Камалетдинов Галиаскар Галиакберович — различия между версиями
(не показано 11 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Галиаскар_Камал.jpg|300px|thumb|слева|<center> | + | [[Файл:Галиаскар_Камал.jpg|300px|thumb|слева|<center>Галиәсгар Камал<br>(1979-1933)</center>]] |
− | + | '''ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)<br>ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ'''<br>(1879-1933)<br>(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)<br><br> | |
− | ''' | + | Один из основоположников национальной журналистики, [[татарской]] драматургии и профессионального [[театр]]а, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, [[Герой Труда]], [[Народный драматург Татарской АССР]] |
− | |||
− | Галиәсгар Галиәкбәр улы | ||
− | |||
== Биография == | == Биография == | ||
− | Родился в 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года) в семье кустаря-меховщика в Казани. Детство | + | * Родился в 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года) в семье кустаря-меховщика в [[Казани]]. |
− | + | * Детство провёл в родной деревне матери Түбән Масра (нынешний [[Арск]]ий район). | |
− | + | * 1880-е годы - учился в: | |
− | + | ** [[Медресе «ГОСМАНИЯ (Усмания)»]] | |
− | + | ** [[Медресе «Халидия»]] | |
− | + | * 1889-97 годах - учился в [[Медресе]] «[[МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)]]». | |
− | + | ** Одновременно изучает [[русский язык]] в трехклассном городском училище. В это же время он увлекся русской драматической литературой и театром, но больше всего его захватило общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока. | |
− | + | * 1901 год - выпускал [[газету]] «ТӘРӘККЫЙ (Прогресс)», организовал [[издательство]] «[[МӘГАРИФ (Просвещение)]]». | |
− | После Октябрьской революции | + | * С 1906 года работал в [[газете]] «[[АЗАТ (Свобода)]]», затем — «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма. |
− | + | * 1906 год - в [[Казани]] был дан первый открытый спектакль на [[татарском языке]]. Он принял в нём самое активное участие. | |
− | + | * 1908-09 годы - был издателем и редактором сатирического [[журнал]]а «[[ЯШЕН (Молния)]]». | |
− | + | * 1907-17 годы - работал в [[газете]] «[[ЙОЛДЫЗ (Звезда)]]». | |
− | Первая пьеса | + | * После Октябрьской революции он писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «[[ЭШ (Труд)]]» и «[[КЫЗЫЛ БАЙРАК (Красное Знамя)]]». Его вдохновителем и активным участником в этом деле был [[Габдулла Тукай]]. |
− | + | * 1929 год - он отпраздновал 30-летний Юбилей своей литературной деятельности. | |
− | Комедия | + | * Умер 16 июня 1933 года в [[Казани]]. |
− | + | == Творчество == | |
− | Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету | + | [[Файл:Татарский_Государственный_Академический_Театр_Галиаскара_Камала.jpg|350px|thumb|справа|<center>Нынешнее здание театра Камала</center>]] |
− | + | * Первая пьеса называется «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история [[татарского]] [[театр]]а. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности [[труппы]] «[[САЙЯР (Странствующий)]]». | |
− | Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы | + | * Комедия «[[БАНКРОТ]]», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей [[татарской]] драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье [[татарской]] буржуазии. |
− | + | * Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», организовал [[издательство]], занимался книжной торговлей. | |
− | + | * Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой [[русской]] революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «[[БАНКРОТ]]» и другие. | |
− | + | * Печатался с 1900 года. | |
− | Вплоть до 1930 года пьесы | + | * Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара [[татарского]] профессионального [[театр]]а. |
− | До сих пор | + | * До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих. |
− | + | * Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной действительности. | |
− | + | * В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового. | |
− | Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной действительности. В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового. | + | * Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов: |
− | * | + | ** «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]» (2-я ред., 1908) |
− | * | + | ** «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908) |
− | * | + | ** «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909) |
− | * | + | ** «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911) |
− | * | + | ** «[[БАНКРОТ]]» (1911) |
− | * | + | ** «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922) |
− | * | + | ** «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930) |
− | * | + | ** «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930) |
− | [[ | + | * Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на [[татарский язык]]. Кроме того, он перевел с [[русского]] и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены: |
− | + | ** «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя | |
+ | ** «Гроза» А.Н.Островского | ||
+ | ** «На дне» А.М.Горького | ||
+ | ** «Скупой» Мольера | ||
+ | * «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81) | ||
== Признание == | == Признание == | ||
− | * | + | * «[[Герой Труда]]» (июнь 1923) |
− | * С 1939 года имя | + | * [[Народный драматург Татарской АССР]] (1926) |
− | + | * С 1939 года его имя носит [[Татарский академический театр]] | |
− | == | + | == Источники == |
− | + | * «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999 | |
− | * | + | * А.Г.Ахмадуллин «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14 |
− | * | + | [[Категория:Актеры]][[Категория: Драматурги]] [[Категория: Журналисты]] [[Категория: Писатели]][[Категория: Народные драматурги Татарии]] [[Категория: Общественные и политические деятели]][[Категория:Татарский академический театр]] |
− | |||
− | |||
− | |||
− | [[ |
Текущая версия на 10:50, 12 октября 2014
ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)
ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ
(1879-1933)
(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)
Один из основоположников национальной журналистики, татарской драматургии и профессионального театра, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, Герой Труда, Народный драматург Татарской АССР
Содержание
Биография
- Родился в 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года) в семье кустаря-меховщика в Казани.
- Детство провёл в родной деревне матери Түбән Масра (нынешний Арский район).
- 1880-е годы - учился в:
- 1889-97 годах - учился в Медресе «МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)».
- Одновременно изучает русский язык в трехклассном городском училище. В это же время он увлекся русской драматической литературой и театром, но больше всего его захватило общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока.
- 1901 год - выпускал газету «ТӘРӘККЫЙ (Прогресс)», организовал издательство «МӘГАРИФ (Просвещение)».
- С 1906 года работал в газете «АЗАТ (Свобода)», затем — «АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)», где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.
- 1906 год - в Казани был дан первый открытый спектакль на татарском языке. Он принял в нём самое активное участие.
- 1908-09 годы - был издателем и редактором сатирического журнала «ЯШЕН (Молния)».
- 1907-17 годы - работал в газете «ЙОЛДЫЗ (Звезда)».
- После Октябрьской революции он писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «ЭШ (Труд)» и «КЫЗЫЛ БАЙРАК (Красное Знамя)». Его вдохновителем и активным участником в этом деле был Габдулла Тукай.
- 1929 год - он отпраздновал 30-летний Юбилей своей литературной деятельности.
- Умер 16 июня 1933 года в Казани.
Творчество
- Первая пьеса называется «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история татарского театра. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности труппы «САЙЯР (Странствующий)».
- Комедия «БАНКРОТ», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей татарской драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье татарской буржуазии.
- Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)», организовал издательство, занимался книжной торговлей.
- Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «БАНКРОТ» и другие.
- Печатался с 1900 года.
- Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра.
- До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих.
- Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной действительности.
- В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.
- Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов:
- «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)» (2-я ред., 1908)
- «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
- «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
- «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
- «БАНКРОТ» (1911)
- «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
- «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
- «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
- Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Кроме того, он перевел с русского и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены:
- «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя
- «Гроза» А.Н.Островского
- «На дне» А.М.Горького
- «Скупой» Мольера
- «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)
Признание
- «Герой Труда» (июнь 1923)
- Народный драматург Татарской АССР (1926)
- С 1939 года его имя носит Татарский академический театр
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
- А.Г.Ахмадуллин «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14