ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(История)
 
Строка 47: Строка 47:
 
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
[[Категория: Мечети]][[Категория:памятники архитектуры]]
+
[[Категория:МӘЧЕТ (Мечеть)]][[Категория:памятники архитектуры]]

Текущая версия на 18:32, 12 декабря 2019

«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть)»

«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть, Четвёртая соборная)»

Мусульманское культовое сооружение в Казани, памятник татарской культовой архитектуры

История

Двести лет назад жители Старо-татарской слободы Казани в районе современной улицы Наримана Нариманова, расчистив место старого гумна, заложили фундамент деревянной мечети.
В послеханской истории города открылся четвертый официально зарегистрированный мусульманский приход, объединивший в основном небогатый люд, недавних крестьян, покинувших родные деревни в поисках заработка и теперь уже прочно обосновавшихся в губернском центре.
Именно их скромные жилища положили начало Большой Мещанской улице, ныне - Наримана Нариманова, в дальнейшем одной из самых значительных в татарской части Казани.
С годами в махалле (приходе), население которой стремительно росло, оформились свои неписаные законы и традиции, появились авторитетные лидеры из числа разбогатевших торговцев.

  • 1815-19 годы - один из них, купец Ахмед Исхаков, перевез уже обветшавшее здание прежней деревянной мечети в деревню Суыксу, а на её месте воздвиг существующий каменное здание. Эта крупная для того времени Постройка из-за характерного окраса фасада стала именоваться «Голубой» мечетью.
  • С ее возникновением началась негласная конкуренция прихода с другими, более древними и богатыми махаллями:

Следуя их примеру, прихожане «Голубой» мечети не скупились в средствах на содержание крупного учебного заведения и высокообразованных имамов.

  • Шигабутдин Марджани в этой связи указывал на две династии мусульманских священнослужителей, руководивших общиной на протяжении целого столетия.
    • В числе первых из них был мулла Габденасыр Рахманкулов.
      • Он родился в деревне Бикеево Тетюшского уезда, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
      • Учился в медресе деревни Каргалы под Оренбургом.
      • 1825 год - приехал в Казань, где стал исполнять обязанности имам-хатиба и мударриса при четвертой мечети.
      • До его приезда медресе в приходе еще не было. Габденасыр хазрат впервые учредил здесь конфессиональное училище, а местные купцы - Юсуф и Курбан-Гали Арсаевы - построили для него отдельное здание.
      • 1835-50 годы - после смерти Габденасыра Рахманкулова муллой мечети стал его брат Хабибулла Рахманкулов (1780-1850).
    • 1850-64 годы - после смерти Хабибуллы Рахманкулова муллой мечети стал Хаммад Халитов - уроженец деревни Янасала Тетюшского района, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
      • 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний имам из фамилии Рахманкуловых - Гиясетдин бине Хабибулла.
        • Гиясетдин хазрат был любимым учеником Шигабутдина Марджани. Выдающийся ученый очень тепло отзывался о своем воспитаннике и, характеризуя его как шакирда писал: «Он учился целеустремленно, старательно, с большой ответственностью, отдавая наукам всего себя... В течение короткого времени проявил незаурядные способности... и вырос в крупного богослова...»
        • 1864-70 годы - Гиясетдин Рахманкулов прослужил в «Голубой» мечети шесть лет и скончался.
    • 1870-1917 годы - вплоть до Октябрьской революции на должности имам-хатиба четвертой мечети были потомки Хаммада Халитова.
      • 1870-94 годы - Закир Хаммадович Халитов.
      • 1894-1917 годы - его сын Ибрагим Закирозич Халитов.
  • Начало XX века - в приходе, насчитывавшем 780 душ мужского пола при 89 домовладельцах, практически не имелось крупных купцов и промышленников, кровно заинтересованных в каких-либо реформах. Населением, большинство которого составляли мелкие кустари и ремесленники, руководили, по существу, торговцы средней руки. Такие, как например, Мухаметзян Ахмеров, прозванный современниками за оголтелый фанатизм и невежество «Королем Сенного базара».
    • Кстати, артист Габдулла Кариев, играя роли баев-самодуров, использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.

В таких условиях священнослужителям не представлялось возможным проводить самостоятельную политику, заниматься нововведениями и тем более реформой. В силу социального положения, завися от прихожан, как в материальном, так и в юридическом плане, муллы не могли открыто противодействовать воле людей, избравших их в духовные пастыри. Такая позиция, конечно же, вызывала негодование у прогрессивной интеллигенции, отдельные представители которой в полемическом запале порой ставили на одну доску непримиримость мракобесов-кадимистов и осторожность трезво мыслящих лидеров мусульманской общины.

Источники