ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть) — различия между версиями
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | ''' | + | [[Файл:ЗӘҢГӘР_МӘЧЕТ_(Голубая_мечеть).jpg|400px|thumb|справа|<center>«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть)»</center>]] |
− | * | + | '''«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть, Четвёртая соборная)»'''<br><br> |
− | Название получила по цвету стен | + | [[Мусульман]]ское культовое сооружение в [[Казани]], памятник [[татар]]ской культовой архитектуры |
− | + | * [[Казань]], [[Наримана Нариманова]], 98 | |
− | + | * Название получила по цвету стен | |
− | + | * 1815-19 годы - построена в стиле классицизма на средства [[казан]]ского купца Ахмета Исхакова. | |
− | Архитектор неизвестен. | + | * Архитектор неизвестен. |
− | + | * Двухэтажная двухзальная [[мечеть]]-[[джами]] с трёхъярусным [[минарет]]ом на крыше. | |
− | + | * 1864 год - расширена и перестроена на средства купца [[Абдульманнафа Мустакимова]]. | |
− | + | * 1907 год - расширена и перестроена на средства купца [[Абдрахмана Ишмуратова]]. | |
− | + | * 1930-е годы - минарет разобран. | |
− | + | * В советское время использовалась под жильё. | |
− | В | + | * 1993 год - используется по назначению. |
− | + | == История == | |
− | В | + | Двести лет назад жители Старо-татарской слободы [[Казани]] в районе современной улицы [[Наримана Нариманова]], расчистив место старого гумна, заложили фундамент деревянной [[мечети]].<br> |
− | + | В послеханской истории города открылся четвертый официально зарегистрированный [[мусульман]]ский приход, объединивший в основном небогатый люд, недавних крестьян, покинувших родные деревни в поисках заработка и теперь уже прочно обосновавшихся в губернском центре.<br> | |
− | + | Именно их скромные жилища положили начало Большой Мещанской улице, ныне - [[Наримана Нариманова]], в дальнейшем одной из самых значительных в [[татар]]ской части [[Казани]].<br> | |
+ | С годами в махалле (приходе), население которой стремительно росло, оформились свои неписаные законы и традиции, появились авторитетные лидеры из числа разбогатевших торговцев.<br> | ||
+ | * 1815-19 годы - один из них, купец '''Ахмед Исхаков''', перевез уже обветшавшее здание прежней деревянной [[мечети]] в деревню Суыксу, а на её месте воздвиг существующий каменное здание. Эта крупная для того времени Постройка из-за характерного окраса фасада стала именоваться «'''Голубой'''» [[мечеть]]ю. | ||
+ | * С ее возникновением началась негласная конкуренция прихода с другими, более древними и богатыми махаллями: | ||
+ | ** «[[АПАНАЙ МӘЧЕТЕ (Апанаевская мечеть)]]» | ||
+ | ** Юнусовской - «[[МӘРҖАНИЯ (Марджания)]]» | ||
+ | Следуя их примеру, прихожане «Голубой» [[мечети]] не скупились в средствах на содержание крупного учебного заведения и высокообразованных [[имам]]ов. | ||
+ | * [[Шигабутдин Марджани]] в этой связи указывал на две династии [[мусульман]]ских священнослужителей, руководивших общиной на протяжении целого столетия. | ||
+ | ** В числе '''первых''' из них был [[мулла]] [[Габденасыр Рахманкулов]]. | ||
+ | *** Он родился в деревне Бикеево Тетюшского уезда, ныне Камскоустьинского района [[Татарстан]]а. | ||
+ | *** Учился в [[медресе]] деревни Каргалы под [[Оренбург]]ом. | ||
+ | *** 1825 год - приехал в [[Казань]], где стал исполнять обязанности [[имам]]-[[хатиб]]а и [[мударрис]]а при четвертой [[мечети]]. | ||
+ | *** До его приезда [[медресе]] в приходе еще не было. '''Габденасыр''' [[хазрат]] впервые учредил здесь конфессиональное училище, а местные купцы - '''Юсуф''' и '''Курбан-Гали Арсаевы''' - построили для него отдельное здание. | ||
+ | **** 1825 год - можно ориентировочно считать годом возникновения старейшего [[казан]]ского [[медресе]], известного ныне как [[медресе «Халидия»]]. | ||
+ | *** 1835-50 годы - после смерти Габденасыра Рахманкулова [[муллой]] [[мечети]] стал его брат '''Хабибулла Рахманкулов''' (1780-1850). | ||
+ | ** 1850-64 годы - после смерти Хабибуллы Рахманкулова [[муллой]] [[мечети]] стал '''Хаммад Халитов''' - уроженец деревни Янасала [[Тетюшского]] района, ныне Камскоустьинского района [[Татарстан]]а. | ||
+ | *** 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний [[имам]] из фамилии Рахманкуловых - '''Гиясетдин бине Хабибулла'''. | ||
+ | **** Гиясетдин [[хазрат]] был любимым учеником [[Шигабутдина Марджани]]. Выдающийся ученый очень тепло отзывался о своем воспитаннике и, характеризуя его как [[шакирд]]а писал: «''Он учился целеустремленно, старательно, с большой ответственностью, отдавая наукам всего себя... В течение короткого времени проявил незаурядные способности... и вырос в крупного богослова...''» | ||
+ | **** 1864-70 годы - Гиясетдин Рахманкулов прослужил в «Голубой» [[мечети]] шесть лет и скончался. | ||
+ | ** 1870-1917 годы - вплоть до Октябрьской революции на должности [[имам]]-[[хатиб]]а четвертой [[мечети]] были потомки Хаммада Халитова. | ||
+ | *** 1870-94 годы - '''Закир Хаммадович Халитов'''. | ||
+ | *** 1894-1917 годы - его сын '''Ибрагим Закирозич Халитов'''. | ||
+ | * Начало XX века - в приходе, насчитывавшем '''780''' душ мужского пола при '''89''' домовладельцах, практически не имелось крупных купцов и промышленников, кровно заинтересованных в каких-либо реформах. Населением, большинство которого составляли мелкие кустари и ремесленники, руководили, по существу, торговцы средней руки. Такие, как например, '''Мухаметзян Ахмеров''', прозванный современниками за оголтелый фанатизм и невежество «'''Королем Сенного базара'''». | ||
+ | ** Кстати, артист [[Габдулла Кариев]], играя роли ''баев-самодуров'', использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.<br> | ||
+ | В таких условиях священнослужителям не представлялось возможным проводить самостоятельную политику, заниматься нововведениями и тем более реформой. В силу социального положения, завися от прихожан, как в материальном, так и в юридическом плане, [[муллы]] не могли открыто противодействовать воле людей, избравших их в духовные пастыри. Такая позиция, конечно же, вызывала негодование у прогрессивной интеллигенции, отдельные представители которой в полемическом запале порой ставили на одну доску непримиримость мракобесов-[[кадимист]]ов и осторожность трезво мыслящих лидеров [[мусульман]]ской общины.<br> | ||
+ | * Но сегодня уже ясно, что категорических оценок здесь быть не может. Ведь именно '''династия [[имам]]ов Халитовых''', служивших в приходе, где было особенно негативное отношение к сценическому искусству, дала нашей культуре: | ||
+ | ** одного из первых [[татар]]ских драматургов, видного просветителя [[Фатиха Халиди]] | ||
+ | ** [[Народного артиста СССР]] [[Фуада Халитова]] | ||
== Источники == | == Источники == | ||
− | * Татарский энциклопедический словарь | + | * «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999 |
− | + | * «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14 | |
− | [[Категория: | + | [[Категория:МӘЧЕТ (Мечеть)]][[Категория:памятники архитектуры]] |
− | [[ |
Текущая версия на 18:32, 12 декабря 2019
«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть, Четвёртая соборная)»
Мусульманское культовое сооружение в Казани, памятник татарской культовой архитектуры
- Казань, Наримана Нариманова, 98
- Название получила по цвету стен
- 1815-19 годы - построена в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Исхакова.
- Архитектор неизвестен.
- Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретом на крыше.
- 1864 год - расширена и перестроена на средства купца Абдульманнафа Мустакимова.
- 1907 год - расширена и перестроена на средства купца Абдрахмана Ишмуратова.
- 1930-е годы - минарет разобран.
- В советское время использовалась под жильё.
- 1993 год - используется по назначению.
История
Двести лет назад жители Старо-татарской слободы Казани в районе современной улицы Наримана Нариманова, расчистив место старого гумна, заложили фундамент деревянной мечети.
В послеханской истории города открылся четвертый официально зарегистрированный мусульманский приход, объединивший в основном небогатый люд, недавних крестьян, покинувших родные деревни в поисках заработка и теперь уже прочно обосновавшихся в губернском центре.
Именно их скромные жилища положили начало Большой Мещанской улице, ныне - Наримана Нариманова, в дальнейшем одной из самых значительных в татарской части Казани.
С годами в махалле (приходе), население которой стремительно росло, оформились свои неписаные законы и традиции, появились авторитетные лидеры из числа разбогатевших торговцев.
- 1815-19 годы - один из них, купец Ахмед Исхаков, перевез уже обветшавшее здание прежней деревянной мечети в деревню Суыксу, а на её месте воздвиг существующий каменное здание. Эта крупная для того времени Постройка из-за характерного окраса фасада стала именоваться «Голубой» мечетью.
- С ее возникновением началась негласная конкуренция прихода с другими, более древними и богатыми махаллями:
- «АПАНАЙ МӘЧЕТЕ (Апанаевская мечеть)»
- Юнусовской - «МӘРҖАНИЯ (Марджания)»
Следуя их примеру, прихожане «Голубой» мечети не скупились в средствах на содержание крупного учебного заведения и высокообразованных имамов.
- Шигабутдин Марджани в этой связи указывал на две династии мусульманских священнослужителей, руководивших общиной на протяжении целого столетия.
- В числе первых из них был мулла Габденасыр Рахманкулов.
- Он родился в деревне Бикеево Тетюшского уезда, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
- Учился в медресе деревни Каргалы под Оренбургом.
- 1825 год - приехал в Казань, где стал исполнять обязанности имам-хатиба и мударриса при четвертой мечети.
- До его приезда медресе в приходе еще не было. Габденасыр хазрат впервые учредил здесь конфессиональное училище, а местные купцы - Юсуф и Курбан-Гали Арсаевы - построили для него отдельное здание.
- 1825 год - можно ориентировочно считать годом возникновения старейшего казанского медресе, известного ныне как медресе «Халидия».
- 1835-50 годы - после смерти Габденасыра Рахманкулова муллой мечети стал его брат Хабибулла Рахманкулов (1780-1850).
- 1850-64 годы - после смерти Хабибуллы Рахманкулова муллой мечети стал Хаммад Халитов - уроженец деревни Янасала Тетюшского района, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
- 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний имам из фамилии Рахманкуловых - Гиясетдин бине Хабибулла.
- Гиясетдин хазрат был любимым учеником Шигабутдина Марджани. Выдающийся ученый очень тепло отзывался о своем воспитаннике и, характеризуя его как шакирда писал: «Он учился целеустремленно, старательно, с большой ответственностью, отдавая наукам всего себя... В течение короткого времени проявил незаурядные способности... и вырос в крупного богослова...»
- 1864-70 годы - Гиясетдин Рахманкулов прослужил в «Голубой» мечети шесть лет и скончался.
- 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний имам из фамилии Рахманкуловых - Гиясетдин бине Хабибулла.
- 1870-1917 годы - вплоть до Октябрьской революции на должности имам-хатиба четвертой мечети были потомки Хаммада Халитова.
- 1870-94 годы - Закир Хаммадович Халитов.
- 1894-1917 годы - его сын Ибрагим Закирозич Халитов.
- В числе первых из них был мулла Габденасыр Рахманкулов.
- Начало XX века - в приходе, насчитывавшем 780 душ мужского пола при 89 домовладельцах, практически не имелось крупных купцов и промышленников, кровно заинтересованных в каких-либо реформах. Населением, большинство которого составляли мелкие кустари и ремесленники, руководили, по существу, торговцы средней руки. Такие, как например, Мухаметзян Ахмеров, прозванный современниками за оголтелый фанатизм и невежество «Королем Сенного базара».
- Кстати, артист Габдулла Кариев, играя роли баев-самодуров, использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.
- Кстати, артист Габдулла Кариев, играя роли баев-самодуров, использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.
В таких условиях священнослужителям не представлялось возможным проводить самостоятельную политику, заниматься нововведениями и тем более реформой. В силу социального положения, завися от прихожан, как в материальном, так и в юридическом плане, муллы не могли открыто противодействовать воле людей, избравших их в духовные пастыри. Такая позиция, конечно же, вызывала негодование у прогрессивной интеллигенции, отдельные представители которой в полемическом запале порой ставили на одну доску непримиримость мракобесов-кадимистов и осторожность трезво мыслящих лидеров мусульманской общины.
- Но сегодня уже ясно, что категорических оценок здесь быть не может. Ведь именно династия имамов Халитовых, служивших в приходе, где было особенно негативное отношение к сценическому искусству, дала нашей культуре:
- одного из первых татарских драматургов, видного просветителя Фатиха Халиди
- Народного артиста СССР Фуада Халитова