ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ''' (Четвёртая соборная мечеть) (Зәңгәр мәчет) в [[Казань|Казани]], памятник татарской культовой архитектуры.
+
[[Файл:ЗӘҢГӘР_МӘЧЕТ_(Голубая_мечеть).jpg|400px|thumb|справа|<center>«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть)»</center>]]
* [http://russian-mosques.com/ShowMosque.aspx?regionCode=TA+&cityName=Kazan&mosqueID=2d014661-ef9c-4e86-aa32-90eed2ef4b2a «ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ (Четвертая соборная)»] [[Казань]], ул.[[Нариманов, Нариман Кербелай Наджаф оглы|Наримана Нариманова]], 98  
+
'''«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть, Четвёртая соборная)»'''<br><br>
Название получила по цвету стен.
+
[[Мусульман]]ское культовое сооружение в [[Казани]], памятник [[татар]]ской культовой архитектуры
 
+
* [[Казань]], [[Наримана Нариманова]], 98  
Построена в 1815-19гг. в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Исхакова.  
+
* Название получила по цвету стен  
 
+
* 1815-19 годы - построена в стиле классицизма на средства [[казан]]ского купца Ахмета Исхакова.  
Архитектор неизвестен.
+
* Архитектор неизвестен.
 
+
* Двухэтажная двухзальная [[мечеть]]-[[джами]] с трёхъярусным [[минарет]]ом на крыше.
Расширена и перестроена в 1864г. на средства купца [[Мустакимов, Абдульманнаф Биккинеевич|Г.Б. Мустакимова]], в 1907г. - [[Ишмуратов, Абдрахман Ахметович|А.А. Ишмуратова]] расширена и перестроена.
+
* 1864 год - расширена и перестроена на средства купца [[Абдульманнафа Мустакимова]].
 
+
* 1907 год - расширена и перестроена на средства купца [[Абдрахмана Ишмуратова]].
Двухэтажная двухзальная [[мечеть]]-джами с трёхъярусным [[минарет|минаретом]] на крыше.
+
* 1930-е годы - минарет разобран.
 
+
* В советское время использовалась под жильё.
В 1930-е гг. минарет разобран.  
+
* 1993 год - используется по назначению.
 
+
== История ==
В советское время использовалась под жильё.  
+
Двести лет назад жители Старо-татарской слободы [[Казани]] в районе современной улицы [[Наримана Нариманова]], расчистив место старого гумна, заложили фундамент деревянной [[мечети]].<br>
 
+
В послеханской истории города открылся четвертый официально зарегистрированный [[мусульман]]ский приход, объединивший в основном небогатый люд, недавних крестьян, покинувших родные деревни в поисках заработка и теперь уже прочно обосновавшихся в губернском центре.<br>
С 1993г. используется по назначению.
+
Именно их скромные жилища положили начало Большой Мещанской улице, ныне - [[Наримана Нариманова]], в дальнейшем одной из самых значительных в [[татар]]ской части [[Казани]].<br>
 +
С годами в махалле (приходе), население которой стремительно росло, оформились свои неписаные законы и традиции, появились авторитетные лидеры из числа разбогатевших торговцев.<br>
 +
* 1815-19 годы - один из них, купец '''Ахмед Исхаков''', перевез уже обветшавшее здание прежней деревянной [[мечети]] в деревню Суыксу, а на её месте воздвиг существующий каменное здание. Эта крупная для того времени Постройка из-за характерного окраса фасада стала именоваться «'''Голубой'''» [[мечеть]]ю.
 +
* С ее возникновением началась негласная конкуренция прихода с другими, более древними и богатыми махаллями:
 +
** «[[АПАНАЙ МӘЧЕТЕ (Апанаевская мечеть)]]»
 +
** Юнусовской - «[[МӘРҖАНИЯ (Марджания)]]»
 +
Следуя их примеру, прихожане «Голубой» [[мечети]] не скупились в средствах на содержание крупного учебного заведения и высокообразованных [[имам]]ов.
 +
* [[Шигабутдин Марджани]] в этой связи указывал на две династии [[мусульман]]ских священнослужителей, руководивших общиной на протяжении целого столетия.
 +
** В числе '''первых''' из них был [[мулла]] [[Габденасыр Рахманкулов]].
 +
*** Он родился в деревне Бикеево Тетюшского уезда, ныне Камскоустьинского района [[Татарстан]]а.
 +
*** Учился в [[медресе]] деревни Каргалы под [[Оренбург]]ом.
 +
*** 1825 год - приехал в [[Казань]], где стал исполнять обязанности [[имам]]-[[хатиб]]а и [[мударрис]]а при четвертой [[мечети]].
 +
*** До его приезда [[медресе]] в приходе еще не было. '''Габденасыр''' [[хазрат]] впервые учредил здесь конфессиональное училище, а местные купцы - '''Юсуф''' и '''Курбан-Гали Арсаевы''' - построили для него отдельное здание.
 +
**** 1825 год - можно ориентировочно считать годом возникновения старейшего [[казан]]ского [[медресе]], известного ныне как [[медресе «Халидия»]].
 +
*** 1835-50 годы - после смерти Габденасыра Рахманкулова [[муллой]] [[мечети]] стал его брат '''Хабибулла Рахманкулов''' (1780-1850).
 +
** 1850-64 годы - после смерти Хабибуллы Рахманкулова [[муллой]] [[мечети]] стал '''Хаммад Халитов''' - уроженец деревни Янасала [[Тетюшского]] района, ныне Камскоустьинского района [[Татарстан]]а.
 +
*** 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний [[имам]] из фамилии Рахманкуловых - '''Гиясетдин бине Хабибулла'''.
 +
**** Гиясетдин [[хазрат]] был любимым учеником [[Шигабутдина Марджани]]. Выдающийся ученый очень тепло отзывался о своем воспитаннике и, характеризуя его как [[шакирд]]а писал: «''Он учился целеустремленно, старательно, с большой ответственностью, отдавая наукам всего себя... В течение короткого времени проявил незаурядные способности... и вырос в крупного богослова...''»
 +
**** 1864-70 годы - Гиясетдин Рахманкулов прослужил в «Голубой» [[мечети]] шесть лет и скончался.
 +
** 1870-1917 годы - вплоть до Октябрьской революции на должности [[имам]]-[[хатиб]]а четвертой [[мечети]] были потомки Хаммада Халитова.
 +
*** 1870-94 годы - '''Закир Хаммадович Халитов'''.
 +
*** 1894-1917 годы - его сын '''Ибрагим Закирозич Халитов'''.
 +
* Начало XX века - в приходе, насчитывавшем '''780''' душ мужского пола при '''89''' домовладельцах, практически не имелось крупных купцов и промышленников, кровно заинтересованных в каких-либо реформах. Населением, большинство которого составляли мелкие кустари и ремесленники, руководили, по существу, торговцы средней руки. Такие, как например, '''Мухаметзян Ахмеров''', прозванный современниками за оголтелый фанатизм и невежество «'''Королем Сенного базара'''».
 +
** Кстати, артист [[Габдулла Кариев]], играя роли ''баев-самодуров'', использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.<br>
 +
В таких условиях священнослужителям не представлялось возможным проводить самостоятельную политику, заниматься нововведениями и тем более реформой. В силу социального положения, завися от прихожан, как в материальном, так и в юридическом плане, [[муллы]] не могли открыто противодействовать воле людей, избравших их в духовные пастыри. Такая позиция, конечно же, вызывала негодование у прогрессивной интеллигенции, отдельные представители которой в полемическом запале порой ставили на одну доску непримиримость мракобесов-[[кадимист]]ов и осторожность трезво мыслящих лидеров [[мусульман]]ской общины.<br>
 +
* Но сегодня уже ясно, что категорических оценок здесь быть не может. Ведь именно '''династия [[имам]]ов Халитовых''', служивших в приходе, где было особенно негативное отношение к сценическому искусству, дала нашей культуре:
 +
** одного из первых [[татар]]ских драматургов, видного просветителя [[Фатиха Халиди]]
 +
** [[Народного артиста СССР]] [[Фуада Халитова]]
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
+
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
[[Категория: Мечети]]
+
[[Категория:МӘЧЕТ (Мечеть)]][[Категория:памятники архитектуры]]
[[Category:Недооформленные статьи]]
 

Текущая версия на 18:32, 12 декабря 2019

«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть)»

«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть, Четвёртая соборная)»

Мусульманское культовое сооружение в Казани, памятник татарской культовой архитектуры

История

Двести лет назад жители Старо-татарской слободы Казани в районе современной улицы Наримана Нариманова, расчистив место старого гумна, заложили фундамент деревянной мечети.
В послеханской истории города открылся четвертый официально зарегистрированный мусульманский приход, объединивший в основном небогатый люд, недавних крестьян, покинувших родные деревни в поисках заработка и теперь уже прочно обосновавшихся в губернском центре.
Именно их скромные жилища положили начало Большой Мещанской улице, ныне - Наримана Нариманова, в дальнейшем одной из самых значительных в татарской части Казани.
С годами в махалле (приходе), население которой стремительно росло, оформились свои неписаные законы и традиции, появились авторитетные лидеры из числа разбогатевших торговцев.

  • 1815-19 годы - один из них, купец Ахмед Исхаков, перевез уже обветшавшее здание прежней деревянной мечети в деревню Суыксу, а на её месте воздвиг существующий каменное здание. Эта крупная для того времени Постройка из-за характерного окраса фасада стала именоваться «Голубой» мечетью.
  • С ее возникновением началась негласная конкуренция прихода с другими, более древними и богатыми махаллями:

Следуя их примеру, прихожане «Голубой» мечети не скупились в средствах на содержание крупного учебного заведения и высокообразованных имамов.

  • Шигабутдин Марджани в этой связи указывал на две династии мусульманских священнослужителей, руководивших общиной на протяжении целого столетия.
    • В числе первых из них был мулла Габденасыр Рахманкулов.
      • Он родился в деревне Бикеево Тетюшского уезда, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
      • Учился в медресе деревни Каргалы под Оренбургом.
      • 1825 год - приехал в Казань, где стал исполнять обязанности имам-хатиба и мударриса при четвертой мечети.
      • До его приезда медресе в приходе еще не было. Габденасыр хазрат впервые учредил здесь конфессиональное училище, а местные купцы - Юсуф и Курбан-Гали Арсаевы - построили для него отдельное здание.
      • 1835-50 годы - после смерти Габденасыра Рахманкулова муллой мечети стал его брат Хабибулла Рахманкулов (1780-1850).
    • 1850-64 годы - после смерти Хабибуллы Рахманкулова муллой мечети стал Хаммад Халитов - уроженец деревни Янасала Тетюшского района, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
      • 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний имам из фамилии Рахманкуловых - Гиясетдин бине Хабибулла.
        • Гиясетдин хазрат был любимым учеником Шигабутдина Марджани. Выдающийся ученый очень тепло отзывался о своем воспитаннике и, характеризуя его как шакирда писал: «Он учился целеустремленно, старательно, с большой ответственностью, отдавая наукам всего себя... В течение короткого времени проявил незаурядные способности... и вырос в крупного богослова...»
        • 1864-70 годы - Гиясетдин Рахманкулов прослужил в «Голубой» мечети шесть лет и скончался.
    • 1870-1917 годы - вплоть до Октябрьской революции на должности имам-хатиба четвертой мечети были потомки Хаммада Халитова.
      • 1870-94 годы - Закир Хаммадович Халитов.
      • 1894-1917 годы - его сын Ибрагим Закирозич Халитов.
  • Начало XX века - в приходе, насчитывавшем 780 душ мужского пола при 89 домовладельцах, практически не имелось крупных купцов и промышленников, кровно заинтересованных в каких-либо реформах. Населением, большинство которого составляли мелкие кустари и ремесленники, руководили, по существу, торговцы средней руки. Такие, как например, Мухаметзян Ахмеров, прозванный современниками за оголтелый фанатизм и невежество «Королем Сенного базара».
    • Кстати, артист Габдулла Кариев, играя роли баев-самодуров, использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.

В таких условиях священнослужителям не представлялось возможным проводить самостоятельную политику, заниматься нововведениями и тем более реформой. В силу социального положения, завися от прихожан, как в материальном, так и в юридическом плане, муллы не могли открыто противодействовать воле людей, избравших их в духовные пастыри. Такая позиция, конечно же, вызывала негодование у прогрессивной интеллигенции, отдельные представители которой в полемическом запале порой ставили на одну доску непримиримость мракобесов-кадимистов и осторожность трезво мыслящих лидеров мусульманской общины.

Источники