Сайдашев Салих Замалетдинович

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Салих Сәйдәшев
(1900-1954)
Скульптура
Салих Сәйдәшев

САЛИХ СӘЙДӘШЕВ
САЛИХ ЗАМАЛЕТДИНОВИЧ САЙДАШЕВ

(1900-1954)
(Салих Җамалетдин улы Сәйдәшев)

Выдающийся татарский композитор, дирижёр, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Народный артист Татарской АССР, один из основоположников татарской профессиональной музыки, Участник гражданской войны

Биография

  • Родился 3(15) декабря 1900 года в деревне «КЫЗЫЛ БАЙРАК (Красное Знамя)» Теньковской волости Свияжского уезда Казанской губернии Российской империи.
    • Отец - Замалетдин Бикчентаевич женился на Махубжамал Миннибаевне Хамидуллиной из Пороховой слободы. Он прожил с ней долгую, по-видимому, счастливую жизнь. Но, простудившись и заболев, скончался за несколько недель до рождения своего последнего, десятого ребенка - Салиха. Дети у них умирали в раннем возрасте. В живых остались только двое - Амина и Салих. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров - педагог, журналист, издатель, принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции. Жёны:
      • Валентина Ивановна Мухина - приехав в Казань из Костромы, она поступила на медицинский факультет Казанского университета. Через год, прервав учебу, уехала на деникинский фронт сестрой милосердия. После окончания гражданской войны она продолжила учебу и ко времени приезда Салиха уже заканчивала университет, готовилась стать врачом. Родство душ, музыка, теплота и благожелательность окружающих стали мостиком, через который шло их сближение. Вспыхнувшее чувство оказалось искренним и глубоким и в 1925 году они поженились. Но счастье было недолгим. Валентина - друг, вдохновитель его творчества, большая любовь Салиха - скончалась 3 ноября 1926 года от заражения крови после родов, подарив Салиху первенца - сына Альфреда, унаследовавший обаяние, широту и щедрость натуры отца. Он и внешне похож на него - такие же голубые глаза, добрый взгляд, улыбка.
      • Сафия Алпарова, поженились в мае 1929 года. Она приехала из Астрахани и работала кассиршей в театре. Свадьба их стала событием для всей татарской Казани. Были вместе до 1943 года.
      • Асия Казакова, дочь Мухамметрахима Казакова и Умугульсум Юнусовой из Баку. Салих Сайдашев, приезжая на гастроли, обязательно гостил у них.
    • Дети:
Памятник
Салиху Сәйдәшеву
Памятник
Салиху Сәйдәшеву
Концертный зал
имени Салиха Сәйдәшева
  • 1913 год - начал выступать в качестве музыканта в татарской театральной труппе «САЙЯР (Странствующий)».
  • 1914-17 годы - учился в Казанском музыкальном училище по классу фортепиано у О.М.Родзевича.
  • 1918 год - организует оркестр.
  • 1919-22 годы - добровольцем вступает в ряды Красной Армии, а после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.
  • 1922-34 годы - он возвращается в Казань в Татарский театр имени Красного Октября. Работая в театре на протяжении многих лет занимал должность заведующего музыкальной частью театра. Его творческая деятельность была разносторонней: дирижёр, педагог, пианист, композитор, первый музыкальный редактор радиовещания.
  • 1934—38 годы - учился в студии татарской оперы в Москве.
  • 1938-48 годы - возвратившись из Москвы, он продолжает работу в Татарском академическом театре, работает над созданием новых произведений, пишет музыку к спектаклям. Его мелодии, сохраняя тесную связь с национальным фольклором, содержат много нетрадиционных черт и отмечены яркой авторской индивидуальностью.
  • 1948 год - был уволен из театра по сокращению штатов.
  • 1950 год - год его пятидесятилетия. Рассказывает Фатых Мусагитов, в то время заведующий отделом газеты «СОЦИАЛИСТИК ТАТАРСТАН (Социалистический Татарстан)»:
    • «Приближается 3 декабря - день рождения Сайдашева. Но нигде ничего не слышно о подготовке к этому юбилею. Тогда я дал информацию в газете, что приближается 50-летие Сайдашева и Союз композиторов готовится отметить эту дату. Опять - молчание. Тогда я послал фоторепортера на квартиру Сайдашева с заданием сфотографировать его за работой и дал эту фотографию в газету с заметкой, что Сайдашев работает и готовится к своему юбилею, пишет новую музыку. Опять молчание. Наконец, я попросил Джаудата Файзи срочно написать статью про Сайдашева. Он быстро это сделал, и статья пошла в набор. Это - большая статья, посвященная 50-летию Сайдашева, с анализом 30-летней его творческой деятельности. На другой день телефонный звонок: «Почему дали статью без согласования? Срочно снимите!». Я сказал, что «уже поздно, она напечатана». Так появилась статья к 50-летию композитора.
      Только после речи Зинната Муратова, первого секретаря Областного комитета, где он говорил о творчестве Сайдашева, вышло Постановление о праздновании 50-летия Сайдашева ровно через месяц после памятной даты.
      Торжества эти прошли при большой активности всей общественности города. Приехали гости из других городов и республик, неизвестно как узнавшие об этом событии. Юбилей Сайдашева стал поистине народным праздником, неожиданно для его организаторов и для самого Сайдашева.
      На этих же торжествах Салиху Сайдашеву было присвоено звание «Народного артиста Татарской АССР». Однако, зрительный зал встретил это сообщение сдержанно. Надо полагать потому, что все ждали большего. Ведь к этому времени многие композиторы уже давно успели получить звания Народных артистов РСФСР и СССР, обладали многими орденами, сталинскими премиями и т.д.»
  • «Отстраненный от всех должностей, от дирижерского пульта и театра, перебиваясь случайными заработками, композитор находился в глубокой депрессии, хотя внешне был все тот же Сайдашев.
    Отчуждение его шло и по линии духовной изоляции, и по линии материальных лишений. Все композиторы были на своих местах, у каждого была своя «ниша», свое рабочее место - фольклорный кабинет, радио, музфонд и т.д.
    Так случилось, что официальный вакуум, который был создан вокруг Сайдашева, был заполнен всеобщей любовью к нему и признательностью татарского народа.
    Возможно, именно в этот период появилось своего рода массовое движение - среди деятелей культуры и в народе - в защиту Сайдашева, что до сих пор живет в умах и в сердцах его современников.
    Сайдашев все это знал. И он знал, что стоит выйти на улицу, как он будет окружен вниманием горожан. И он шел туда. Каждое утро тщательно брился, одевался, собирался как на работу и уходил из дома в привычное для него время. Он несколько минут простаивал у ворот театра, закуривал папиросу. Но эти стоянки были очень короткими, ибо первый же прохожий останавливался, потом другой, потом кто-то его куда-то приглашал и они вместе куда-то шли. И так до вечера.
    Он везде был желанный гость. В честь его прихода непременно накрывали стол. И так продолжалось день за днем, месяц за месяцем, год за годом, с начала пятидесятых годов и до конца жизни. Не в этом ли трагедия личности?
    »
  • «…Наступал 1954 год - последний в его жизни. Друзья, близкие -кто как мог- старались его поддержать, подбодрить.
    К концу лета общее состояние его заметно ухудшилось. Но, как всегда к врачам не обращался и никому не говорил об этом. Только его племянник Узбек Ахмеров, будучи врачом, стал замечать неладное, и после долгих споров настоял на том, чтобы он лег в на обследование в больницу.
    Предварительный диагноз: киста в левом легком. Пролежал в клинике недолго, чувствовал себя неплохо и августе выписался домой, имея решение консилиума врачей направить его для дообследования, выбора тактики лечения в Институт хирургии имени Александра Васильевича Вишневского АМН в Москву. Видимо, никто не хотел брать на себя ответственность. Это же был Сайдашев!
    Начались томительные дни ожидания поездки в Москву. Он не хотел туда ехать. Надеялся - авось пройдет. Бывало, говорил: «Я люблю Казань и не могу долго обходиться без нее».
    Настал день отъезда. Как много людей пришло провожать и домой, и на вокзал!
    И, наконец, пришла телеграмма: «Операция прошла успешно. Все идет хорошо».
    Но случилось непредвиденное. В этот день сиделка - его жена - ушла домой. По природной скромности он постеснялся просить посторонних помочь ему встать, встал самостоятельно, но споткнулся, не удержался и упал. Состояние ухудшилось. По-видимому, разорвались швы, и открылось внутреннее кровотечение. Срочно в Москву вылетели его сын Альфред и племянник Узбек. Но они не успели. Он умер 16 декабря 1954 года. И мы уже никогда не узнаем, к чему были обращены его мысли в последний час, в одиночестве, вдали от родных, близких людей
    ».
  • Умер 16 декабря 1954 года в Москве. Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

Творчество

  • Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль.
  • Ровесник нашего века, участник гражданской войны, он начал свой творческий путь в начале 1920-х годов.
  • Создал предпосылки для становления национальных музыкальных жанров — оперы, балета, музыкальной комедии, симфонической и хоровой музыки, массово-бытовой и эстрадной песни.
  • Он писал свою музыку преимущественно для симфонического оркестра, пользовался средствами из арсенала европейской музыкальной классики. Несмотря на новаторский характер, его творчество всегда оставалось доступным для самого широкого слушателя. Он тонко и ненавязчиво развивал музыкальное сознание национальной аудитории. Доходчивость и одновременно высокую художественную ценность его произведений можно объяснить в первую очередь тем, что специфически национальное предстает в его творчестве в гармоничном единстве с новыми для татарской музыки явлениями и несомненно незаурядным мелодическим дарованием композитора.
  • Он создал музыкальное оформление более чем к шестидесяти спектаклям и целый ряд музыкально-драматических пьес (музыкальных драм) в содружестве с ведущими татарскими драматургами 1920-30-х годов.
  • Он продолжил традиции заложенного Султана Габаши нового жанра в татарском театральном искусстве, получившем название музыкальная драма. Активно трудился над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступал как пианист и дирижер на многочисленных концертах. Он считается основоположником татарской профессиональной музыки. На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне он подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.
  • Вел концертную деятельность.
  • Его творческое наследие продолжает играть заметную роль в современной национальной музыкальной культуре. Музыка композитора глубоко проникла в народный быт, оказывает существенное влияние на развитие композиторского и исполнительского искусства. Его произведения присутствуют в репертуаре практически всех ведущих татарских исполнителей разных поколений. Основное место в творчестве занимает музыка к спектаклям, которая выступала как художественное средство в создании образов, развития действия. Со сцены зазвучали песни, арии, хоры, ансамбли, увертюры, антракты, сюиты и другие разнообразные вокальные и инструментальные номера, среди них:
  • Песни:
    • «САНДУГАЧ (Соловей)»
    • «ХУШ, АВЫЛЫМ (Прощай, мой край)»
    • «КАРА УРМАН (Дремучий лес)»
    • «ӘДРӘН ДИНГЕЗ (Адриатическое море)»
    • «ПЕСНЯ БУЛАТА», её начальный мотив являлся одно время музыкальным звонком в театре
    • См. также «Песни Салиха Сайдашева»

Признание

Могила
Салиха Сәйдәшева

Источники