Камалетдинов Галиаскар Галиакберович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
Строка 51: Строка 51:
 
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
* А.Г.Ахмадуллин «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* А.Г.Ахмадуллин «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
[[Категория:Актеры]][[Категория: Драматурги]] [[Категория: Журналисты]] [[Категория: Писатели]][[Категория: Народные драматурги Республики Татарстан]] [[Категория: Общественные и политические деятели‏‎]][[Категория:Татарский академический театр имени Галиаскара Камала‏‎]]
+
[[Категория:Актеры]][[Категория: Драматурги]] [[Категория: Журналисты]] [[Категория: Писатели]][[Категория: Народные драматурги Татарии]] [[Категория: Общественные и политические деятели‏‎]][[Категория:Татарский академический театр]]

Версия 09:53, 3 октября 2014

Галиәсгар Камал
(1979-1933)

ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)
ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ

(1879-1933)
(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)

Один из основоположников национальной журналистики, татарской драматургии и профессионального театра, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, Народный драматург Татарской АССР

Биография

Творчество

Нынешнее здание театра Камала
  • Первая пьеса называется «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история татарского театра. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности труппы «САЙЯР (Странствующий)».
  • Комедия «БАНКРОТ», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей татарской драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье татарской буржуазии.
  • Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)», организовал издательство, занимался книжной торговлей.
  • Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «БАНКРОТ» и другие.
  • Печатался с 1900 года.
  • Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра.
  • До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих.
  • Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной действительности.
  • В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.
  • Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов:
    • «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)» (2-я ред., 1908)
    • «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
    • «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
    • «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
    • «БАНКРОТ» (1911)
    • «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
    • «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
    • «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
  • Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Кроме того, он перевел с русского и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены:
    • «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя
    • «Гроза» А.Н.Островского
    • «На дне» А.М.Горького
    • «Скупой» Мольера
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)

Признание

Источники