Вахидов Саид Габдулманнанович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:00_Нет_фото.jpg|200px|thumb|слева|<center>Сәет Вахиди<br>(1887-1937)</center>]]
+
[[Файл:00_Нет_фото.jpg|200px|thumb|слева|<center>Сәет Вахиди<br>(1887-1938)</center>]]
'''СӘЕТ ВАХИДИ<br>САИД ГАБДУЛМАННАНОВИЧ ВАХИДОВ'''<br>(1887-1937)<br>(Сәет Габдулманнан улы Вахитов)<br><br>
+
'''СӘЕТ ВАХИДИ<br>САИД ГАБДУЛМАННАНОВИЧ ВАХИДОВ'''<br>(Саид Саттар)<br>(1887-1938)<br>(Сәет Габделмәннан улы Вахитов)<br><br>
 
Историк, археограф, педагог<br><br>
 
Историк, археограф, педагог<br><br>
 
== Биография ==
 
== Биография ==
[[Файл:ЯРЛЫК_Сахиб-Гирея.jpg|200px|thumb|справа|<center>Ярлык Сахиб-Гирея</center>]]  
+
[[Файл:ЯРЛЫК_Сахиб-Гирея.jpg|300px|thumb|справа|<center>Ярлык Сахиб-Гирея</center>]]  
* Родился в 1887 году.
+
* Родился 30 мая 1887 года в деревне Тяжбердино в семье середняка.
* 1911-14 годы - преподавал в сельских [[школа]]х [[Казанской губернии]].
+
** «''В метрических записях, сохранившихся в национальных архивах [[Казани]], есть данные, что:<br> его отец в качестве бессрочного солдата принял участие во второй турецкой кампании 1877-78 годов. Вернувшиеся с войны живыми пользовались определенными льготами. Важнейшие из них – земельный надел и налоговые льготы. Поэтому, наверное, семья жила в достатке.<br> Родился четвертым ребенком в семье, записанное в метрике и провозглашенное муллой имя мальчика '''Саид Саттар'''''».
 +
* Начальное образование он получил в [[медресе]] родной деревни Тяжбердино.
 +
** Это были годы, когда [[джадидизм]] в преподавании и обучении стали проникать и в сельскую местность.
 +
* 1895 год - окончил Старо-Рязяпское [[медресе]], нынче Спасского района. Увидев способности сына к обучению и стремление к знаниям, отец одобрил его желание учиться дальше.
 +
* 1905-11 годы - приезжает в [[Казань]], поступает учиться в знаменитую [[медресе]] «[[МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)]]».
 +
** ''«Для любознательного подростка и его малая родина была достойным изучения источником исторических знаний. Недалеко от деревни Тяжбердино найдены надмогильные плиты [[болгар]]ского периода, недалеко Старого Рязяпа – останки [[Суварского городища]], а заберешься чуть подальше, и уже  таинственный город [[Болгар]]… Недалеко на Востоке – городища [[Биляр]], Джукатау. А дедушка Габдуллатыйф, который ходит из дома в дом, из деревни в деревню и складывает печи, рассказывает увлекательные истории [[болгар]]ского периода… Таким образом, чувство любви к родной земле, к истории своего народа формируется в сердце [[шакирд]]а Саида в естественных условиях, на жизненном основании».''
 +
** ''«Когда начал учиться в [[медресе]] «[[Мухаммадия]]», перед ним открылись новые возможности для углубления исторических знаний, стремления к науке. Он начинает изучать исторические труды знаменитого [[Шигабутдина Марджани]], знакомится с идеалами мудрого ученого. Мысль о том, что у народа, забывшего свое прошлое, нет будущего, глубоко проникает в разум юноши»''.
 +
** ''«В годы учебы в [[Казани]] он хорошо освоил [[русский язык]], познакомился с трудами прогрессивных [[русских]] писателей, а знакомство с [[татар]]ской печатью демократического направления расширяет его кругозор, углубляет знания»''.  
 +
* 1911-14 годы - преподавал в сельских [[школа]]х [[Казанской губернии]], получив глубокие знания.
 +
** 1912 год - молодой учитель добивается открытия в Тяжбердино [[русско]]-[[татар]]ской начальной [[школ]]ы. В том же году он принимает участие в открытии [[школ]] в [[Мамадыш]]ской стороне, преподает в Сабинском районе, в школе № 3 [[Казани]], дает уроки по [[татарскому языку]], истории [[тюрко]]-[[татар]]ского и [[русского]] народов.
 +
** Вместе с преподавательской деятельностью он продолжает научную работу, археографические исследования.
 +
* 1914 год - его призывают на войну.
 +
* 1917 год - вернувшись с фронта живым и здоровым, с новой силой отдает себя [[школ]]е, преподаванию, продолжая и археографические работы.
 +
* 1918-20 годы - работает лектором педагогических курсов по ускоренной подготовке учителей для только что открытых многочисленных [[школ]]. Принимает участие в организации таких курсов в Спасском, Лаишевском, Мамадышском кантонах. В школах нашего Алькеевского района до войны и после войны, даже до 60-х годов преподавали учителя, окончившие курсы в Спасске. В 1919-21 годах Саид Вахиди преподает в рабфаке при Казанском государственном университете.
 
* 1928-** годы - сотрудник [[Российской]] археографической комиссии.
 
* 1928-** годы - сотрудник [[Российской]] археографической комиссии.
* 1930-х годах - работал в [[Государственном]] музее [[Татарской АССР]].
+
* 1930 год - начинает здесь работать во вновь образованном Татарском научно-исследовательском экономическом институте. 
* 1937 год - необоснованно [[репрессирован]]; реабилитирован по­смертно.  
+
* Вторая половина 1930-х годв - работал в [[Государственном]] музее [[Татарской АССР]], принимает участие в формировании фондов.
 +
* 1928-30 годы - организует экспедиции и посещает почти все населенные пункты Спасского и Алькеевского районов.
 +
* 1937 год - необоснованно [[репрессирован]], был арестован, обвинен в «контрреволюционном пантюркизме», в распространении империалистических идей, в фашизме. Всё это было безосновательно, по навету, но культ личности сделал свое дело. Конечно же, он свою вину не признал.
 +
* Он был расстрелян 5 января 1938 года. Реабилитирован посмертно.
 +
** Бесчисленные письменные материалы, монографии и выступления Вахиди хранятся во многих архивных фондах, нашли свое место в музеях. Но они не были опубликованы в качестве книги. Видимо, ученый даже не предполагал, что его жизнь оборвется столь неожиданно и трагически.
 +
* Немало белых пятен в его родословной. Неизвестны судьбы его трех сыновей. Сестра Вахиди Миннесарви жила в Тяжбердино. Сегодня известны четыре его внука, один живет в Базарных Матаках. Информацией о его трудах владеет кандидат исторических наук Рафик Насыров, который изучает историю нашего края.  
 
== Вклад ==
 
== Вклад ==
 
* Собрал свыше 3 тыс. рукописей.
 
* Собрал свыше 3 тыс. рукописей.
Строка 15: Строка 33:
 
** См. [[Ярлык Сахиб-Гирея]].
 
** См. [[Ярлык Сахиб-Гирея]].
 
== Признание ==
 
== Признание ==
*  
+
* Мы должны знать о верном сыне своего народа, гордиться нашим земляком. Увековечивание его имени – наш долг.
 
== Источники ==
 
== Источники ==
 
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
[[Категория:Историки]][[Категория:археографы]][[Категория:Педагоги]][[Категория:Репрессированные]]
+
* [http://msu.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/205188.htm Саид Габдулманнанович Вахиди]
 +
[[Категория:Историки]][[Категория:археографы]][[Категория:Педагоги]][[Категория:Репрессированные]][[Категория:Участники Первой мировой воны]]

Версия 20:18, 25 января 2015

Сәет Вахиди
(1887-1938)

СӘЕТ ВАХИДИ
САИД ГАБДУЛМАННАНОВИЧ ВАХИДОВ

(Саид Саттар)
(1887-1938)
(Сәет Габделмәннан улы Вахитов)

Историк, археограф, педагог

Биография

Ярлык Сахиб-Гирея
  • Родился 30 мая 1887 года в деревне Тяжбердино в семье середняка.
    • «В метрических записях, сохранившихся в национальных архивах Казани, есть данные, что:
      его отец в качестве бессрочного солдата принял участие во второй турецкой кампании 1877-78 годов. Вернувшиеся с войны живыми пользовались определенными льготами. Важнейшие из них – земельный надел и налоговые льготы. Поэтому, наверное, семья жила в достатке.
      Родился четвертым ребенком в семье, записанное в метрике и провозглашенное муллой имя мальчика Саид Саттар
      ».
  • Начальное образование он получил в медресе родной деревни Тяжбердино.
    • Это были годы, когда джадидизм в преподавании и обучении стали проникать и в сельскую местность.
  • 1895 год - окончил Старо-Рязяпское медресе, нынче Спасского района. Увидев способности сына к обучению и стремление к знаниям, отец одобрил его желание учиться дальше.
  • 1905-11 годы - приезжает в Казань, поступает учиться в знаменитую медресе «МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)».
    • «Для любознательного подростка и его малая родина была достойным изучения источником исторических знаний. Недалеко от деревни Тяжбердино найдены надмогильные плиты болгарского периода, недалеко Старого Рязяпа – останки Суварского городища, а заберешься чуть подальше, и уже таинственный город Болгар… Недалеко на Востоке – городища Биляр, Джукатау. А дедушка Габдуллатыйф, который ходит из дома в дом, из деревни в деревню и складывает печи, рассказывает увлекательные истории болгарского периода… Таким образом, чувство любви к родной земле, к истории своего народа формируется в сердце шакирда Саида в естественных условиях, на жизненном основании».
    • «Когда начал учиться в медресе «Мухаммадия», перед ним открылись новые возможности для углубления исторических знаний, стремления к науке. Он начинает изучать исторические труды знаменитого Шигабутдина Марджани, знакомится с идеалами мудрого ученого. Мысль о том, что у народа, забывшего свое прошлое, нет будущего, глубоко проникает в разум юноши».
    • «В годы учебы в Казани он хорошо освоил русский язык, познакомился с трудами прогрессивных русских писателей, а знакомство с татарской печатью демократического направления расширяет его кругозор, углубляет знания».
  • 1911-14 годы - преподавал в сельских школах Казанской губернии, получив глубокие знания.
  • 1914 год - его призывают на войну.
  • 1917 год - вернувшись с фронта живым и здоровым, с новой силой отдает себя школе, преподаванию, продолжая и археографические работы.
  • 1918-20 годы - работает лектором педагогических курсов по ускоренной подготовке учителей для только что открытых многочисленных школ. Принимает участие в организации таких курсов в Спасском, Лаишевском, Мамадышском кантонах. В школах нашего Алькеевского района до войны и после войны, даже до 60-х годов преподавали учителя, окончившие курсы в Спасске. В 1919-21 годах Саид Вахиди преподает в рабфаке при Казанском государственном университете.
  • 1928-** годы - сотрудник Российской археографической комиссии.
  • 1930 год - начинает здесь работать во вновь образованном Татарском научно-исследовательском экономическом институте.
  • Вторая половина 1930-х годв - работал в Государственном музее Татарской АССР, принимает участие в формировании фондов.
  • 1928-30 годы - организует экспедиции и посещает почти все населенные пункты Спасского и Алькеевского районов.
  • 1937 год - необоснованно репрессирован, был арестован, обвинен в «контрреволюционном пантюркизме», в распространении империалистических идей, в фашизме. Всё это было безосновательно, по навету, но культ личности сделал свое дело. Конечно же, он свою вину не признал.
  • Он был расстрелян 5 января 1938 года. Реабилитирован посмертно.
    • Бесчисленные письменные материалы, монографии и выступления Вахиди хранятся во многих архивных фондах, нашли свое место в музеях. Но они не были опубликованы в качестве книги. Видимо, ученый даже не предполагал, что его жизнь оборвется столь неожиданно и трагически.
  • Немало белых пятен в его родословной. Неизвестны судьбы его трех сыновей. Сестра Вахиди Миннесарви жила в Тяжбердино. Сегодня известны четыре его внука, один живет в Базарных Матаках. Информацией о его трудах владеет кандидат исторических наук Рафик Насыров, который изучает историю нашего края.

Вклад

Признание

  • Мы должны знать о верном сыне своего народа, гордиться нашим земляком. Увековечивание его имени – наш долг.

Источники