ГОРРӘЛЕК (Календарь)
Версия от 21:35, 31 марта 2018; Камиль Бакиров (обсуждение | вклад) (→АЙ КАЛЕНДАРЕ (Лунный календарь))
ГОРРӘЛЕК (Календарь)
Система времяисчисления, периодическое издание с перечнем всех дней года и справочными сведениями
- «ГОРРӘЛЕК» в переводе с татарского языка означает «Календарь», «ГОРРӘ» - «Гороскоп», «НАМӘ» - «Письмо, Грамота Книга», «ТӘКЪВА» - «Благочестивый, Набожный, Богобоязненный, Религиозный, Праведный; Воздержанный», «САЛЬ» - «Год»
- По периодичности различают: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежегодный
- Первый Календарь на татарском языке под названием «ГОРРӘ-НАМӘ (Гороскоп)» появился в Казани в 1841 годы, выпущен издателем Рахматуллой Амирхановым
- Затем издавались: «ГОРРӘЛЕК (Календарь)», «ТӘКЪВИМ-НАМӘ (Религиозный календарь)», «САЛЬ-НАМӘ (Годовой календарь)»
- 1871-95 годы - Каюм Насыри издал 24 настольных календаря, впервые употребив в татарском языке слово «Календарь»
- 1890-е годы - появились настенные еженедельные, ежемесячные календари - их выпускали Шигабетдин Рахматуллин,
Фатих Халиди, Габдулгаллям Фаизханов
- 1900-17 годы - в Оренбурге издавался настольный календарь «ЗАМАН (Эпоха)» под редакцией Ш.Шагидуллина
- ХХ век - появились карманные и отрывные календари
- 1990-е годы - возродилась традиция издания мусульманских календарей
- В солнечном календаре единицей счета служит тропический год, то есть период времени к моменту возвращения земли к точке весеннего равноденствия равен 365,2422 суток. Для удобства счета гражданский год считается в целое число суток: 365 или 366, и для согласования счетного года с астрономическим в календарных системах применяются различные способы.
- В России употребляется юлианский (иначе счет по старому стилю), установленный Юлием Цезарем (разработан александрийским астрономом Созигеном) 46 год до Рождества Хрестова и принятый Никейским собором.
- Каждые четыре последовательных года состоят:
- из трех по 365 дней (год обыкновенный или гражданский)
- одного в 366 дней (високосный, число которого делится на четыре без остатка).
- Таким образом, год юлианского счисления равен 365,25 дней. Следовательно, он длиннее тропического года на 11 минут 12 секунд.
- Эти ежегодные запаздывания в 128 лет достигают одного дня.
- Каждые четыре последовательных года состоят:
- В России употребляется юлианский (иначе счет по старому стилю), установленный Юлием Цезарем (разработан александрийским астрономом Созигеном) 46 год до Рождества Хрестова и принятый Никейским собором.
- Накопившаяся разность (10 дней) была исправлена при папе Григории XШ в 1582 году и для предупреждения её повторения в Западной Европе принята новая система — счёт по новому стилю — григорианская.
- Условились считать обыкновенными годами в продолжение каждых 400 лет три високосных года юлианского (именно года столетий, первые две цифры которых не делятся на 4, например, 1900).
- Год в григорианском счислении тоже длиннее истинного, но разность в один день накапливается в течение 4240 лет.
- Разница между юлианским и григорианским ныне в 13 дней, то есть юлианский опаздывает против астрономического на 13 дней.
- Лунный был принят у ассиро-вавилонян, персов; ныне у евреев и мусульман.
- Еврейский считает в году 12 лунных месяцев.
- Для согласования лунного года с солнечным принят цикл в 19 лет, в котором:
- 7 високосных (13 месяцев) годов.
- Число дней в обыкновенном году 353, 354 или 355
- Число дней в високосном 383, 384 или 385.
- У мусульман 12 лунных месяцев по 30 или 29 дней
- на каждые 30 лет 11 високосных (355 дней)
- 19 простых (354 дня)
- Основанием служат астрономические явления:
- обращение земли вокруг солнца (солнечный)
- луны вокруг земли (лунный)
- земли вокруг своей оси
КОЯШ КАЛЕНДАРЕ (Солнечный календарь),
ШӘМСИЯ ЕЛЫ (Шамсия елы)
Способ счисления дней в году
- Начало летосчисления — 21 марта 622 года н.э., день весеннего равноденствия
- Основан на периодичности видимых движений Солнца
- в основу положен солнечный (тропический) год
- Получил широкое распространение в Волжской Болгарии и у татар и известен под названием — «ШӘМСИЯ ЕЛЫ (Шамсия елы)» вместе с арабской письменностью и исламом и употреблялся в повседневных делах
- Мусульманам предписывалось по нему соблюдать приём пищи и молитвы
- Он регламентировал очерёдность сельскохозяйственных работ и связанные с ними праздники
- Конец XIX века - в быт татар проник христианский солнечный календарь, введённый в России в Начале XVШ века Петром Первым, известен под названием «РУМИЯ ЕЛЫ (Христианский календарь)»
- Арабские названия месяцев:
- КАНУН-СӘНИ (Январь)
- ШҮБӘТ (Февраль)
- ӘЗӘР/МАРЫС (Март)
- НИСӘН (Апрель)
- ӘЙАР/МАЙУ (Май)
- ХӘЗИРАН (Июнь)
- ТӘММҮЗ (Июль)
- ӘБ/ӘГУСТУС (Август)
- ӘЙЛҮЛ (Сентябрь)
- ТӘШРИН-ӘҮВӘЛ (Октябрь)
- ТӘШРИН-СӘНИ (Ноябрь)
- КАНУН-ӘҮВӘЛ (Декабрь)
АЙ КАЛЕНДАРЕ (Лунный календарь)
Способ счисления дней в году
- Основан на периодичности видимых движений Солнца и смены лунных фаз, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний
- У мусульман окончательно оформился в VП веке н.э.
- Начало летоисчисления «ХИДЖРА (Переселение)» — 16 июля 622 года н.э., день переселения пророка «МӨХӘММӘТ (Мухаммад)» из «МӘККӘ (Мекка)» в «МӘДИНӘ (Медина)»
- Лунный год на 11 суток короче солнечного, поэтому месяцы поочерёдно проходят через все сезоны солнечного года
- Он использовался в Волжской Болгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве как официальный календарь
- По нему мусульмане совершают религиозные обряды и отмечают праздники