АТАБАЙ (Атабаево) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(АТАБАЙ (Атабаево, Богатый Отец))
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Карта_Татарстана.jpg|400px|thumb|справа|<center>«Татария»</center>]]
 
[[Файл:Карта_Татарстана.jpg|400px|thumb|справа|<center>«Татария»</center>]]
'''АТАБАЙ (Атабаево, Богатый Отец)<br>АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Атабай-Анкебе)<br>АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)'''<br><br>
+
'''АТАБАЙ (Атабаево)<br>АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Атабай-Анкебе)<br>АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)'''<br><br>
[[Населённые пункты]] [[Татарии]]<br><br>
+
[[Сельсовет]]ы, [[сельские поселения]], [[населённые пункты]] [[Татарии]]<br><br>
 +
* «''АТА''» в переводе с [[татарского языка]] означает «''Отец''» «''БАЙ''»  «''Богатый''», то есть можно «''АТАБАЙ''» перевести как «''Богатый Отец''»
 +
* [[АТАБАЙ АВЫЛ СОВЕТЫ (Атабаевский сельсовет)]]
 +
* [[АТАБАЙ АВЫЛ ХУҖАЛЫГЫ (Атабаевское сельское поселение)]]<br><br>
 
==[[КАМА ТАМАГЫ РАЙОНЫ (Камско-Устьинский район)]]==
 
==[[КАМА ТАМАГЫ РАЙОНЫ (Камско-Устьинский район)]]==
 
[[Файл:Камско-Устьинский район флаг и герб.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Флаг и Герб]] [[Камско-Устьинского района]]</center>]]
 
[[Файл:Камско-Устьинский район флаг и герб.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Флаг и Герб]] [[Камско-Устьинского района]]</center>]]
Строка 50: Строка 53:
 
* '''Известные люди''':
 
* '''Известные люди''':
 
**
 
**
 
 
==[[ЛАЕШ РАЙОНЫ (Лаишевский район)]]==
 
==[[ЛАЕШ РАЙОНЫ (Лаишевский район)]]==
 
[[Файл:Лаишевский_район_флаг_и_герб.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Флаг и Герб]] [[Лаишевского района]]</center>]]
 
[[Файл:Лаишевский_район_флаг_и_герб.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Флаг и Герб]] [[Лаишевского района]]</center>]]
 
[[Населённые пункты]] [[Лаишевского района]] [[Татарии]]<br><br>
 
[[Населённые пункты]] [[Лаишевского района]] [[Татарии]]<br><br>
==='''АТАБАЙ (Атабаево, Богатый Отец)'''===
+
==='''АТАБАЙ (Атабаево)'''===
[[Село]] [[Лаишевского района]] [[Татарии]]<br><br>
+
[[Село]], административный центр [[Атабаевского сельсовета]] [[Лаишевского района]] [[Татарии]]<br><br>
пристань на Куйбышевском вдхр., в 56 км к Ю. от ж.-д. ст. Казань. В 1989-694 жит. (татары). На 1997 — 621 жит. Ср. школа. Птиц-во. Изв. с периода Казанского ханства. Близ А. находится Атабаевское поселение
+
* Известно с периода [[Казанского ханства]]
Село в Лаишевском районе, пристань на Куйбышевском водохранилище, в 56 км к югу от г. Казань.  Атабаево<br>На 2000 г. — 586 жителей (татары)<br>Птицеводство<br>Средняя школа, дом культуры, библиотека<br>Известно с периода Казанского ханства. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в Атабаево была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, мектеб, 7 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 557,5 дес<br>До 1920 г. село входило в Сараловскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах<br>Число жителей: в 1782 г. — 60 душ мужского пола, в 1859 г. — 586, в 1897 г. — 794, в 1908 г. — 904, в 1920 г. — 1032, в 1926 г. — 1183, в 1938 г. — 1186, в 1949 г. — 911, в 1970 г. — 902, в 1979 г. — 768, в 1989 г. — 694 чел.<br>Близ Атабаево находится Атабаевское поселение.<br><br>Село Атабаево расположено на правом берегу устьи реки Кама, где она впадает в реку Волгу. Расположено от г. Казани в 65 км, в 95 км от г. Лаишево, через реку Мешу. Археологическая экспедиция под руководством А.П. Смирнова и А.Х. Халикова в 1950 годах в ходе раскопок обнаружили следы проживания древних людей. Были обнаружены останки людей, черепки разбитой посуды. Точной даты возникновения села нет, но село есть в списке Казанского ханства. На самом берегу Кама стояла деревня Епанчино, которая по свидетельству историков, была местожительством известного полководства Казанского ханства Епанчи, «увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию». В 1953 году деревни Атабаево и Епанчино переселились и образовали одно селение Атабаево. Епанчино осталось в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Люди здешних мест издавна занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Есть несколько легенд о происхождении Атабаево<br>Первая легенда гласит, что на берегу Камы поселились 3 человека, занимались охотой, рыбной ловлей. Строили дома. От слова «табылдык» дали название «Табай» после уже «Атабай»<br>Вторая легенда гласит, что деревня была расположена на ровном месте как «сковорода» - «таба». От этого произошло слово «Табай» потом уже «Атабай»<br>Третья легенда гласит, что жил богатый человек, его звали Атабай. Он принял христианство и служил русским. Поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Хотя сам крестился, он не дал крестить своих односельчан. Из истории и из повести Р. Батуллы «Суюмбике» известно, что жил такой Атабай морза. Если учесть, что соседние деревни крещенные, то эта легенда больше подходит.<br>Во времена крепостного права тяжелая была судьба крестьян. Крестьяне окрестных деревень Атабаево, Ташкирмень, Макаровка исполняли повинность на землях помещика Макаров. И после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилось. У крестьян Атабаево было очень мало земли. С одной стороны плодородными землями владел помещик Макаров, с другой казанский промышленник Апанаев. Летом атабаевцы заготавливали для Апанаева все, чем был богат этот край и доставляли извозом в Казань. Но не для всех крестьян хватало работы у помещиков, поэтому одни по Каме уходили в Пермь для рубки леса, другие работали на Волге в карьерах, грузили баржи. По словам старейшин, атабаевцы принимали активное участие в народных восстаниях: в 1671 году под руководством Степана Разина, в 1774 году - Пугачева, в 1557 году - соляной бунт. К сожалению, имена участников до нас не дошли. Каждое историческое событие страны находило отклик в сердцах атабаевцев. До сих пор сохранились фотографии участников Октябрьской революции. Это и создание в деревне сельского Совета в 1917-1918 годах, первым председателем был Н. Бикмухаметов<br>Среди сельчан есть и герои Гражданской войны. Такими являются Мустафа Галиев, Хайрулла Садыков, Фасах Саляхов, Хуснутдин Вафин, Шарафиев Галям, Бикмухаметов Нурмухамат, Халиуллин Бадрутдин, Хамидуллин Зиннат, Гайнуллин Закир, Исмагилов Ибрагим, Хусаинов Исмагиль, Гайнуллин Исхак.<br>Колхоз в Атабаеве стали организовать 1927 году. Первыми вошли 17 семей - Бакиров Н., Каримов Х., Якупов Н., Гайнуллин Г., Мусин М., Хусаинов М., Галимов К., Бадрутдинов Ф., Хайруллина М., Мухутдинов Н., Биктимиров и другие<br>1929 год считается годом образования колхоза «Камский». В 1929 - 1930 годах председателем колхоза был Шарипов Садыйк<br>В 1931 - 1936 годах председателем колхоза был двадцатипятитысячник Шайдуллин Габдулла.  
+
* Статус:
<br>Сафина Миннегайша Газиевна была первой пионеркой села Атабаево. В 1923 - 1924 годах в Атабаево было 5 комсомольцев. До нас дошли имена только трёх комсомольцев: Хайруллин Исмагил, Хайруллин Сафа, Биктимиров Гиззат. Первым организатором пионерского отряда был комсомолец Биктимиров Гиззат. Сафину Миннегайшу приняли в пионеры. Пионерка Миннегайша с комсомольцами вели активную работу среди населения. Читали колхозникам книги, учили их писать и читать. Впоследствии Миннегайша Газиевна посвятила себя обучению детей, проработала более 40 лет учительницей Атабаевской школы.  
+
** До 1920 года - [[село]] [[Сараловской волости]] [[Лаишевского уезда]] [[Казанской губернии]] [[Российской империи]] и [[РСФСР]]
<br>В годы войны председателем колхоза был Исхаков. В 1943 году в сентябрьском номере газеты «Правда» была опубликована статья о председателе колхоза «Камский» Исхакове. После войны, до 1953 года, председателем колхоза был его первый организатор - Мустафа Галиев.  
+
** 25 июня 1920-27 годы - [[село]] [[Лаишевского кантона]] [[Автономной Татарской Советской Социалистической Республики]]
<br>В Великую Отечественную войну из двух деревень Атабаево и Епанчино ушли на фронт 450 человек, вернулось 225 человек. Везде разруха, почти голодные дети, все нужно восстанавливать. Эти проблемы встали перед вернувшиеся домой атабаевцы. Почти в каждом доме кого-то потеряли - или отца или сына. Но они все вместе стали жить и работать укрепляя колхоз и свои семьи.  
+
** 14 февраля 1927-63 годы - административный центр [[Атабаевского сельсовета]] [[Лаишевского района]] [[Татарии]]
<br>Прошло 7 лет и снова ошеломляющая новость - переселение. В 1952 - 1953 годах, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища нужно было переселить затопляемые деревни. Атабаевцам предлагают два места для переселения. Первое – в Бурятию, второе - в Усады. Для населения это звучит как гром среди ясного неба. Атабаевцы во главе со своим председателем колхоза Мустафой Галиевым доходят до Казани, с тем что они никуда не уедут из родных мест, потому что они здесь родились, здесь будут жить их дети и здесь они умрут. Так началось переселение Атабаево и Епанчино в одно целое «Атабаево». Никому ни хотелось переселяться, на старом месте были обжитые поля, луга, их малая родина, история их жизни, могилы предков. Какие трудности перенесли на себе, знают только те, кто переселялся.  
+
** 1 февраля 1963-65 годы - административный центр [[Атабаевского сельсовета]] [[Пестречинского района]] [[Татарской АССР]]
<br>В эти года в Атабаево организовали спецлеспромхоз. Сюда завербовали людей со всей республики на лесоповал для рубки леса. Атабаевцы сами жили в недостроенных домах, но они приютили всех, кто приехал на вырубку. Поэтому в каком-бы месте нашей многонациональной Республики не скажешь «Атабаево», везде встречаешь очевидцев тех событий. Первым директором спецлеспромхоза был Абдрахманов Кадыйр Абдрахманович. Участник Великой Отечественной войны, мастер авиационного вооружения, стрелок дальней бомбардировочной авиации. Награжден Орденами «Отечественной войны» I и II степени, орденом «Боевого Красного Знамени»
+
** с 12 января 1965 года - административный центр [[Атабаевского сельсовета]] [[Лаишевского района]] [[Татарской АССР]]
==='''АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)'''===
+
*** ныне административный центр [[Атабаевского сельского поселения]] [[Лаишевского района]] [[Республики Татарстан]]
 +
* Находится:
 +
** в 56 км к Югу от железнодорожной станции [[КАЗАН (Казань)]]
 +
** в 16 км к Юго-Западу от [[ЛАЕШ (Лаишево)]]
 +
** на устье реки [[ЧУЛМАН (Кама)]], левого притока реки [[ИДЕЛ (Волги)]]
 +
* '''Население''':
 +
{| class="wikitable sortable"
 +
|- bgcolor="#AFEFEA" align="center"
 +
|Год||1782||1859||1897||1908||1920||1926||1938
 +
|- align="center"
 +
|Население, чел.||60<br>душ<br>мужского<br>пола||586||794||904||1 032||1 183||1 186
 +
|- bgcolor="#AFEFEA" align="center"
 +
|Год||1949||1970||1979||1989||1997||2000||2017
 +
|- align="center"
 +
|Население, чел.||911||902||768||694<br>[[татары]]||621||586||
 +
|}
 +
* '''Культура, образование, [[медицина]], религия и история''':
 +
** Средняя [[школа]]
 +
** Дом культуры
 +
** [[Библиотека]]
 +
** [[Мечеть]] - известна с 1859 года
 +
** Пристань на берегу [[Куйбышевского водохранилища]]
 +
** [[АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)]] - близ [[села]]
 +
** XVШ - Первая половина XIX века:
 +
*** жители относились к категории [[государственных]] крестьян
 +
*** занимались - земледелием, разведением скота
 +
** Начало ХХ века:
 +
*** две [[мечети]]
 +
*** [[мектеб]]
 +
*** семь мелочных лавок
 +
**  ''В 1953 году деревни Атабаево и Епанчино переселились и образовали одно селение Атабаево. Епанчино осталось в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Люди здешних мест издавна занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Есть несколько легенд о происхождении Атабаево<br>Первая легенда гласит, что на берегу Камы поселились 3 человека, занимались охотой, рыбной ловлей. Строили дома. От слова «табылдык» дали название «Табай» после уже «Атабай»<br>Вторая легенда гласит, что деревня была расположена на ровном месте как «сковорода» - «таба». От этого произошло слово «Табай» потом уже «Атабай»<br>Третья легенда гласит, что жил богатый человек, его звали Атабай. Он принял христианство и служил русским. Поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Хотя сам крестился, он не дал крестить своих односельчан. Из истории и из повести Р. Батуллы «Суюмбике» известно, что жил такой Атабай морза. Если учесть, что соседние деревни крещенные, то эта легенда больше подходит.<br>Во времена крепостного права тяжелая была судьба крестьян. Крестьяне окрестных деревень Атабаево, Ташкирмень, Макаровка исполняли повинность на землях помещика Макаров. И после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилось. У крестьян Атабаево было очень мало земли. С одной стороны плодородными землями владел помещик Макаров, с другой казанский промышленник Апанаев. Летом атабаевцы заготавливали для Апанаева все, чем был богат этот край и доставляли извозом в Казань. Но не для всех крестьян хватало работы у помещиков, поэтому одни по Каме уходили в Пермь для рубки леса, другие работали на Волге в карьерах, грузили баржи. По словам старейшин, атабаевцы принимали активное участие в народных восстаниях: в 1671 году под руководством Степана Разина, в 1774 году - Пугачева, в 1557 году - соляной бунт. К сожалению, имена участников до нас не дошли. Каждое историческое событие страны находило отклик в сердцах атабаевцев. До сих пор сохранились фотографии участников Октябрьской революции. Это и создание в деревне сельского Совета в 1917-1918 годах, первым председателем был Н. Бикмухаметов<br>Среди сельчан есть и герои Гражданской войны. Такими являются Мустафа Галиев, Хайрулла Садыков, Фасах Саляхов, Хуснутдин Вафин, Шарафиев Галям, Бикмухаметов Нурмухамат, Халиуллин Бадрутдин, Хамидуллин Зиннат, Гайнуллин Закир, Исмагилов Ибрагим, Хусаинов Исмагиль, Гайнуллин Исхак.<br>Колхоз в Атабаеве стали организовать 1927 году. Первыми вошли 17 семей - Бакиров Н., Каримов Х., Якупов Н., Гайнуллин Г., Мусин М., Хусаинов М., Галимов К., Бадрутдинов Ф., Хайруллина М., Мухутдинов Н., Биктимиров и другие<br>1929 год считается годом образования колхоза «Камский». В 1929 - 1930 годах председателем колхоза был Шарипов Садыйк<br>В 1931 - 1936 годах председателем колхоза был двадцатипятитысячник Шайдуллин Габдулла. <br>Сафина Миннегайша Газиевна была первой пионеркой села Атабаево. В 1923 - 1924 годах в Атабаево было 5 комсомольцев. До нас дошли имена только трёх комсомольцев: Хайруллин Исмагил, Хайруллин Сафа, Биктимиров Гиззат. Первым организатором пионерского отряда был комсомолец Биктимиров Гиззат. Сафину Миннегайшу приняли в пионеры. Пионерка Миннегайша с комсомольцами вели активную работу среди населения. Читали колхозникам книги, учили их писать и читать. Впоследствии Миннегайша Газиевна посвятила себя обучению детей, проработала более 40 лет учительницей Атабаевской школы.<br>В годы войны председателем колхоза был Исхаков. В 1943 году в сентябрьском номере газеты «Правда» была опубликована статья о председателе колхоза «Камский» Исхакове. После войны, до 1953 года, председателем колхоза был его первый организатор - Мустафа Галиев. <br>В Великую Отечественную войну из двух деревень Атабаево и Епанчино ушли на фронт 450 человек, вернулось 225 человек. Везде разруха, почти голодные дети, все нужно восстанавливать. Эти проблемы встали перед вернувшиеся домой атабаевцы. Почти в каждом доме кого-то потеряли - или отца или сына. Но они все вместе стали жить и работать укрепляя колхоз и свои семьи. <br>Прошло 7 лет и снова ошеломляющая новость - переселение. В 1952 - 1953 годах, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища нужно было переселить затопляемые деревни. Атабаевцам предлагают два места для переселения. Первое – в Бурятию, второе - в Усады. Для населения это звучит как гром среди ясного неба. Атабаевцы во главе со своим председателем колхоза Мустафой Галиевым доходят до Казани, с тем что они никуда не уедут из родных мест, потому что они здесь родились, здесь будут жить их дети и здесь они умрут. Так началось переселение Атабаево и Епанчино в одно целое «Атабаево». Никому ни хотелось переселяться, на старом месте были обжитые поля, луга, их малая родина, история их жизни, могилы предков. Какие трудности перенесли на себе, знают только те, кто переселялся.<br>В эти года в Атабаево организовали спецлеспромхоз. Сюда завербовали людей со всей республики на лесоповал для рубки леса. Атабаевцы сами жили в недостроенных домах, но они приютили всех, кто приехал на вырубку. Поэтому в каком-бы месте нашей многонациональной Республики не скажешь «Атабаево», везде встречаешь очевидцев тех событий. Первым директором спецлеспромхоза был Абдрахманов Кадыйр Абдрахманович. Участник Великой Отечественной войны, мастер авиационного вооружения, стрелок дальней бомбардировочной авиации. Награжден Орденами «Отечественной войны» I и II степени, орденом «Боевого Красного Знамени»''
 +
* '''Сельское хозяйство''':
 +
** Начало ХХ века: земельный надел сельской общины -  557,5 десятины
 +
** Коллективизация:
 +
***
 +
** Птицеводство
 +
* '''Промышленность''':
 +
**
 +
* '''Известные люди''':
 +
**
 +
==='''[[АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)]]'''===
 
Памятник эпохи бронзы<br><br>
 
Памятник эпохи бронзы<br><br>
 
* XV-ХП века до н.э.
 
* XV-ХП века до н.э.
 
* Находится у [[села]] Атабаево [[Лаишевского района]] [[Татарии]]<br><br> Впервые обследо­ван в 1879-82 АА.Штукенбергом и Н.Ф. Высоцким. Население занималось скот-вом, земледелием, рыб-вом, охотой, различными ремёслами. Жилища преим. полуназемные. Погребения грунтовые и подкурганные.
 
* Находится у [[села]] Атабаево [[Лаишевского района]] [[Татарии]]<br><br> Впервые обследо­ван в 1879-82 АА.Штукенбергом и Н.Ф. Высоцким. Население занималось скот-вом, земледелием, рыб-вом, охотой, различными ремёслами. Жилища преим. полуназемные. Погребения грунтовые и подкурганные.
 +
''Археологическая экспедиция под руководством А.П. Смирнова и А.Х. Халикова в 1950 годах в ходе раскопок обнаружили следы проживания древних людей. Были обнаружены останки людей, черепки разбитой посуды. Точной даты возникновения села нет, но село есть в списке Казанского ханства. На самом берегу Кама стояла деревня Епанчино, которая по свидетельству историков, была местожительством известного полководства Казанского ханства Епанчи, «увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию».''
 
==[[БУА РАЙОНЫ (Буинский район)]]==
 
==[[БУА РАЙОНЫ (Буинский район)]]==
 
[[Файл:Буинский_район_флаг_и_герб.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Флаг и Герб]] [[Буинского района]]</center>]]  
 
[[Файл:Буинский_район_флаг_и_герб.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Флаг и Герб]] [[Буинского района]]</center>]]  
 
'''[[АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Атабай-Анкебе)]], <br>[[АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Богатый отец мамы)]]'''<br><br>
 
'''[[АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Атабай-Анкебе)]], <br>[[АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Богатый отец мамы)]]'''<br><br>
Деревня [[Буинского района]]<br><br>
+
[[Деревня]] [[Буинского района]]<br><br>
 
на границе с Чувашской Респ., в 28 км к С.-З. от г.Буинска. В 1989-145 жит. (татары). На 1997-133 жит. Мечеть. Полеводство, мясное скот-во. Изв. с периода Казанского ханства<br>Деревня в Буинском районе, на границе с Чувашской Республикой, в 28 км к северу-западу от г. Буинск<br>На 2000 г. — 119 жителей (татары).  
 
на границе с Чувашской Респ., в 28 км к С.-З. от г.Буинска. В 1989-145 жит. (татары). На 1997-133 жит. Мечеть. Полеводство, мясное скот-во. Изв. с периода Казанского ханства<br>Деревня в Буинском районе, на границе с Чувашской Республикой, в 28 км к северу-западу от г. Буинск<br>На 2000 г. — 119 жителей (татары).  
 
<br>Полеводство, мясное скотоводство.  
 
<br>Полеводство, мясное скотоводство.  

Версия 15:32, 22 ноября 2017

«Татария»

АТАБАЙ (Атабаево)
АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Атабай-Анкебе)
АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)


Сельсоветы, сельские поселения, населённые пункты Татарии

КАМА ТАМАГЫ РАЙОНЫ (Камско-Устьинский район)

АТАБАЙ (Атабаево)

Деревня, административный центр Атабаевского сельсовета Камско-Устьинского района Татарии

Год 1782 1859 1884 1897 1908 1920 1926 1938
Население, чел. 59
душ
мужского
пола
386 533 576 650 693 467 437
Год 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2000 2017
Население, чел. 293 184 160 115 62
татары
70 67
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Клуб
    • XVШ - Первая половина XIX века:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
      • мечеть
      • мектеб
      • водяная мельница
      • ветряная мельница
      • крупообдирка
      • две мелочные лавки
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века: земельный надел сельской общины - 1 010 десятин
    • Коллективизация:
    • Молочное скотоводство
  • Промышленность:
  • Известные люди:

ЛАЕШ РАЙОНЫ (Лаишевский район)

Населённые пункты Лаишевского района Татарии

АТАБАЙ (Атабаево)

Село, административный центр Атабаевского сельсовета Лаишевского района Татарии

Год 1782 1859 1897 1908 1920 1926 1938
Население, чел. 60
душ
мужского
пола
586 794 904 1 032 1 183 1 186
Год 1949 1970 1979 1989 1997 2000 2017
Население, чел. 911 902 768 694
татары
621 586
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Дом культуры
    • Библиотека
    • Мечеть - известна с 1859 года
    • Пристань на берегу Куйбышевского водохранилища
    • АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение) - близ села
    • XVШ - Первая половина XIX века:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
    • В 1953 году деревни Атабаево и Епанчино переселились и образовали одно селение Атабаево. Епанчино осталось в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Люди здешних мест издавна занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Есть несколько легенд о происхождении Атабаево
      Первая легенда гласит, что на берегу Камы поселились 3 человека, занимались охотой, рыбной ловлей. Строили дома. От слова «табылдык» дали название «Табай» после уже «Атабай»
      Вторая легенда гласит, что деревня была расположена на ровном месте как «сковорода» - «таба». От этого произошло слово «Табай» потом уже «Атабай»
      Третья легенда гласит, что жил богатый человек, его звали Атабай. Он принял христианство и служил русским. Поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Хотя сам крестился, он не дал крестить своих односельчан. Из истории и из повести Р. Батуллы «Суюмбике» известно, что жил такой Атабай морза. Если учесть, что соседние деревни крещенные, то эта легенда больше подходит.
      Во времена крепостного права тяжелая была судьба крестьян. Крестьяне окрестных деревень Атабаево, Ташкирмень, Макаровка исполняли повинность на землях помещика Макаров. И после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилось. У крестьян Атабаево было очень мало земли. С одной стороны плодородными землями владел помещик Макаров, с другой казанский промышленник Апанаев. Летом атабаевцы заготавливали для Апанаева все, чем был богат этот край и доставляли извозом в Казань. Но не для всех крестьян хватало работы у помещиков, поэтому одни по Каме уходили в Пермь для рубки леса, другие работали на Волге в карьерах, грузили баржи. По словам старейшин, атабаевцы принимали активное участие в народных восстаниях: в 1671 году под руководством Степана Разина, в 1774 году - Пугачева, в 1557 году - соляной бунт. К сожалению, имена участников до нас не дошли. Каждое историческое событие страны находило отклик в сердцах атабаевцев. До сих пор сохранились фотографии участников Октябрьской революции. Это и создание в деревне сельского Совета в 1917-1918 годах, первым председателем был Н. Бикмухаметов
      Среди сельчан есть и герои Гражданской войны. Такими являются Мустафа Галиев, Хайрулла Садыков, Фасах Саляхов, Хуснутдин Вафин, Шарафиев Галям, Бикмухаметов Нурмухамат, Халиуллин Бадрутдин, Хамидуллин Зиннат, Гайнуллин Закир, Исмагилов Ибрагим, Хусаинов Исмагиль, Гайнуллин Исхак.
      Колхоз в Атабаеве стали организовать 1927 году. Первыми вошли 17 семей - Бакиров Н., Каримов Х., Якупов Н., Гайнуллин Г., Мусин М., Хусаинов М., Галимов К., Бадрутдинов Ф., Хайруллина М., Мухутдинов Н., Биктимиров и другие
      1929 год считается годом образования колхоза «Камский». В 1929 - 1930 годах председателем колхоза был Шарипов Садыйк
      В 1931 - 1936 годах председателем колхоза был двадцатипятитысячник Шайдуллин Габдулла.
      Сафина Миннегайша Газиевна была первой пионеркой села Атабаево. В 1923 - 1924 годах в Атабаево было 5 комсомольцев. До нас дошли имена только трёх комсомольцев: Хайруллин Исмагил, Хайруллин Сафа, Биктимиров Гиззат. Первым организатором пионерского отряда был комсомолец Биктимиров Гиззат. Сафину Миннегайшу приняли в пионеры. Пионерка Миннегайша с комсомольцами вели активную работу среди населения. Читали колхозникам книги, учили их писать и читать. Впоследствии Миннегайша Газиевна посвятила себя обучению детей, проработала более 40 лет учительницей Атабаевской школы.
      В годы войны председателем колхоза был Исхаков. В 1943 году в сентябрьском номере газеты «Правда» была опубликована статья о председателе колхоза «Камский» Исхакове. После войны, до 1953 года, председателем колхоза был его первый организатор - Мустафа Галиев.
      В Великую Отечественную войну из двух деревень Атабаево и Епанчино ушли на фронт 450 человек, вернулось 225 человек. Везде разруха, почти голодные дети, все нужно восстанавливать. Эти проблемы встали перед вернувшиеся домой атабаевцы. Почти в каждом доме кого-то потеряли - или отца или сына. Но они все вместе стали жить и работать укрепляя колхоз и свои семьи.
      Прошло 7 лет и снова ошеломляющая новость - переселение. В 1952 - 1953 годах, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища нужно было переселить затопляемые деревни. Атабаевцам предлагают два места для переселения. Первое – в Бурятию, второе - в Усады. Для населения это звучит как гром среди ясного неба. Атабаевцы во главе со своим председателем колхоза Мустафой Галиевым доходят до Казани, с тем что они никуда не уедут из родных мест, потому что они здесь родились, здесь будут жить их дети и здесь они умрут. Так началось переселение Атабаево и Епанчино в одно целое «Атабаево». Никому ни хотелось переселяться, на старом месте были обжитые поля, луга, их малая родина, история их жизни, могилы предков. Какие трудности перенесли на себе, знают только те, кто переселялся.
      В эти года в Атабаево организовали спецлеспромхоз. Сюда завербовали людей со всей республики на лесоповал для рубки леса. Атабаевцы сами жили в недостроенных домах, но они приютили всех, кто приехал на вырубку. Поэтому в каком-бы месте нашей многонациональной Республики не скажешь «Атабаево», везде встречаешь очевидцев тех событий. Первым директором спецлеспромхоза был Абдрахманов Кадыйр Абдрахманович. Участник Великой Отечественной войны, мастер авиационного вооружения, стрелок дальней бомбардировочной авиации. Награжден Орденами «Отечественной войны» I и II степени, орденом «Боевого Красного Знамени»
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века: земельный надел сельской общины - 557,5 десятины
    • Коллективизация:
    • Птицеводство
  • Промышленность:
  • Известные люди:

АТАБАЙ ТОРУЛЫГЫ (Атабаевское поселение)

Памятник эпохи бронзы

  • XV-ХП века до н.э.
  • Находится у села Атабаево Лаишевского района Татарии

    Впервые обследо­ван в 1879-82 АА.Штукенбергом и Н.Ф. Высоцким. Население занималось скот-вом, земледелием, рыб-вом, охотой, различными ремёслами. Жилища преим. полуназемные. Погребения грунтовые и подкурганные.

Археологическая экспедиция под руководством А.П. Смирнова и А.Х. Халикова в 1950 годах в ходе раскопок обнаружили следы проживания древних людей. Были обнаружены останки людей, черепки разбитой посуды. Точной даты возникновения села нет, но село есть в списке Казанского ханства. На самом берегу Кама стояла деревня Епанчино, которая по свидетельству историков, была местожительством известного полководства Казанского ханства Епанчи, «увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию».

БУА РАЙОНЫ (Буинский район)

АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Атабай-Анкебе),
АТАБАЙ-ӘНКӘБӘ (Богатый отец мамы)


Деревня Буинского района

на границе с Чувашской Респ., в 28 км к С.-З. от г.Буинска. В 1989-145 жит. (татары). На 1997-133 жит. Мечеть. Полеводство, мясное скот-во. Изв. с периода Казанского ханства
Деревня в Буинском районе, на границе с Чувашской Республикой, в 28 км к северу-западу от г. Буинск
На 2000 г. — 119 жителей (татары).
Полеводство, мясное скотоводство.
Начальная школа, клуб. Мечеть.
Известна с периода Казанского ханства. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в деревне Атабай-Анкебе была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали мектеб, водяная и ветряная мельницы, мануфактурная и 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 475 дес.
До 1920 г. деревня входила в Алькеевскую волость Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Тетюшского, с 1927 г. — Буинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Буинском районе.
Число жителей: в 1782 г. — 58 душ мужского пола, в 1859 г. — 386, в 1897 г. — 612, в 1908 г. — 687, в 1920 г. — 744, в 1926 г. — 571, в 1938 г. — 584, в 1949 г. — 437, в 1958 г. — 320, в 1970 г. — 317, в 1979 г. — 221, в 1989 г. — 145 чел.

Источники