Неоклассицизм — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «НЕОКЛАССИЦИЗМ, худ. явление в архи­тектуре и иск-ве последней трети 19 и нач. 20 в., к-рому пр...»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
НЕОКЛАССИЦИЗМ, худ. явление в архи­тектуре и иск-ве последней трети 19 и нач. 20 в., к-рому присуще обращение к традици­ям иск-ва античности, эпохи Возрождения или классицизма. В архитектуре Н. возник в 1900-х гг. в виде ретроспективных течений  
+
'''НЕОКЛАССИЦИЗМ'''
модерна на основе классич. традиций. В Ка­зани Н. нач. 20 в. получил воплощение в зда­ниях Гос. банка, торг. дома Сапожникова и др. В русле Н. в нач. 20 в. в Казани работали архитекторы Л.К. Хрщонович, И.Н.Колмаков, В.А. Трифонов и др. В архитектуре  
+
 
 +
худ. явление в архи­тектуре и иск-ве последней трети 19 и нач. 20 в., к-рому присуще обращение к традици­ям иск-ва античности, эпохи Возрождения или классицизма. В архитектуре Н. возник в 1900-х гг. в виде ретроспективных течений  
 +
модерна на основе классич. традиций. В Ка­зани Н. нач. 20 в. получил воплощение в зда­ниях Гос. банка, торг. дома Сапожникова и др. В русле Н. в нач. 20 в. в Казани работали архитекторы [[Хрщонович Лев Казимирович]], И.Н.Колмаков, В.А. Трифонов и др. В архитектуре  
 
ТАССР 2-й пол. 1930-х-нач. 1950-х гг. принципы Н. дополнялись мотивами булга-ро-татар. и вост. зодчества. Сов. Н. кон. 1940 — нач. 1950-х гг. иногда называют «Ста­линским ампиром», к-рый наглядно про­явился в зданиях Татар, акад. т-ра оперы и  
 
ТАССР 2-й пол. 1930-х-нач. 1950-х гг. принципы Н. дополнялись мотивами булга-ро-татар. и вост. зодчества. Сов. Н. кон. 1940 — нач. 1950-х гг. иногда называют «Ста­линским ампиром», к-рый наглядно про­явился в зданиях Татар, акад. т-ра оперы и  
 
балета, кинотеатра «Победа» и др. В Казани в русле сов. Н. работали архитекторы И.Г. Гайнутдинов, Г.И.Солдатов, А.Г. Бикчента-ев, М.К. Игламов, Р.М. Муртазин и др.  
 
балета, кинотеатра «Победа» и др. В Казани в русле сов. Н. работали архитекторы И.Г. Гайнутдинов, Г.И.Солдатов, А.Г. Бикчента-ев, М.К. Игламов, Р.М. Муртазин и др.  
 
+
== Источники ==
==Источники:==
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
*Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
+
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
+
[[Категория:Архитектура]]
[[Category:Недооформленные статьи]]
 

Текущая версия на 12:55, 8 октября 2016

НЕОКЛАССИЦИЗМ

худ. явление в архи­тектуре и иск-ве последней трети 19 и нач. 20 в., к-рому присуще обращение к традици­ям иск-ва античности, эпохи Возрождения или классицизма. В архитектуре Н. возник в 1900-х гг. в виде ретроспективных течений модерна на основе классич. традиций. В Ка­зани Н. нач. 20 в. получил воплощение в зда­ниях Гос. банка, торг. дома Сапожникова и др. В русле Н. в нач. 20 в. в Казани работали архитекторы Хрщонович Лев Казимирович, И.Н.Колмаков, В.А. Трифонов и др. В архитектуре ТАССР 2-й пол. 1930-х-нач. 1950-х гг. принципы Н. дополнялись мотивами булга-ро-татар. и вост. зодчества. Сов. Н. кон. 1940 — нач. 1950-х гг. иногда называют «Ста­линским ампиром», к-рый наглядно про­явился в зданиях Татар, акад. т-ра оперы и балета, кинотеатра «Победа» и др. В Казани в русле сов. Н. работали архитекторы И.Г. Гайнутдинов, Г.И.Солдатов, А.Г. Бикчента-ев, М.К. Игламов, Р.М. Муртазин и др.

Источники