Хайруллин Миннибай Хайруллович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''КАРИЕВ, Габдулла''' (настоящие фамилия и имя Хайруллин, Миннибай Хайруллович) (1886-1920гг.), актёр, режиссёр.
+
[[Файл:Габдулла_Кариев.jpg|300px|thumb|left|<center>Габдулла Кариев<br>(1886-1920)</center>]]
 
+
'''ГАБДУЛЛА КАРИЕВ<br>(Абдулла Кареев)<br>МИННИБАЙ ХАЙРУЛЛОВИЧ ХАЙРУЛЛИН'''<br>(1886-1920)<br>(Миннибай Хәйрулла улы Хәйруллин)<br>
Один из основоположников профессионального татарского театра.
+
[[Актёр]], режиссёр, один из основоположников профессионального [[татар]]ского [[театр]]а, основатель школы реалистического актёрского искусства в татарском театре.
 
+
== Биография ==
В 1908-18гг. руководитель труппы «[[САЙАР (Странствующий)]]», основатель школы реалистического актёрского искусства в татарском театре, первый постановщик пьес [[Галиаскар Камал|Галиаскара Камала]], [[Исхаки (Исхакый) (Исхаков), Гаяз (Мухамметгаяз) Гилязетдин улы|Г.Исхаки]],
+
* Родился 8 мая 1886 года в Күлбай Мораса, Нурлатского района (Октябрьский) [[Казанской губернии]].
[[Амирхан (Амирханов), Фатих Зарифович|Ф.Амирхана]], [[Кулахметов, Гафур Юнусович|Г.Кулахметова]] и др.  
+
* 1908-18 годы - руководитель труппы «[[САЙАР (Странствующий)]]».
 
+
* Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «[[САЙАР (Странствующий)]]», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были [[Карим Тинчурин]], крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; [[Габдрахман Мангушев]], [[Ахмет Кулалаев]], к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.
Создал яркие, остро сатиричевкие роли Хамзы-бея, Хафиза, Сиразетдина («Первое представление», «Тайны нашего города», «Банкрот» Г.Камала), Городничего («Ревизор» Н.В.Гоголя).
 
 
 
* Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.
 
 
* С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах [[Галиаскара Камала]] всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
 
* С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах [[Галиаскара Камала]] всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
* Кариев много играл. Среди его ролей самые разные характеры. Это Карим-бай – «Несчастный юноша», Хамза бай – «Первое представление», Сиразетдин – «Банкрот», Ахметжан – «Ради подарка», Хафиз – «Тайны нашего города» Г.Камала, Бадри – «Галиябану» М.Файзи, Городничий – «Ревизор» Н.Гоголя, Дудкин – «Без вины виноватые» А.Островского, Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова.
+
* Еще одна важная сторона его деятельности заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.  
 
+
* Умер 28 января 1920 года в [[Казани]].
 
+
== Творчество ==
Во всех ролях Кариева раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона дарования Кариева. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, Г.Карам говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
+
* Во всех его ролях раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона его дарования. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, [[Карам Габдрахман Хабибуллович]] говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
 
+
* первый постановщик пьес:
Еще одна важная сторона деятельности Кариева заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.  
+
** [[Галиаскара Камала]]
 +
** [[Гаяза Исхаки]]
 +
** [[Фатиха Амирхана]]
 +
** [[Гафура Кулахметова]] и др.
 +
* Создал яркие, остро сатирические роли:
 +
** Хамза-бей «Первое представление»
 +
** Хафиз «Тайны нашего города»
 +
** Сиразетдин «[[БАНКРОТ]]» [[Галиаскара Камала]]
 +
** Городничий «Ревизор» Н.В.Гоголя
 +
** Карим-бай «Несчастный юноша» [[Галиаскара Камала]]
 +
** Ахметжан  «Ради подарка» [[Галиаскара Камала]]
 +
** Бадри «[[ГАЛИЯБАНУ]]» [[Мирхайдара Файзи]]
 +
** Дудкин «Без вины виноватые» А.Островского
 +
** Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова.
 +
== Признание ==
 +
*
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
+
* Татарский энциклопедический словарь. [[Казань]], Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
[[Category:Актеры]] [[Category:Режиссеры]]
+
[[Категория: ‏Актеры‎]] [[Категория: Режиссеры]] [[Категория: Татария]] [[Категория: Казань]]

Версия 15:40, 25 апреля 2013

Габдулла Кариев
(1886-1920)

ГАБДУЛЛА КАРИЕВ
(Абдулла Кареев)
МИННИБАЙ ХАЙРУЛЛОВИЧ ХАЙРУЛЛИН

(1886-1920)
(Миннибай Хәйрулла улы Хәйруллин)
Актёр, режиссёр, один из основоположников профессионального татарского театра, основатель школы реалистического актёрского искусства в татарском театре.

Биография

  • Родился 8 мая 1886 года в Күлбай Мораса, Нурлатского района (Октябрьский) Казанской губернии.
  • 1908-18 годы - руководитель труппы «САЙАР (Странствующий)».
  • Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «САЙАР (Странствующий)», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.
  • С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, всё что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах Галиаскара Камала всевозможных купцов, приказчиков, то шёл на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кәфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведёт, как разговаривает, во что одет, т.е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
  • Еще одна важная сторона его деятельности заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.
  • Умер 28 января 1920 года в Казани.

Творчество

  • Во всех его ролях раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона его дарования. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, Карам Габдрахман Хабибуллович говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
  • первый постановщик пьес:
  • Создал яркие, остро сатирические роли:

Признание

Источники

  • Татарский энциклопедический словарь. Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998