Пензенская область — различия между версиями
(→Территория и население) |
(→Источники) |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
− | * Татарский энциклопедический словарь | + | * «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1998 |
+ | * «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14 | ||
* [http://dumrf.ru/regions/58/history Мусульмане России. Пензенская область] | * [http://dumrf.ru/regions/58/history Мусульмане России. Пензенская область] | ||
− | + | [[Категория: Регионы РФ]] | |
− | [[Категория | ||
− |
Версия 19:50, 10 февраля 2014
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
(Пензенская губерния, Пензенская область)
Содержание
Территория и население
- 43,3 тыс. кв. км.
- 1522 тыс. чел. (1993)
- административный центр - Пенза
Государственное устройство
- 3 городских округа
- 27 муниципальных районов
- 24 городских поселений
- 376 сельских поселений
История
Татары в области
Татары издавна населяли Среднее Посурье, входившее в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды. После включения в состав Русского государства территорию начали заселять темниковские и касимовские служилые татары. В 1989 татар — 81,3 тыс.чел., компактно проживают в районах:
- Городищенском
- Кузнецком
- Неверкинском
- Сосновоборском
- 41 татарских населённых пунктов
- 15 смешанных населённых пунктов
- 29 школ с преподаванием татарского языка (1993)
- 43 мечети (1997)
- Медресе (Кузнецк, с 1997)
- Татарское общество «Якташлар» Пензенской области (с 1991)
- Мусульманский татарский центр Пензенской области (с 1997)
- Культурный центр исламской семьи (Пенза, 1993)
- Газета «Нурлы тан (Лучистый рассвет)» (Пенза)
- Город Мохши – золотоордынский город на месте современного села Наровчат Пензенской области получил свое название по этнониму местного населения мордвы-мокши; в русских летописях город был известен как Наручадь. В начале XIV века, после потери Укеком (Увеком) статуса улусного центра, центр управления мордовскими землями переместился в Мохши. О том, что он был значимым административным и ремесленным центром, говорит его право выпускать монету с собственным чеканом. На некоторых из них к названию города присоединялся эпитет «аль-Махруса (Богохранимый)», который обычно давался лишь крупным городам.