ҖЫЕЛЫШ (Собрание)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

ҖЫЕЛЫШ (Джиен, Йыйын, Собрание, Праздник)

Народное собрание, традиционный праздник

Народное собрание

Орган самоуправления племени или рода

Бытовали общенар. (приглашались представители всех племён и родов, дорог и волостей) и терр. (участвовали все взрослые мужчины одного племени или рода). На Й. решались вопросы войны и мира, соблюдения норм обычного права, шариата, урегулирования меж- или внутриплеменных (родовых) споров, семейно-брачных отношений, в т.ч. барымты, карымты; уточнялись границы вотчинных земель отд. родов, родовых подразделений, групп кровнородств. семей, маршруты кочёвок; распределялись пастбища, лесные, бортевые, сенокосные, рыбные и др. угодья; утверждались, выбирались и назначались предводители племени, рода, старосты, старшины, представители от родоплеменных объединений на курултаи и др. Й. завершался празднествами (с угощением и приглашением гостей), в ходе к‑рых проводились разл. игры, состязания. С присоединением Башкортостана к Россиироль Й. постепенно ограничивалась. Во время башкирских восстаний 17—18 вв. неоднократно проводились Й. для решения вопросов возобновления или прекращения восстания, выбора руководителей войск, рассмотрения предложений пр-ва и др. В ходе подавления восстаний 1735—40 были приняты указы от 11 февраля 1736, в соответствии с к‑рыми было разрешено проводить Й. только один раз в год [ок. р.Ламьян (басс. р.Белая) в присутствии представителей властей], организаторы были обязаны предоставить список вопросов, к‑рые предполагалось выставить на обсуждение, получить разрешение воеводы на его проведение. Изменилось и их содержание (не поднимались вопросы полит. и экон. развития), и характер (на первое место выдвинулась развлекат. часть), в ряде мест и название (байге, майдан, сабантуй). В ходе введения кантонной системы управления Й. были запрещены.

Традиционный праздник

Праздник родоплеменных объединений

Проводился летом (после сева до уборки урожая) на поляне или на возвышенном месте. На Й. собирались жители одного или неск. родств. аулов, приглашались и жители соседних деревень. Каждая семья устанавливала юрту или шалаш. В сер. майдана устанавливали шест (ҡолға), что обозначало начало праздника. Организовывались состязания: мужчины и юноши участвовали в байге, курэше, стрельбе из лука, игре на курае, женщины показывали своё умение петь, танцевать, дети играли в разл. игры. Победители состязаний награждались разл. призами (жеребец, баран, мясо, платки, полотенца и др.). На Ю.‑В. Башкортостана нередко к Й. приурочивались свадьбы, к‑рые, являясь важным обществ. событием для двух родов или племён, нередко приобретали форму большого праздника и назывались “Туй йыйыны”. На С. Башкортостана во время Й. проводились ярмарки. Традиционно для праздничной трапезы готовили бишбармак, казы, тултырму, подавали кумыс, бал, бузу, для чаепития приносили с собой балеш, баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и др. Бытовал у мн. тюрк. народов, в т.ч. казахов, татар и др. С нач. 90‑х гг. 20 в. в Башкортостане и регионах компактного проживания башкир возрождается традиция проведения йыйынов

Источники