарском языке (особенно после открытия в 1812 Библейского общества в Казани).
Во 2-й половине 19 в. Xристианизация приобретает новые черты, главной целью которой становится русификация (см. Ильминского система). Несмотря на интенсивное наступление на ислам, правительству и церкви не удалось добиться коренного изменения ситуации. Массовый отход крещёных татар от православия в 19—нач. 20 вв. и принятие ислама представителями других народов Поволжья и Приуралья стали основной причиной созыва в 1910 "Особого совещания по выработке мер противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае".
Позднее Xристианизация была приостановлена революционными процессами 1917. См. также Грамота "Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей", Именной указ..., Указ...