Казанский Спасо-Преображенский монастырь

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Казанский Спасо-Преображенский монастырь

Казанский Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь на территории Казанского Кремля

  • Основан в 1556 году архимандритом Варсонофием
  • Не действующий православный монастырь
  • Расположен в Юго-Западной части Казанского Кремля
  • Памятник русской архитектуры XVI—XIX веков.
  • По статусу и значимости в Казанской епархии занимал второе место после УСПЕНИЕ ИРЛӘР МОНАСТЫРЕ (Успенский мужской монастырь)
  • Своё имя обитель получила от главного монастырского Преображенского собора и надвратной церкви Нерукотворного Образа Спасской башни, соединявшейся с монастырем с западной стороны пристройкой с лестницей. В ранних источниках монастырь именуется по разному — Спасским, Преображенским, со временем название Спасо-Преображенский закрепилось, хотя нередко монастырь упоминается как Спасский и в поздних источниках.
  • Монастырь располагался на небольшой территории (менее 1 га, согласно писцовым книгам «в длину сорок одна сажень, а поперек двадцать шесть сажень»), ограниченной с юга и запада пряслами кремлёвской стены между Спасской, Юго-западной и проездной Преображенской (первоначально Сергиевской по близлежащей церкви) башнями. С востока от главной кремлёвской улицы монастырь отделяла кирпичная ограда, доходившая до храма Киприана и Иустинии, который со временем был приписан к монастырю.
  • Основатель монастыря Варсонофий (в миру Иоанн) в молодости провел несколько лет в плену у крымских татар и свободно владел татарским языком, что и способствовало его переводу в Казань. Вместе с Варсонофием в Казань прибыли и другие насельники Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон.
  • Первоначально монастырь имел две деревянные церкви — Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным же подклетом, и Николы Ратного, которая уже в 1560-е годах была возведена в камне. Церковь Николы Ратного построена одновременно с нижним ярусом Спасской башни из того же волжского известняка. Храм представлял собой небольшую, «13 на 13 шагов», двухэтажную квадратную в плане церковь с длинной трапезной с западной стороны и полукруглым алтарным выступом с восточной, по архитектурным формам это был типичный новгородский одноглавый храм «на четыре фронтона»[1], как, например, Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. На первом этаже размещалась хлебня и просфорня. В 1567 году, когда была составлена первая казанская писцовая книга, Никольский храм был уже освящен и украшен множеством икон.
  • Незадолго до кончины, в деревянном Преображенском соборе монастыря принял постриг в великую схиму первый казанский архиепископ Гурий. Св. Гурий был похоронен 5 декабря 1563 года за алтарем Преображенского собора, его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря. В последующие четыре столетия на Спасском некрополе обрели покой многие знаменитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купцы и военные, чиновники.
  • Над могилой святителя усердием боярина Ивана Елизаровича Застолбского, ученика и сподвижника архиепископа Гурия, была сооружена «каменная клеть» (вскоре здесь был похоронен сын Ивана Елизаровича, монах Нектарий, скончавшийся в молодых годах, а позднее и сам боярин Иоанн, в иночестве Иона).
  • После 12 лет трудов в монастыре архимандрит Варсонофий был назначен епископом в Тверь. В 1571 году святитель Варсонофий возвратился в Казань и поселился на покое в основанной им обители. 11 апреля 1576 г. основатель Спасо-Преображенского монастыря скончался в возрасте 81 года и был погребен в «клети» рядом с св. Гурием.
  • 1579 год - Казань опустошил сильный пожар и деревянная Преображенская церковь также сгорела, тогда же была обретена Казанская икона Богородицы.
  • 1586 год - на пепелище был заложен новый каменный шестистолпный пятиглавый Преображенский собор с тремя алтарными апсидами, размерами и красотой не уступавший кафедральному Благовещенскому собору. Новый храм строился на более раннем каменном подклете деревянного храма, который чудом сохранился до наших дней и сходен с нижний храмом Благовещенского собора.
  • 1595 год - при его строительстве устроенную Застолбским клеть пришлось сломать и тогда же, 4 октября 1595 года, казанским митрополитом Гермогеном (впоследствии патриархом всея Руси) были обретены мощи свв. Гурия и Варсонофия, которые затем перенесли в Преображенский собор. Для останков иноков Ионы и Нектария перед алтарем нового Преображенского собора была сооружена небольшая каменная «пещерка» размером «25 на 15 четвертей» (5 на 4 метра) с каменным сводом, свет в которую проникал через пять узких продолговатых окон с коваными решетками. Вход в неё был углублен в землю на четыре ступени.
    • Позднее в «пещерке» нашли упокоение греческий иерарх Епифаний, архиепископ Иерусалима
    • 1614 год — казанский митрополит Ефрем, венчавший на царство в 1613 году первого царя из дома Романовых Михаила Федоровича, настоятели Спасо-Преображенского монастыря архимандриты Сергий (1608—1613) и Еремей (1628—1629), греческий епископ Арсений (1706), по левую сторону в специально устроенной часовне в 1740 году был похоронен ближайший родственник кахетинского царя Теймураза князь И.Е.Багратион-Давидов, проживавший в Казани по указу императрицы Анны Иоановны
  • Монастырь, прославленный казанскими святыми, вскоре стал одним из значимых центров паломничества в Поволжье.
  • Начало XVП века - в число братии Спасо-Преображенского монастыря поступил постриженик московского Чудова монастыря Филарет, впоследствии основавший Раифской монастырь в окрестностях Казани.
  • С кремлёвским Спасским монастырем также связана судьба основателя Седмиезерной пустыни св. Евфимия
    • 1627 год - схимонах Евфимий был вызван Казанским архиепископом в Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался.
  • 1630 год - митрополит Казанский и Свияжский Матвей перенёс мощи св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор.
  • 1670-е годы - в монастыре был построен новый каменный двухэтажный братский корпус.
  • XVП век - был перестроен в кирпиче второй этаж церкви Николы Ратного и перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной части храма пристроен игуменский дом.
    • По сведениям, которые приводит Н.П.Загоскин, в конце XVП века окружающая монастырь с Северной и Восточной сторон ограда имела две надвратных церкви, о чём имелась высеченная над входом надпись: «Лета 1670 построено сие оградное строение и другия врата монастырские, а на вратах церковь Пресвятыя Богородицы положения Честныя ризы; да в приделе чудотворца Макария Калязинского…». Эти надвратные храма были упразднены в XIX веке, возможно, из-за пожаров
  • XVШ век - к Северной и Южной стенам Преображенского собора были пристроены галереи: с юга — сводчатое гульбище на уровне нижнего яруса собора, с севера — двухъэтажные галереи: нижний этаж имел крестовые своды, опиравшиеся на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй этаж галереи служил коридором, соединявшим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи имели большое парадное крыльцо. а к братскому корпусу пристроен казначейский дом.
    • 1730 год - в монастыре была освящена церковь великомученицы Варвары
    • в монастыре также существовала церковь преподобного Сампсона Странноприимца. Точная дата постройки неизвестна, фундамент храма изучен археологической экспедицией «Казанский кремль»
    • Середина XVШ века - архимандрит Феофил Игнатович приподнял стены Преображенского собора, вместо старинных глав на бочкообразной кровле поставил новые — «на железных дугах» и впервые покрыл церковь железом (возможно вследствие одного из пожаров)
    • 1763 год - представитель Сената А.И.Свечин, посетивший город в связи с проблемами в Казанском адмиралтействе, отмечал что Спасский монастырь имеет «внутреннее и наружное великолепное украшение немалой величины».
    • 1742,49,57,97 годы - монастырь неоднократно горел в пожарах. Пожары и последующая реформа Екатерины Второй Великой 1764 года негативно сказались на развитии монастыря, число братии значительно сократилось (тогда как согласно данным «жития» основателя, в монастыре было до 100 человек братии).
  • 1815 год - храм Николы Ратного был перестроен по проекту губернского архитектора А.Шмидта
  • 1820 год - при храме устроен придел во имя св. Иоанна Лествичника
  • с 1842 года - в монастыре временно находилась Казанская духовная академия
  • 1858 год - за ветхостью была разобрана каменная колокольня (самая первая была деревянной), находившаяся к северо-западу от собора на северной галерее, соединявшейся с игуменским домом и в 1858—60 годы отстроена новая четырёхъярусная колокольня над Святыми вратами Варваринской церкви. На втором ярусе помещались колокола, на третьем были установлены боевые часы. Место, где стояла колокольня, проектом реконструкции предполагалось отметить цветом брусчатки.
  • 1892 год - к Братскому корпусу пристроена галерея.
  • 1898 год - настоятелем монастыря и по совместительству ректором Казанской Духовной академии (по установившемуся в XIX веке обычаю) был выдающийся церковный деятель Антоний Храповицкий, будущий первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей.
  • Наиболее древними и чтимыми в монастыре иконами были: запрестольная выносная икона Тихвинской Богородицы в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом, на оборотной стороне иконы были изображены свв. Гурий и Варсонофий казанские. В монастыре также почитались иконы Николы Ратного и Преображения
  • В ризнице монастыря хранились монастырский устав, первая часть которого была собственноручно написана св. Варсонофием, деревянный, оправленный внизу «узорчатым железом» (по видимости басмой) жезл святителя, шитая золотом плащаница XVI века, шитый сударь (вклад главного казанского воеводы князя Григория Алексеевича Булгакова в память о родителях) и другие реликвии
  • 1901 год - с Западной стороны выполнен пристрой на всю ширину Преображенского собора
  • 1900-е годы - в монастыре проходил послушание будущий камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов)
  • После 1917 года началось планомерное уничтожение кремлёвской обители
    • 20 сентября 1918 года - во время совершения литургии в алтарь вошёл красный командир и объявил, что кремль закрывается для населения и объявляется военным городком, все гражданские учреждения и частные лица из кремля выселяются.
    • 22 сентября 1918 года - были закрыты все кремлёвские храмы. Силами насельниц Казанского Богородицкого монастыря были вынесены: из Кафедрального Благовещенского собора — рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Преображенского собора — рака с мощами святителя Варсонофия и другие святыни.
  • В советское время на территории разместили воинскую часть. Надгробия монастырского некрополя — уничтожены, монастырский собор взорван. Была также снесена приписанная к монастырю церковь Св. Киприана и Иустинии. Сохранились фундаменты некоторых строений, здания братского корпуса. Под слоем щебня сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его «пещерка».
  • 1995 год - во время археологических раскопок были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, а также казанского митрополита Ефрема. Мощи самого основателя монастыря святителя Варсонофия после большевистского переворота 1917 года оказались в запасниках одного из городских музеев, дальнейшая их судьба неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя. К настоящему моменту сохранился Братский корпус монастыря, цоколь Преображенского собора (храм взорван в 30-е годы XX века), реконструированный храм Николы Ратного, монастырская ограда и фундаменты некоторых других строений. Коробовые и крестовые своды подклета Преображенского собора опираются на стены и четыре столба, подалтарная часть отделена стеной с проемами от основного помещения. Стены и сводчатые перекрытия сложены из гладко отесанного белого камня, блоки плотно пригнаны друг к другу. Сохранилась также сводчатая «пещерка» за алтарем собора. Сохранился также белокаменный подклет XVI века храма Николы Ратного со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и коробовым сводом под храмом. Западная стена церкви опирается на боевой ход прясла между Юго-Западной и Преображенской башнями. Сохранились декоративные полукруглые сандрики XIX века с изображением креста на окнах фасада второго яруса. Отреставрировано двухэтажное кирпичное Г-образное в плане здание Братского корпуса. Крытая кирпичная галерея объединяет ряд сводчатых помещений келий. С западной стороны к зданию примыкает трёхэтажный казначейский дом с частью древней монастырской ограды. Арочные окна украшены наличниками, фасад здания — декоративными поясами и карнизами.
  • 2006 год - архиепископ Анастасий освятил на Арском кладбище, возле церкви Ярославских чудотворцев, часовню во имя Всемилостивого Спаса, куда была перенесена небольшая часть захоронений некрополей Спасо-Преображенского и Троицкого монастырей, найденные в ходе археологических работ и реконструкции Казанского кремля
  • Монастырский некрополь:
    • Первым на погосте Спасо-Преображенского монастыря считается захоронение первого казанского архиепископа Гурия. В советское время на территории разместили воинскую часть, все захоронения монастырского некрополя утрачены.
    • Матвей Фролович Болдырев (1839—1903) — Профессор ларингоскопии Казанского университета.
    • Константин Васильевич Ворошилов (1842—1899) — профессор физиологии и ректор Казанского Университета
    • Василий Маркович Флоринский (1834—1899) — русский врач, писатель, археолог, один из инициаторов открытия Сибирского университета ** в Томске, Почётный гражданин Томска.
    • Пётр Васильевич Знаменский (1836—1917) — историк Русской церкви, член Совета и товарищ (заместитель) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания»
    • Константин Романович Семякин (1802—1867) — генерал от инфантерии, герой обороны Севастополя во время Крымской войны.
    • Павел Николаевич Шатилов (1822—1887) — русский генерал, участник покорения Кавказа и русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
    • Пётр Дмитриевич Шестаков (1826—1889) — русский педагог, учёный и общественный деятель, в 1865—1883 попечитель Казанского учебного округа.