КАБИЛӘЛӘР (Кабиле)
КАБИЛӘЛӘР (Кабилә, Ҡәбилә, Кабиле,
Кавем, Племена, Племя)
Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием
- «КАБИЛӘ» в переводе с татарского языка означает «Племя, племена, племенной, народ, родня, родственники, порода (о человеке)»
- См. «категорию: Племена»
КАБИЛӘ (Ҡәбилә, Кабиле, Кавем, Племя)
Историческая общность людей
- Для племён характерны родственные связи между его членами, многоступенчатая структура, наличие этнонима, собственная территория со строго обозначенными границами, языка или диалекта, общеплеменное самоуправление: вождь, совет племени, представление об общем родоначальнике, преимущественно мифическом предке, сходство культуры и верований
- Племя имело чёткую структуру, в основном состоящую из родов и родовых подразделений
- Взаимоотношения в племени и между племенами регулировались в соответствии с нормами обычного права
Каждому племенипринадлежала определённая территория, в границах которой землепользование осуществлялось отдельными общинами - Предводителем племени являлся бий, который при принятии решений учитывал мнение народного собрания курултая, җыелыша и совета старейшин - «аҡһаҡалдар ҡоро»
- После присоединения к Русскому царству в жалованных грамотах было юридически оформлено право племён на владение вотчинами
- С древности территория Приуралья и Среднего течения реки «АГЫЙДЕЛ (Река Белая)», левого притока реки «ЧУЛМАН (Кама)» являлась зоной расселения и активного взаимодействия местных финно-угорских племён с пришлыми индоиранскими племенами и древнетюркскими племенами
- IX-X века - в Приуралье и на Южный Урал мигрируют древние племена, сложившиеся в Середине Первого тысячилетия в районе реки Сырдарья и в Приаралье, этническую основу которых составили тюркские племена и тюркизированные древнемонгольские родоплеменные объединения, находившиеся в тесном контакте с иранскими кочевыми племенами
- В истории формирования племён выделяют семь историко-этнографических пластов:
«Древние» - «БӨРҖӘНЛӘР (Бурзян)», «УРАНЛАР (Уран)», «ҮСӘРГӘНЛӘР (Усерган)»
«Ранний Финно-угорско-самодийский» - «СЫЗГЫЛАР (Сызгы)», «ТЕРСЯКЛАР (Терсяк)», «УВАНЫШЛАР (Уваныш)», «УПЕЙЛАР (Упей)»
«Болгаро-мадьярский» - «БҮЛӘРЛӘР (Буляр)», «ТАНЫПЛАР (Танып)», «ЙОРМАТЛАР (Юрматы)»
«Огузо-кыпчакский» - «ӘЙЛӘЛӘР (Айле)»
«Кыпчакский» - «КАНЛЫЛАР (Канлы)», «КОШСЫЛАР (Кошсы)», «КЫПЧАКЛАР (Кипчаки)», «МЕҢЛӘР (Мин)»
«Ногайский» - «НУГАЙ-БӨРҖӘНЛӘР (Ногай-Бурзян)», «НУГАЙ-ЙОРМАТЛАР (Ногай-Юрматы)»
«Связанные этническим взаимодействием и сформировавшихся в Волго-Уральском регионе и Средней Азии народы» - «БАШКОРТЛАР (Башкиры)», «КАЗАКЪЛАР (Казахи)», «МИШӘРЛӘР (Мишари)», «ТАТАРЛАР (Татары)»
КАБИЛӘЛӘР БЕРЛӘШМӘСЕ (Союз племён)
Форма социальной организации общества эпохи разложения первобытно-общинного строя
- Объединение нескольких племён
В Поволжье и Приуралье известны: «Ананьинский союз», «Пьяноборский союз», Азелинский союз, Именьковский союз и др. - Союз нескольких племён составлял родоплеменное объединение
- Основным родоплеменными атрибутами являлись тамга, оран, онгон
- Исторические события фиксировались в шежере
- В процессе расселения и этнической истории сложились основные этнографические группы на:
Юго-Востоке - «БӨРҖӘНЛӘР (Бурзян)», «КЫПЧАКЛАР (Кипчаки)», «ТАМЬЯНЛАР (Тамйян)», «ТАНГАУРЛАР (Тангаур)», «ҮСӘРГӘНЛӘР (Усерган)», «ЙОРМАТЛАР (Юрматы)»
Северо-Востоке - ӘЙЛӘЛӘР (Айле)«», «БӘҖРӘКЛӘР (Бадрак)», «БӘКӘТИНЛАР (Бикатин)», «БИШУЛЛАР (Бишул)», «ДЫУАНЛАР (Дуван)», «КАЛМАКЛАР (Калмак)», «КЫТАЙЛАР (Катай)», «КОШСЫЛАР (Кошсы)», «КУВАКАННАР (Куакан)», «КӨЗӘЙЛӘР (Кудей)», «КАМРЫКЛАР (Кумрук)», «МОРЗАЛАР (Мурзалар)», «СӘЛӘҺӘТЛӘР (Салъют)», «СЫЗГЫЛАР (Сызгы)», «СЫНРЯНЛАР (Сынрян)», «СЫРЗЫЛАР (Сырзы)», «ТАБЫНЛАР (Табын)», «ТЕРСЯКЛАР (Терсяк)», «УПЕЙЛАР (Упей)»
Юго-Западе - МЕҢЛӘР (Мин)
Северо-Западе - «БӘЙЛӘРЛӘР (Байлар)», «БАЛЫКСЫЛАР (Балыксы)», «БҮЛӘРЛӘР (Буляр)», «ГӘЙНӘЛӘР (Гайна)», «ГӘРӘЛӘР (Гэрэ)», «ДУВАНЕЙЛАР (Дуваней)», «ЕЛАННАР (Елан)», «ЕЛДӘКЛӘР (Ельдяк)», «ЕНӘЙЛӘР (Еней)», «ИРӘКТЕЛӘР (Ирэкте)», «КАНЛЫЛАР (Канлы)», «КАРШИННАР (Каршин)», «КЫРГЫЗЛАР (Киргиз)», «ТАЗЛӘР (Тазлар)», «ТАНЫПЛАР (Танып)», «УВАНЫШЛАР (Уваныш)», «УННАР (Ун)», «УРАНЛАР (Уран)», «ЮРМЫЙЛАР (Юрми)» - Основное значение во всей структуре родоплеменных объединений имели три звена: племя, род, родовое подразделение, а остальные, как правило, отражали их переходное состояние
- Родственные объединения сложились в условиях преобладающего полукочевого, скотоводческого хозяйственно-культурного типа и были обусловлены обычаями и историко-культурными традициями
Объединения имели многоступенчатую организацию:
двух-ступенчатую: племя—родовое подразделение, например, «ТАНГАУРЛАР (Тангаур)», «СЫРЗЫЛАР (Сырзы)»
трёх-ступенчатую: племя-род—родовое подразделение
четырёх-ступенчатую: племя—род—родовое подразделение—группа родственных семей, например, «КЫТАЙЛАР (Катай)»
пяти-ступенчатую: племя—род—дочерний род—родовое подразделение—группа родственных семей, например, «ТАБЫНЛАР (Табын)»
Число звеньев структуры и границы между ними постоянно менялись, периодически возникали новые или одно из них переходило в другое, их изменчивость возрастала от высших ступеней к низшим, а также встречались союзы нескольких племён, составлявшие родоплеменные объединения - XIV-XVI века:
в Юго-Восточной и Южном районах края сложился «ЕТЕ ЫРЫУ (Союз семи родов)»: «БӨРҖӘНЛӘР (Бурзян)», «ТАМЬЯНЛАР (Тамйян)», «ТАНГАУРЛАР (Тангаур)», «ҮСӘРГӘНЛӘР (Усерган)», «КАРА-КЫПЧАКЛАР (Кара-Кипчаки)», «САНКЕМ-КЫПЧАКЛАР (Санкем-Кипчаки)», «КЫПЧАКЛАР (Кипчаки)», который направил в Казань, а затем в Москву посольство для ведения переговоров об условиях присоединения к Русскому царству
получение жалованных грамот привело к разделу общей территории и распаду Союза
На Севере сложился «ЕТЕ ЫРЫУ (Союз семи родов)»: «БАЛЫКСЫЛАР (Балыксы)», «ГӘРӘЛӘР (Гэрэ)», «ИРӘКТЕЛӘР (Ирэкте)», «ТАЗЛӘР (Тазлар)», УРАНЛАР (Уран), БАЙКЫ-УННАР (Байкы-Ун), «КАЙПАН-ТАНЫПЛАР (Кайпан-Танып)»
на Западе сложился Союз трёх родов: «ЙОРМАТЛАР (Юрматы)», «ЮРМЫЙЛАР (Юрми)», «БҮЛӘРЛӘР (Буляр)», который находился под влиянием Волжской Болгарии - После присоединения к Русскому царству сохранение их значимости преимущественно было связано с отношением к земельной собственности и ролью в системе землепользования
- XVШ век - сохранились родственные объединения: «ӘЙЛӘЛӘР (Айле)», «КЫТАЙЛАР (Катай)», «ТАБЫНЛАР (Табын)»
вотчины в основном распались на родовые - XVШ-XIX века - вследствие проводимой Россией административной, социальной и земельной политики, уменьшения объёмов скотоводства, развития земледелия и др. некоторые звенья структуры объединений, преимущественно высшие, постепенно теряют своё значение в общественной жизни и продолжают существовать лишь в силу традиций