Хайруллин Миннибай Хайруллович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''КАРИЕВ, Габдулла''' (настоящие фамилия и имя Хайруллин, Миннибай Хайруллович) (1886-1920гг.), актёр, режиссёр.  
+
[[Файл:Габдулла_Кариев.jpg|300px|thumb|left|<center>Габдулла Кариев<br>(1886-1920)</center>]]
 
+
'''ГАБДУЛЛА КАРИЕВ<br>(Абдулла Кареев)<br>МИННИБАЙ ХАЙРУЛЛОВИЧ ХАЙРУЛЛИН'''<br>(1886-1920)<br>(Миннибай Хәйрулла улы Хәйруллин)<br><br>
Один из основоположников профессионального татарского театра.  
+
[[Актёр]], [[режиссёр]], один из основоположников профессионального [[татар]]ского [[театр]]а, основатель школы реалистического актёрского искусства в [[татар]]ском [[театр]]е, руководитель [[труппы]] «[[САЙАР (Странствующий)]]»<br><br>
 
+
== Биография ==
В 1908-18гг. руководитель труппы «[[САЙАР (Странствующий)]]», основатель школы реалистического актёрского искусства в татарском театре, первый постановщик пьес [[Галиаскар Камал|Галиаскара Камала]], [[Исхаки (Исхакый) (Исхаков), Гаяз (Мухамметгаяз) Гилязетдин улы|Г.Исхаки]],
+
* Родился 8 мая 1886 года в деревне Күлбай Мораса [[Чистопольского уезда]] [[Казанской губернии]].
[[Амирхан (Амирханов), Фатих Зарифович|Ф.Амирхана]], [[Кулахметов, Гафур Юнусович|Г.Кулахметова]] и др.  
+
* Учился в сначала в родном селе
 
+
* 1899 года в медресе села Такталы у новометодного учителя Зарифа Камалова.
Создал яркие, остро сатиричевкие роли Хамзы-бея, Хафиза, Сиразетдина («Первое представление», «Тайны нашего города», «Банкрот» Г.Камала), Городничего («Ревизор» Н.В.Гоголя).
+
* 1902 год - переезжает в [[Уральск]] [[Казахстан]]а, где на него большое влияние оказал сын [[имам]]а и [[мударрис]]а директора [[медресе]], [[журнал]]иста, самодеятельного певца и музыканта [[Камиля Мутиги]].
 
+
* Летом 1907 года - по совету [[Камиля Мутиги]] едет на [[Нижегородскую]] ярмарку, где в августе примыкает к «Первой в [[России]] передвижной [[труппе]] [[мусульман]]ских [[драма]]тических [[артист]]ов» под руководством [[Ильяса Кудашева-Ашказарского]] и исполняет комедийные роли под псевдонимом «Кариев».
* Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.
+
* 1908 год - в качестве распорядителя товарищества руководил [[труппой]] «МОСАФИР АРТИСТЛАР ҖӘМГЫЯТЕ (Общество странствующих артистов)», получившей впоследствии название «[[Сайяр]]».  
* С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах [[Галиаскара Камала]] всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
+
** 12 января 1908 года - состоялся Первый [[спектакль]] [[труппы]] под его руководством в [[Уральск]]е.
* Кариев много играл. Среди его ролей самые разные характеры. Это Карим-бай – «Несчастный юноша», Хамза бай – «Первое представление», Сиразетдин – «Банкрот», Ахметжан – «Ради подарка», Хафиз «Тайны нашего города» Г.Камала, Бадри – «Галиябану» М.Файзи, Городничий «Ревизор» Н.Гоголя, Дудкин «Без вины виноватые» А.Островского, Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова.
+
* 1908-18 годы - руководитель [[труппы]] «[[САЙАР (Странствующий)]]».
 +
** ''Его авторитет в [[труппе]] был непререкаемым. Этому способствовали его природное дарование организатора, хорошие [[актер]]ские данные. Кроме того, он оказался наиболее подготовленным для [[актер]]ской и [[режиссер]]ской деятельности человеком в [[труппе]]. Учеба в [[медресе]] развила в нем те качества, которые нужны для [[театр]]ального творчества. Долгие, громкие чтения религиозных книг укрепили его голос, установили дыхание.<br>В своей деятельности он стремился к созданию передового демократического национального [[театр]]а, который считал средством просвещения и воспитания народа. Для осуществления своих репертуарных замыслов он устанавливает тесную связь с [[драма]]тургами [[Галиаскаром Камалом]], [[Фатихом Амирханом]], [[Сагитом Рамиевым]], И.Богдановым, и активно ставит их произведения, в которых с позиций критического реализма раскрываются картины дооктябрьской жизни [[татар]].''
 +
* Конец 1915 - лето 1918 годов - период наивысшего расцвета его творческой жизни:
 +
** ''ставит и исполняет ответственные роли в [[спектаклях]] «[[ГАЛИЯБАНУ]]» [[Мирхайдара Файзи]], «ТАҺИР-ЗЕҺРӘ (Тагир и Зухра)» [[Фатхи Бурнаша]], «ЯШЬ ГОМЕР (Молодая жизнь)» [[Гафура Кулахметова]]. Его усилиями расширяется переводной репертуар. На сцене [[театр]]а появляются «Ревизор» Гоголя, «Без вины виноватые» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Мещане» Горького, «Альмансор» Гейне, «НАДИРШАҺ (Надиршах)» [[Наримана Нариманова]]''.
 +
* Сентябрь 1918 года - вместе с частью [[труппы]] покидает [[Казань]] и едет в [[Самару]], далее скитается по городам Урала и колчаковской Сибири.
 +
* Конец 1919 года - возвращается в [[Казань]].
 +
* 16 января 1920 года - исполнил одну из главных ролей в комедии [[Карима Тинчурина]] «СӘЯСИ САКАЛ (Политическая борода)».
 +
* Умер 28 января 1920 года в [[Казани]]. Похоронен на [[Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани]] рядом с могилой [[Габдуллы Тукая]].
 +
== Творчество ==
 +
* ''Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «[[САЙАР (Странствующий)]]», сыграл множество ролей, был [[режиссёр]]ом десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с [[актер]]ами. Особо близки ему были [[Карим Тинчурин]], крупная впоследствии личность – [[драма]]тург, [[режиссер]], руководитель [[театр]]а; [[Габдрахман Мангушев]], [[Ахмет Кулалаев]], к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.<br>С первых же дней существования [[татарский]] [[театр]] под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах [[Галиаскара Камала]] всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц [[Московской]] и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.<br>Еще одна важная сторона его деятельности заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским''.  
 +
[[Файл:САЙЯР_(Странствующий).jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Нафига Арапова]], [[Гульсум Болгарская]]<br>Заһидә Тинчурина, [[Габдулла Кариев]], [[Ашраф Синяева]]<br>1917-18 годы</center>]]
 +
* Во всех его ролях раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона его дарования. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, [[Карам Габдрахман Хабибуллович]] говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
 +
* первый постановщик пьес:
 +
** [[Галиаскара Камала]]
 +
** [[Гаяза Исхаки]]
 +
** [[Фатиха Амирхана]]
 +
** [[Гафура Кулахметова]] и др.
 +
* Создал яркие, остро сатирические роли:
 +
** Хамза-бей «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)»
 +
** Хафиз «Тайны нашего города»
 +
** Сиразетдин «[[БАНКРОТ]]» [[Галиаскара Камала]]
 +
** Городничий «Ревизор» Н.Гоголя
 +
** Карим-бай «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]» [[Галиаскара Камала]]
 +
** Ахметжан  «Ради подарка» [[Галиаскара Камала]]
 +
** Бадри «[[ГАЛИЯБАНУ]]» [[Мирхайдара Файзи]]
 +
** Дудкин «Без вины виноватые» А.Островского
 +
** Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова
 +
== Признание ==
 +
* Его именем названы:
 +
** [[Татарский театр юного зрителя]]
 +
** улица в Советском районе Казани (2005)
 +
* [[Музей]] в родном селе
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]] [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]] 1998
[[Category:Актеры]] [[Category:Режиссеры]]
+
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]] [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]] 2002
 +
[[Категория:‏Актеры‎]][[Категория: Режиссеры]][[Категория:Чистопольский уезд]][[Категория:Октябрьский район]][[Категория:Нурлатский район]][[Категория:Казанская губерния]][[Категория:Татарский ТЮЗ]][[Категория:Татарское кладбище]][[Категория:Казахстан]]

Текущая версия на 22:39, 28 января 2016

Габдулла Кариев
(1886-1920)

ГАБДУЛЛА КАРИЕВ
(Абдулла Кареев)
МИННИБАЙ ХАЙРУЛЛОВИЧ ХАЙРУЛЛИН

(1886-1920)
(Миннибай Хәйрулла улы Хәйруллин)

Актёр, режиссёр, один из основоположников профессионального татарского театра, основатель школы реалистического актёрского искусства в татарском театре, руководитель труппы «САЙАР (Странствующий)»

Биография

Творчество

  • Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «САЙАР (Странствующий)», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.
    С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах Галиаскара Камала всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
    Еще одна важная сторона его деятельности заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским
    .

Признание

Источники