Eнгалычев Рустем Инарович

Перейти к: навигация, поиск
Рөстәм Галич

РӨСТӘМ ГАЛИЧ
(Рустем Галич)
РУСТЕМ ИНАРОВИЧ EНГАЛЫЧЕВ

(Рөстәм Инар улы Eнгалычев)

Актер, режиссер, журналист, продюсер

Биография

  • Родился 9 августа 1962 года в Казани в семье инженера Енгалычева Инара Ибрагимовича.
  • 1969-76 годы - учился в средней школе № 22 Советского района Казани.
  • 1979 год - закончил Казанскую физико-математическую школу № 131 при КГУ.
  • 1980 год - окончил один курс физико-математического факультета КГУ.
  • 1981-83 годы - служба в Советской Армии.
  • 1984-88 годы - учёба в школе Малого театра Москвы – Высшем театральном училище имени М.С.Щепкина по специальности «Сценическая речь».
  • 1988-90 годы - учёба в ассистентуре-стажировке училища имени М.С.Щепкина.
  • 1990-2002 годы - преподавал театральном училище имени М.С.Щепкина по предметам:
    • «Художественное слово»
    • «Сценическая речь»
    • Работал в средствах массовой информации города Москвы в качестве радио-журналиста, режиссера, продюсера, ведущего:
      • Союзное радио — Телецентр «Останкино»
      • женская радиостанция «Надежда»
      • радио «Маяк»
      • канал ТВЦ в программе «Столичные истории»
      • два года руководил московским «Литературным кабаре».
  • С 2000 года - живет в Нью-Йорке.
    • В течение нескольких лет проработал на многих русскоязычных американских средствах массовой информации теле- и радио-журналистом, новостным корреспондентом, ведущим программ:
    • RTN-WMNB
    • RTVi
    • NTV-America
    • радио «Народная волна»
    • радио «Новый век»
    • «Дэвидзон-радио»
    • Организовал собственный Театр поэзии и музыки.

Творчество

  • Как актер быстро завоевал популярность среди русскоязычных зрителей исполнением произведений русской классической прозы и поэзии.
  • В 2005 году - объединил под эгидой «Театра поэзии и музыки» высокопрофессиональных русскоязычных певцов и музыкантов, живущих в Нью-Йорке.
  • Часто бывает в России, много гастролирует как по стране, так и за рубежом.
  • Одна из самых популярных его постановок – литературно-музыкальный спектакль «Демон» по одноименному произведению Михаила Лермонтова. Это его совместный проект с Государственным камерным хором Татарстана под управлением Миляуши Таминдаровой.
    • Впервые осуществил идею в 2007 году. Несколько аншлаговых спектаклей прошли в нью-йоркских залах.
    • В 20** году - перенес спектакль на московскую сцену
    • Повторил его в Калуге
    • В концертном исполнении в Казанском музее имени А.М.Горького.
    • 1 декабря 2010 года - на сцене ГБКЗ имени Салиха Сайдашева в Казани состоялась премьера.
      • Этот вариант предполагает более масштабную полифонию и синтетичность, столь свойственную современным культуре и искусству. В этом большом и красочном действе также приняли участие заслуженные артисты Татарстана:
        • композитор, музыкант Виталий Харисов
        • Лада Лабзина (орган)
        • Андрей Каминский (виолончель)
        • хореограф Тея Пертая
        • ансамбль «Колхида»
        • концертмейстер - лауреат международных конкурсов Артем Абашев
          • «В нашем проекте соединены в органичное целое сама поэма Лермонтова, вокальные отрывки из оперы А.Рубинштейна «Демон», музыка разных композиторов и грузинские народные танцы, - говорит Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Миляуша Таминдарова. - Мы целый год импровизировали в поисках драматургических красок. В спектакле не будет прямых цитат, скорее - аллюзии, парадоксальные сочетания. Прозвучит музыка разных авторов и стилей - Вебер, Верди, Шнитке, София Губайдулина, Янченко... И хотя на искушенный взгляд формат слияния музыки и поэзии не нов, тем не менее он по-прежнему востребован и весьма популярен (достаточно вспомнить постановки Алексея Петренко и Аллы Демидовой). Таким образом мы предлагаем публике некий актуальный микс или, если хотите, искусство создания картины из набора пазлов. Конечно же, мы адресуем спектакль молодому зрителю. При этом отмечу, что казанский вариант отнюдь не точная копия нью-йоркского, так что это действительно будет премьера».
    • Сотрудничает с «Метрополитен-опера», участвовал в таких успешных постановках, как:
      • «Нос»
      • «Борис Годунов»

«МНЕ НРАВИТСЯ БРАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ В ПЛЕН!»

Интервью главному редактору газеты «Русская Америка» Аркадию Мару:
- Рустем, по знаку Зодиака ты - Лев. Интересно, когда ты начал осозновать, что это созвездие управляет тобой?
- Возможно в пятнадцать лет, когда впервые сыграл первую большую роль - старуху княгиню Мухрышкину в спектакле "Секрет по-русски", драматургов Константинова и Рацера. Это было в Народном Театре в Казани. За эту роль я даже получил звание Лауреата.
В то время я учился в математической школе, а после ее окончания, поступил в Казанский университет на физико-математическое отделение. А вообще-то, я не из театральной династии: родители инженеры, бабушка - врач. Но память о том давнем спектакле, о гастролях в Москве, надолго запечатлелась в моей душе. А еще я запомнил слова Народного артиста СССР Всеволода Семеновича Якута, который сказал мне, что я обязательно должен поступать в театральный институт.
И вот, поступив и проучившись год в Казанском университете, я вдруг понял, что эта профессия не для меня, и несмотря на скандалы и огромный прессинг со стороны родных и близких, ушел из Университета и решил поступать в Театральный институт.
- Какой это был год?
- 1980, год московской Олимпиады. Помню немыслимый наплыв абитуриентов в Ленинградский Государственный институт музыки и кинематографии, где я попал в число первых тридцати пяти, отобранных из огромного числа конкурсантов. Это придало мне силы, чтобы попытать счастье в следующем году в Москве. Но видно судьба направляла меня по своему пути. Отслужив в Советской Армии, я снова и снова добивался своей цели и в конце концов поступил в Щепкинское училище на речевое отделение, где готовили актеров для работы в филармониях, дикторов на радио и телевидении. Владимир Сергеевич Петрухин, мой учитель, к сожалению ныне покойный, говорил нам: «Ребята, вы понимаете, почему я этим занимаюсь? Да потому что ничего интереснее на свете нет». И сейчас, и тогда, я тоже могу с абсолютно искренне сказать то же самое и о себе.
Отвечая на вопрос о моем гороскопе - в принципе, это и было мое проявление принадлежности к Созвездию Льва - быть в эпицентре событий жизни, а также стремиться к общению с большим числом людей, слушателей, зрителей. Причем мне, как и Львам, не хочется делить с другими аплодисменты, ведь чтецам отведена центральная роль в выступлениях. С другой стороны, это требует большей ответственности, актер прикрыт костюмами, декорациями и т.д, а чтец выходит на сцену один на один со слушателями, и если его мастерство действительно чего-то стоит, то плоды пожинаются сразу. По своему опыту знаю, как трудно удержать внимание публики. Бывает зал «легкий», в котором есть ждущая и понимающая публика, но бывает и «тяжелый», где зритель тебя не ждет, не не готов, и не хочет воспринимать.
Недавно меня пригласили выступить на концерте в Олбани в честь открытия одной из организации. Зал был заполнен до отказа и среди зрителей, как обычно, начались громкие разговоры друг между другом, беготня детей, шум, неразбериха. И чем громче выступали артисты, тем сильнее их старались заглушить в зале. И вот подошла моя очередь. Моя партнерша посоветовала, чтобы я взял самый мощный микрофон, и перекричал зрителей. Но имея определенный сценический опыт, я спустился со сцены прямо в зал и очень тихо без микрофона произнес: «Я работал на больших и маленьких площадках, и везде с большим успехом. Единственное, с кем я не могу состязаться, это с детьми. Поэтому, дорогие мамы, возьмите своих детишек на руки, пусть посидят спокойно. А если вы хотите пообщаться с ними, пожалуйста, пообщайтесь за дверью».
И вдруг зал как-то притих, дети перестали бегать, а я рассказал зрителям эпизод с великим Смоктуновском, который не отличался громким голосом. Однажды, во время спектакля «Царь Федор Иоанныч», когда он читал монолог, из зала стали кричать: «Громче,громче!». Тогда, Смоктуновский, выдержав небольшую паузу, начал декламировать в два раза тише и зрительский зал замер.
Мои слушатели тоже притихли, я почувствовал,что их «взял в плен», и с этого момента, концерт начался по-настоящему. Все выступающие (в том числе и я) имели большой успех после этого переломного момента.
После концерта ко мне подошел один из зрителей и признался, что не думал, что мне удастся «утихомирить» зал. Слушая его, я почувствовал удовлетворение, как бы преодолел еще одну высоту. Значит и учителя чему-то научили, и львиная природа помогла мне.
- Ты родом из древнего города Казань. Проступают ли ностальгические нотки по городу детства?
- Я очень люблю Казань. Но все-таки воспитан на русско-московской культуре и принадлежу к абсолютным космополитам. Фамилия, которую я ношу - Енгалычев (Галич - псевдоним, т.к. американцам очень трудно произнести мою фамилию известная дворянская фамилия, давшая России много выдающихся деятелей,принесших весомую пользу Отечеству. Об этой фамилии пишет историк Карамзин. В моей жизни был совершенно замечательный эпизод, когда я работал режиссером в редакции общественно-политических программ в Останкино уже после окончания Щепкинского училища (может Вы помните такие передачи как «Опять двадцать пять», «С добрым утром», «Союз»). Там же, в Останкино, работал историк Яков Миронович Белицкий,он часто копался в архивах, и нашел интересное для меня. Как-то раз он мне говорит: «Можешь подавать заявление в Дворянское Собрание. Твоя фамилия Енгалычев - обедневшего дворянского происхождения - не имеет дублеров. Например, Романовы - дворяне и не дворяне, или аналогично Смирновы. Но все, кто носит фамилию Енгалычев, происходят из одного корня».
Однако я ответил, что насколько я знаю, мои родичи - пахари да знахари. А Яков Миронович и говорит: «А что им оставалось делать после революции?»
Затем, в Париже, я напал на след французских Енгалычевых, эмигрировавших во Францию после революции, но так и не собрался к ним зайти."
- Я знаю, что после окончания Щепкинского училища, ты учился дальше…
- Действительно, я провел в стенах «Щепки» еще два года. Мне хотелось глубже постигнуть специальность, отточить мастерство. И, когда мне предложили остаться на кафедре родного училища, для преподавательской работы, с радостью, согласился. Я вел предмет «Сценическая речь» в течение двенадцати лет, три моих выпуска - студенты из Удмуртии и Киргизии стали ведущими актерами своих театров, получили звания заслуженных и народных артистов.
- Уже четыре года ты живешь в Нью-Йорке. Оправдала ли эта страна твои надежды?
- Америка мне очень нравится. Перед тем, как сюда переехать, я был в США пять раз и, однажды, вернувшись в Москву, решил: «Все,переезжаю», Я счастлив,что нашел в Нью-Йорке «своего» зрителя, слушателя. Живу наполненной творческой жизнью. Веду передачу на «Народной волне», выступаю на телевидении, даю много сольных концертов, режиссирую, занимаюсь продюсерством.
- Ты, Рустем, мастер слова, пишешь хорошие стихи. Хотелось бы узнать твое мнение: изменилось ли отношение к поэзии в России за последние годы? Ведь еще лет двадцать назад поэты, бывало, собирали полные стадионы.
- Наверное, та эпоха массовости уже ушла, но любовь к поэзии, конечно осталось. Только стала более камерной. Поэзия необходима каждому человеку, она очищает душу, делает человека лучше. В Москве, два года у меня было «Литературное кабаре» и помню, зал был заполнен. Но те бабушки, которые платили за билеты по пять-десять рублей, конечно же не могли своими деньгами окупить аренду помещения, траты на постановку, зарплату актерам и мне приходилось заниматьмя другим бизнесом, чтобы кабаре не прогорело. Здесь же, в Нью-Йорке, я счастлив, что нашел публику, которая воспитана на поэзии, её любит и боготворит. Так что здесь я оказался в своей нише и при своей публике.
Интересно, что быть поэтом или писателем - значило иметь профессию, ничем, кроме литературы, больше не заниматься, здесь, же, в Америке, я, конечно не беру таких маститых авторов, как Стивен Кинг, поэт или прозаик - не профессия. Люди, занимающиеся творчеством имеют другую специальность, живут благодаря ней, а стихи и прозу пишут так, для души.
Мне кажется, что это правильно. Ведь в этом вопросе СССР всегда отставал от мировой цивилизации, но теперь, Россия её догнала и теперь там тоже поэты и писатели зарабатывают деньги, чтобы вложить их в свое творчество, выпустить собственные книги. Управляют этим процессом рыночные отношения.
- Ты живешь в Нью-Йорке, бываешь в Москве. Отличается ли, на твой взгляд, литературная публика этих двух городов.
- Думаю, что нет, ведь и язык и культура одинаковы. Но есть и различия: в Москве материально живется гораздо тяжелее, чем в Нью-Йорке и люди несколько раз подумают, прежде чем купить билеты на какой-либо поэтический концерт.
- Я знаю, что ты сейчас готовишь гастрольную поездку по городам Америки?
- Это будут необычные концерты. Я буду выступать вместе с музыкантами в комбинации с романсами, музыкой. Это прекрасно слушается, и публика, надеюсь, примет эти концерты очень тепло.
- Твой голос знают большинство жителей Нью-Йорка. Трудно ли работать на радио?
- Нет, потому что русскоязычное радио имеет совершенно необычную степень воздействия, является духовным стержнем общины. Люди слушают, звонят и все это заставляет подходить к каждой передаче очень ответственно. Пользуясь случаем,хочу от всего сердца поблагодарить моих слушателей за звонки, теплые письма. Большое Вам спасибо! Буду стараться, чтобы мои передачи были еще интереснее.

Признание

Источники