Камалетдинов Галиаскар Галиакберович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
м (Биография)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Галиаскар_Камал.jpg|300px|thumb|слева|<center>Галиәсгар Камал<br>(1979-1933)</center>]]
 
[[Файл:Галиаскар_Камал.jpg|300px|thumb|слева|<center>Галиәсгар Камал<br>(1979-1933)</center>]]
'''ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)<br>ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ'''<br>(1879-1933)<br>(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)<br>
+
'''ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)<br>ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ'''<br>(1879-1933)<br>(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)<br><br>
Один из основоположников татарской драматургии и театра, драматург, театральный и общественный деятель, [[Народный драматург Республики Татарстан|Народный драматург Татарской АССР]] (1926).
+
Один из основоположников национальной журналистики, [[татарской]] драматургии и профессионального [[театр]]а, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, [[Герой Труда]], [[Народный драматург Татарской АССР]]
 
== Биография ==
 
== Биография ==
 
* Родился в 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года) в семье кустаря-меховщика в [[Казани]].  
 
* Родился в 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года) в семье кустаря-меховщика в [[Казани]].  
* Детство проводит в родной деревне матери Түбән Масра (нынешний Арский район).
+
* Детство провёл в родной деревне матери Түбән Масра (нынешний [[Арск]]ий район).
* Учился в [[казан]]ском [[Медресе «ГОСМАНИЯ (Усмания)»]].
+
* 1880-е годы - учился в:
* 1889-97 годах в [[Медресе «Мухаммадия»]].
+
** [[Медресе «ГОСМАНИЯ (Усмания)»]]
Одновременно изучает [[русский язык]] в трехклассном городском училище. В это же время он увлекся русской драматической литературой и театром, но больше всего его захватило общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока.
+
** [[Медресе «Халидия»]]
* В 1901 году выпускал газету «ТӘРӘККЫЙ (Прогресс)», организовал издательство «МӘГАРИФ (Просвещение)».
+
* 1889-97 годах - учился в [[Медресе]] «[[МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)]]».
 +
** Одновременно изучает [[русский язык]] в трехклассном городском училище. В это же время он увлекся русской драматической литературой и театром, но больше всего его захватило общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока.
 +
* 1901 год - выпускал [[газету]] «ТӘРӘККЫЙ (Прогресс)», организовал [[издательство]] «[[МӘГАРИФ (Просвещение)]]».
 
* С 1906 года работал в [[газете]] «[[АЗАТ (Свобода)]]», затем — «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.
 
* С 1906 года работал в [[газете]] «[[АЗАТ (Свобода)]]», затем — «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.
* В 1906 году в [[Казань|Казани]] был дан первый открытый спектакль на татарском языке. Он принял в нём самое активное участие.
+
* 1906 год - в [[Казани]] был дан первый открытый спектакль на [[татарском языке]]. Он принял в нём самое активное участие.
* 1908-09 годы - был издателем и редактором сатирического журнала «ЯШЕН (Молния)».
+
* 1908-09 годы - был издателем и редактором сатирического [[журнал]]а «[[ЯШЕН (Молния)]]».
 
* 1907-17 годы - работал в [[газете]] «[[ЙОЛДЫЗ (Звезда)]]».
 
* 1907-17 годы - работал в [[газете]] «[[ЙОЛДЫЗ (Звезда)]]».
 
* После Октябрьской революции он писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «[[ЭШ (Труд)]]» и «[[КЫЗЫЛ БАЙРАК (Красное Знамя)]]». Его вдохновителем и активным участником в этом деле был [[Габдулла Тукай]].
 
* После Октябрьской революции он писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «[[ЭШ (Труд)]]» и «[[КЫЗЫЛ БАЙРАК (Красное Знамя)]]». Его вдохновителем и активным участником в этом деле был [[Габдулла Тукай]].
* В 1929 году он отпраздновал 30-летний Юбилей своей литературной деятельности.
+
* 1929 год - он отпраздновал 30-летний Юбилей своей литературной деятельности.
 
+
* Умер 16 июня 1933 года в [[Казани]].
Первая пьеса Камала называется «Бәхетсез егет (Несчастный юноша)», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история татарского театра. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности [[труппы]] «[[САЙЯР (Странствующий)]]».
 
 
 
Комедия «Банкрот», как и «Безнең шәhәрнең серләре (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как Камала, так и всей татарской драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье татарской буржуазии.
 
 
 
Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «Азат Халык (Свободный народ)», организовал издательство, занимался книжной торговлей.
 
 
Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы «Беренче театр (Первый театр)», «Банкрот» и другие.
 
 
 
Галиаскар Камал один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Кроме того, Камал перевел с русского и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского, «На дне» А.М.Горького, «Скупой» Мольера.
 
 
 
Вплоть до 1930 года пьесы Камала составляли основу репертуара татарского профессионального театра.
 
До сих пор Камал считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих. Умер 8 июня 1933 года в Казани.
 
 
 
 
== Творчество ==
 
== Творчество ==
Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной  действительности. В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.Пьесы Камала составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов. Печатался с 1900 года.
+
[[Файл:Татарский_Государственный_Академический_Театр_Галиаскара_Камала.jpg|350px|thumb|справа|<center>Нынешнее здание театра Камала</center>]]
* «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]» (2-я ред., 1908)
+
* Первая пьеса называется «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история [[татарского]] [[театр]]а. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности [[труппы]] «[[САЙЯР (Странствующий)]]».
* «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
+
* Комедия «[[БАНКРОТ]]», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей [[татарской]] драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье [[татарской]] буржуазии.
* «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
+
* Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», организовал [[издательство]], занимался книжной торговлей.
* «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
+
* Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой [[русской]] революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «[[БАНКРОТ]]» и другие.
* «[[БАНКРОТ]]» (1911)  
+
* Печатался с 1900 года.
* «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
+
* Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара [[татарского]] профессионального [[театр]]а.
* «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
+
* До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих.
* «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
+
* Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной  действительности.
 +
* В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.
 +
* Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов:
 +
** «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]» (2-я ред., 1908)
 +
** «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
 +
** «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
 +
** «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
 +
** «[[БАНКРОТ]]» (1911)  
 +
** «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
 +
** «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
 +
** «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
 +
* Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на [[татарский язык]]. Кроме того, он перевел с [[русского]] и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены:
 +
** «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя
 +
** «Гроза» А.Н.Островского
 +
** «На дне» А.М.Горького
 +
** «Скупой» Мольера
 
* «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)
 
* «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)
* Переводы на [[татарский язык]] произведений:
 
** Н.В.Гоголя
 
** А.Н.Островского
 
[[Файл:Татарский_Государственный_Академический_Театр_Галиаскара_Камала.jpg|350px|thumb|справа|<center>Нынешнее здание театра Камала</center>]]
 
 
 
== Признание ==  
 
== Признание ==  
* Почетное звание «[[Герой Труда]]» (июнь 1923)
+
* «[[Герой Труда]]» (июнь 1923)
* [[Народный драматург Республики Татарстан|Народный драматург Татарской АССР]] (1926)
+
* [[Народный драматург Татарской АССР]] (1926)
* С 1939 года имя Камала Галиаскара Камала носит [[Татарский академический театр]]
+
* С 1939 года его имя носит [[Татарский академический театр]]
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
[[Категория: Драматурги]] [[Категория: Журналисты]] [[Категория: Писатели]]
+
* А.Г.Ахмадуллин «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
[[Категория: Народные драматурги Республики Татарстан]]  
+
[[Категория:Актеры]][[Категория: Драматурги]] [[Категория: Журналисты]] [[Категория: Писатели]][[Категория: Народные драматурги Татарии]] [[Категория: Общественные и политические деятели‏‎]][[Категория:Татарский академический театр]]
[[Категория: Общественные и политические деятели‏‎]]
 
[[Категория: Казань]] [[Категория: Татария]]
 

Текущая версия на 10:50, 12 октября 2014

Галиәсгар Камал
(1979-1933)

ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)
ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ

(1879-1933)
(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)

Один из основоположников национальной журналистики, татарской драматургии и профессионального театра, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, Герой Труда, Народный драматург Татарской АССР

Биография

Творчество

Нынешнее здание театра Камала
  • Первая пьеса называется «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история татарского театра. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности труппы «САЙЯР (Странствующий)».
  • Комедия «БАНКРОТ», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей татарской драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье татарской буржуазии.
  • Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)», организовал издательство, занимался книжной торговлей.
  • Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «БАНКРОТ» и другие.
  • Печатался с 1900 года.
  • Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра.
  • До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих.
  • Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной действительности.
  • В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.
  • Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов:
    • «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)» (2-я ред., 1908)
    • «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
    • «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
    • «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
    • «БАНКРОТ» (1911)
    • «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
    • «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
    • «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
  • Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Кроме того, он перевел с русского и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены:
    • «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя
    • «Гроза» А.Н.Островского
    • «На дне» А.М.Горького
    • «Скупой» Мольера
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)

Признание

Источники