Сабави Джамалетдин Шамсетдинович
ҖАМАЛЕТДИН әс-САБАВИ (Джамалутдин ас-Сабави)
ҖАМАЛЕТДИН бине ШӘМСЕТДИН бине ХИСАМЕТДИН әс-САБАВИ
(Джамалетдин бин Шамсетдин ас-Сабави)
ДЖАМАЛЕТДИН ШАМСЕТДИНОВИЧ САБАВИ
(1780-1866)
جمال الدين بن شمس الدين بن حسام الدين بن عبدالحميد الصباوي
(Җамалетдин Шәмсетдин улы Сабави)
(Җамалетдин бине Шәмсетдин бине Хисаметдин бине Габделхәмид бине Динмөхәммәд бине Шигай бине Мөхәммәд бине Акман бине Илкәй бине Дулаҗан бине Әюб шәех бине Хуҗа шәех бине Юллык шәех әс-Сабави)
Поэт, религиозный деятель, Имам верхней третей мечети Сабов
Содержание
Биография
- Родился в 1780 году в деревне Сабы, ныне Богатые Сабы Сабинского района Татарстана.
- Мать - Зубайда Шарифовна (Зубайда бинте Шариф ат-Тенеки).
- Отец - Шамсетдин Хисаметдинович.
- Сестра - Мухриджамал Шамсетдиновна была замужем за ахуном Абдулнасыром бин Султангали аль-Уфави из деревни Кырмыскалы, проживали в деревне Кара-Чишма Мензелинского уезда.
- Учителя:
- Абу Наср Курсави (Абуннасыр Абденнасыр бин Ибрагим аль-Курсави)
- Сайфутдин Абубакирович Шинари (Сайфутдин бин Абубакир аш-Шинари)
- Имам верхней третей мечети Сабов.
- Умер 11 мая 1866 года в селе Богатые Сабы, в 86-летнем возрасте. Заупокойную молитву читал Абдулгаллям бин Абдулкадыр аш-Шарифи.
- После смерти, его место занял сын мулла Мухамметхафиз.
Историческая справка
- Об этом человеке Шигабутдин Марджани сказал:
- «Он был образованным и дальновидным человеком. Хотя среди простого народа учёным не считался, только человеком, проводившим жизнь за писанием книг, в действительности был образованным, умным. Мышление у него было правильное, он вобрал в себе много полезного от настоящих учёных, по этой причине по части образования был выше многих. Рассказывал про многие приключения муллы Абденнасыра».
- «Мулла Габдулхамид (бин Динмухаммед бин Шигай бин Мухаммед бин Акман бин Илькай бин Дуладжан бин Аюб шейх бин Ходжа шейх бин Юллык шейх ас-Сабави). Из жителей села Сабы. Поскольку это село во властных учреждениях упоминается в связи с именем Мемета, можно предположить, что первоначально на этом месте обосновался Мухаммед бин Акман. Говорят, что русские завоевали Казань при жизни Дуладжан Хафиза.
- Мулла Габдулхамид в 80 лет женился на женщине по имени Шамгун, после чего у них родился сын Мухаммед (бин Габдулхамид). Этот сын был долгожителем и долгие годы состоял имамом в деревне Олыяз (Сабинского района). В 1860 году умер, и был снят с места. У муллы Габдулхамида были сыновья:
- Габдулкарим
- Габдугаффар
- Габдуссатар
- Ахмед - имам соборной мечети
- Сайфулла - Мулла - состоял имамом и мударрисом в деревне Салауч (Салавыч)
- внук мулла Мухаммад (бин Сайфулла бин Габдулхамид) - был имамом и мударрисом в деревне Наласа. Позднее, совершая хадж, он умер в Египте.
- Файзулла - мулла - состоял имамом в четвёртой, нагорной мечети Сабов
- Нигматулла
- Хисамутдин.
- Правнук Габдулхамид хазрата - мулла Джамалетдин (бин Шамсетдин бин Хисамутдин бин Габдулхамид) был имамом третьей верхней мечети Сабов (ученик Абу Наср Курсави). Прожив долгую жизнь, скончался в 1283(1866). Его мать Зубайда - дочь Шарифа ат-Тинки. Его дед - мулла Шариф - был известным и популярным человеком среди встретивших Пугачёва и подчинившихся ему людей.
- Правнук Габдулхамид хазрата - мулла Джамалетдин (бин Шамсетдин бин Хисамутдин бин Габдулхамид) был имамом третьей верхней мечети Сабов (ученик Абу Наср Курсави). Прожив долгую жизнь, скончался в 1283(1866). Его мать Зубайда - дочь Шарифа ат-Тинки. Его дед - мулла Шариф - был известным и популярным человеком среди встретивших Пугачёва и подчинившихся ему людей.
- «Он был образованным и дальновидным человеком. Хотя среди простого народа учёным не считался, только человеком, проводившим жизнь за писанием книг, в действительности был образованным, умным. Мышление у него было правильное, он вобрал в себе много полезного от настоящих учёных, по этой причине по части образования был выше многих. Рассказывал про многие приключения муллы Абденнасыра».
- Хусаин Амирхан писал:
(Хусаин Амирхан, вероятно, перепутал его с другим человеком, потому что Сабави скончался в Сабах, где его место занял его сын Мухаммадхафиз. Никаких сведений, что Сабави был имамом в Береске нет).
«Его сын Мухаммадхафиз хазрат бин Джамалетдин - «хорошо знал науку логику, но особенно такие книги, как «Исагуджи» (основное пособие в татарских медресе по логике) и «Шамсия». На протяжении многих лет был мударрисом в деревне Казаклар. Написал трактат по комментарию к «Шамсие». Впрочем, характера был непростого, очень сердитым был человеком. Был освобождён от преподавания, перебрался в Казань, где и умер.»
Творчество
- Автор богословских и поэтических произведений, получивших распространение в многочисленных списках, в том числе:
- Философская поэма «АДӘМ УГЛЫ (Сын Адама)» (1812), написана силлабическим стихом и повествующая об этапах человеческой жизни.
- Несколько её списков хранятся в фондах Института языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан
- Философская поэма «АДӘМ УГЛЫ (Сын Адама)» (1812), написана силлабическим стихом и повествующая об этапах человеческой жизни.
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
- «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
- Риза Фахретдин «Асар» Рухият, 2006
- Шигабутдин Марджани «Мөстафадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар» Таткнигоиздат, Казань 1989
- «ҖАМАЛЕТДИН әс-САБАВИ. ТАТАР ПОЭЗИЯСЫ АНТАЛОГИЯСЕ (Джамалутдин ас-Сабави. Антология татарской поэзии)» Казань, 1999
- Ф.А.Садыков «Не обрывать корни» Издательство «ГАСЫР (Эпоха)», 2006
- Хусаин Амирхан «Таварих-е Булгарийа» Издательский дом Марджани, 2010