Хайруллин Миннибай Хайруллович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Творчество)
(Творчество)
Строка 10: Строка 10:
 
* Умер 28 января 1920 года в [[Казани]].
 
* Умер 28 января 1920 года в [[Казани]].
 
== Творчество ==
 
== Творчество ==
[[Файл:САЙЯР_(Странствующий).jpg|300px|thumb|справа|<center>[[Нафига Арапова]], [[Гульсум Болгарская]]<br>Заһидә Тинчурина, [[Габдулла Кариев]], [[Ашраф Синяева]]<br>1917-18 годы</center>]]
+
[[Файл:САЙЯР_(Странствующий).jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Нафига Арапова]], [[Гульсум Болгарская]]<br>Заһидә Тинчурина, [[Габдулла Кариев]], [[Ашраф Синяева]]<br>1917-18 годы</center>]]
 
* Во всех его ролях раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона его дарования. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, [[Карам Габдрахман Хабибуллович]] говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
 
* Во всех его ролях раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона его дарования. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, [[Карам Габдрахман Хабибуллович]] говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
 
* первый постановщик пьес:
 
* первый постановщик пьес:
Строка 18: Строка 18:
 
** [[Гафура Кулахметова]] и др.
 
** [[Гафура Кулахметова]] и др.
 
* Создал яркие, остро сатирические роли:
 
* Создал яркие, остро сатирические роли:
** Хамза-бей «Первое представление»
+
** Хамза-бей «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)»
 
** Хафиз «Тайны нашего города»
 
** Хафиз «Тайны нашего города»
 
** Сиразетдин «[[БАНКРОТ]]» [[Галиаскара Камала]]
 
** Сиразетдин «[[БАНКРОТ]]» [[Галиаскара Камала]]
 
** Городничий «Ревизор» Н.В.Гоголя
 
** Городничий «Ревизор» Н.В.Гоголя
** Карим-бай «Несчастный юноша» [[Галиаскара Камала]]
+
** Карим-бай «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]» [[Галиаскара Камала]]
 
** Ахметжан  «Ради подарка» [[Галиаскара Камала]]
 
** Ахметжан  «Ради подарка» [[Галиаскара Камала]]
 
** Бадри «[[ГАЛИЯБАНУ]]» [[Мирхайдара Файзи]]
 
** Бадри «[[ГАЛИЯБАНУ]]» [[Мирхайдара Файзи]]

Версия 14:47, 27 марта 2015

Габдулла Кариев
(1886-1920)

ГАБДУЛЛА КАРИЕВ
(Абдулла Кареев)
МИННИБАЙ ХАЙРУЛЛОВИЧ ХАЙРУЛЛИН

(1886-1920)
(Миннибай Хәйрулла улы Хәйруллин)
Актёр, режиссёр, один из основоположников профессионального татарского театра, основатель школы реалистического актёрского искусства в татарском театре.

Биография

  • Родился 8 мая 1886 года в Күлбай Мораса, Нурлатского района (Октябрьский) Казанской губернии.
  • 1908-18 годы - руководитель труппы «САЙАР (Странствующий)».
  • Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «САЙАР (Странствующий)», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.
  • С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах Галиаскара Камала всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
  • Еще одна важная сторона его деятельности заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.
  • Умер 28 января 1920 года в Казани.

Творчество

Признание

Источники

  • Татарский энциклопедический словарь. Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998