Хабибуллин Загид Валеевич

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Заһит Хәбибуллин
(1910-1983)

ЗАҺИТ ХӘБИБУЛЛИН
ЗАГИД ВАЛИУЛЛОВИЧ ХАБИБУЛЛИН

(1910-1983)
(Заһит Вәли улы Хәбибуллин)


Композитор, скрипач, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Татарской АССР, Лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая, Участник Великой Отечественной войны 1941–45 годов


Биография

  • Родился 20 сентября (3 октября) 1910 года в Орске Оренбургской области.
    • Жизненный путь композитора был непрост. Его детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны, голода и разрухи. В девять лет мальчик остался без родителей, некоторое время воспитывался в детдоме, из которого вскоре сбежал и стал бродяжничать. Его жестоко били за то, что он отказывался воровать, и тогда сирота бежал в Актюбинск, где нашел себе приют в чайхане.
      Так вспоминал он о своем знакомстве со скрипкой:
      • «…устроился работать в чайхану, мыл посуду, выполнял любые поручения. В чайхане был свой музыкальный ансамбль, в котором играли талантливые самоучки.(…) По мусульманским законам в пятницу чайхана не работала. Музыканты днем репетировали, я слушал, как они играют, благо, жил прямо при чайхане, а потом стал подбирать по слуху. Один из музыкантов, латыш по национальности, однажды застал меня за этим занятием и показал, как надо играть на скрипке. С тех пор я не расстаюсь со скрипкой.(…) Я подбирал на ней все мелодии, которые слышал. В основном это были казахские и татарские народные песни. Видимо, я преуспевал в игре на скрипке, так как вскоре меня стали заставлять играть при именитых гостях. Мною «угощали» клиентов, как диковинкой. Чуть что: «Загид, сыграй».
        Однажды в Актюбинск приехали известные татарские музыканты Газиз Альмухамедов и Султан Габаши. После концерта они зашли в чайхану. Услышав там игру скрипача-самоучки, Габаши стал уговаривать его приехать в Казань и дал свой адрес. Так целеустремленный мальчик, привыкший к невзгодам и лишениям, начинает копить деньги на дорогу в неведомую Казань.
  • 1927 год - приехал в Казань. Ему было уже семнадцать лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед внушительной комиссией, в состав которой входили Александр Литвинов, Рувим Поляков, М.Пятницкая, А.Васильев, Г.Корбут и др. И стал студентом Казанского музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились творческие способности будущего композитора: он пробует писать небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.
    • «Это были трудные годы. Приходилось и учиться, и работать» – вспоминал Загид.
  • Помимо игры в оркестре Салиха Сайдашева в Татарском академическом театре, вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при Доме культуры Льнокомбината в Заречье (Кировский район). Пишет песни, марши и танцы к спектаклям. Так начинается его большой путь в музыке и искусстве.
  • 1934-40 годы - ощущая свое призвание композитора, он продолжает учебу в Москве, где он был принят на второй курс композиторского отделения рабфака при Московской консерватории в класс профессора М.Ф.Гнесина, а затем продолжил учебу в Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Генриха Литинского.
    • В годы учебы в Казани и Москве он сближается с видными татарскими писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и фольклор. Близко дружит с Салихом Сайдашевым, Фаридом Яруллиным, Мусой Джалилем, Хади Такташем.
    • В Москве довольно определенно формируются характерные черты его творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой выразительности музыкальных образов. Он пишет разнообразные произведения: песни, пьесы для отдельных инструментов (трубы, кларнета, скрипки), «Татарский марш» для инструментального ансамбля, обрабатывает народные песни. Но, обращаясь к различным жанрам, именно в песенном жанре ощущает родную для себя стихию. В эти годы им написано более 50 песен, отличающихся разнообразием тематики, богатством мелодико-ритмических рисунков, эмоциональной емкостью и выразительностью. Многие его песни обрели большую популярность и стали подлинно народными (вспомним, к примеру, его песню «САГЫНУ (Томление)» на слова Мусы Джалиля). Творчество композитора сыграло значительную роль в становлении и развитии песенного жанра в татарской музыкальной культуре.
  • 1940 год - возвращается в Казань и начинает работу в инструментальном ансамбле Татарской филармонии.
  • 1941-42 годы - на фронтах Великой Отечественной войны. В день отъезда в ряды Красной Армии своей части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на только что сочиненный писателем Кави Наджми текст.
    • Находясь в армии, в короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет различные песни, частушки, хлесткие задорные припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда вперед» на стихи Аделя Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Нури Арсланова, «Бойцу» слова народные.
  • 1942 год - был отозван из войсковой части и переведен в Казань.
  • Умер 20 ноября 1983 года в Казани.

Творчество

  • 1943 год - к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта Габдуллы Тукая, он первым из композиторов Татарии написал цикл песен на слова поэта.
  • 1950 год - совместно с композитором Н.И.Пейко и балетмейстером Файзи Гаскаровым он завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману Кави Наджми, повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани.
  • В 1960 год - завершает свой второй балет «Раушан», либретто Габдерахмана Салимова, основанный на мотивах татарских народных сказок Габдуллы Тукая. Этот балет был поставлен в 1961 году и стал первым детским балетом.
  • 1974 год - представил вторую редакцию балета уже под названием «СИХЕРЛӘГӘН МАЛАЙ (Заколдованный мальчик)», обновив музыкальные сцены и дополнив балет новыми образами.
  • Многие годы композиторскую деятельность сочетал с исполнительством. Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию, и многие города Союза ССР.
  • Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя значительную работу по организации и руководству коллективами художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую помощь. Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала удивительная скромность и безграничная преданность искусству.
    • «Безграничная влюбленность в народную жизнь, в его быт и традиции, прекрасное знание его музыки, владение искусством импровизации деревенских музыкантов, неподдельная искренность – исходные факторы, определяющие творческий облик композитора, исполнителя-скрипача Загида Хабибуллина» - писал о нём Махмуд Нигмедзянов.
  • Одно из центральных мест в его творчестве занимает работа с Татарским Государственным ансамблем песни и пляски, для которого он создал прекрасные обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-хореографические композиции, как:
  • Его волнуют события, происходящие в его стране, он живет делами и подвигами своего народа:
    • «Да здравствует мир»
    • «Советский солдат»
    • «Песня пахарей»
    • «Извилистый ручеек» и др.
  • Во второй половине семидесятых годов он создает такие впечатляющие вокальные произведения, как:
  • Музыка к драматическим спектаклям
  • Инструментальные пьесы
  • Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Им написано более 50 песен. Он дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими произведениями.
  • Обработки татарских народных песен

Признание

Источники