САБАНТУЙ (Праздник плуга) — различия между версиями
Kakkaktus (обсуждение | вклад) м |
Kakkaktus (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Заранее выбирали площадь (мәйдан) для традиционных спортивных состязаний — | Заранее выбирали площадь (мәйдан) для традиционных спортивных состязаний — | ||
− | борьба ([[куряш]]), скачки на лошадях и др., собирали подарки для награждения участников праздничных игр, поединков ( | + | борьба ([[куряш]]), скачки на лошадях и др., собирали подарки для награждения участников праздничных игр, поединков (сорән). |
Предваряли сабантуй обрядами аграрного культа: угощали детвору «грачиной кашей» ([[карга боткасы]]), устраивали моления на кладбищах и др. | Предваряли сабантуй обрядами аграрного культа: угощали детвору «грачиной кашей» ([[карга боткасы]]), устраивали моления на кладбищах и др. |
Версия 14:43, 4 января 2010
САБАНТУЙ (Сабан туе, буквально — праздник плуга), старинный праздник казанских татар.
Первоначально его отмечали до начала весеннего сева деревнями одной округи в определенной очерёдности.
Заранее выбирали площадь (мәйдан) для традиционных спортивных состязаний — борьба (куряш), скачки на лошадях и др., собирали подарки для награждения участников праздничных игр, поединков (сорән).
Предваряли сабантуй обрядами аграрного культа: угощали детвору «грачиной кашей» (карга боткасы), устраивали моления на кладбищах и др.
В XX в. сабантуй приобрёл статус национального праздника татар.
Современный сабантуй представляет собой унифицированную форму двух народных праздников — собственно сабантуя и Джиена. Проводится повсеместно после завершения весенних посевных работ.
Давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами удмуртов, мари, чувашей, башкир, русских получила дальнейшее развитие — ныне вместе с татарскими диаспорами сабантуй празднуют жители Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента и др. городов.
Источники:
- Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл