ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)
«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
«ШАЙТАН»
«УРМАН ИЯСЕ (Хозяин Леса)»
«ЯРЫМТЫҠ»
Злой дух, пьеса, балет
Шурале́ - на татарском языке шүрәле, также у татар известен как «урман иясе», у башкир как «ярымтыҡ» — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса
- Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.
- Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
- По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером: «…Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жёны должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышлёные и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: "Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». "А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами»».
Содержание
ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)
Мифическое животное
- В татарской мифологии — это лесной дух в облике волосатого мужчины с рогом на лбу и длинными пальцами
- По поверьям, он сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти
- У западно-сибирских татар он примерно соответствует «Пицину (Пицену)» духу хозяину леса
- у уральских татар и башкир он примерно соответствует «Ярымтыку» (ярым — половина) в башкирской мифологии демоническое существо, и по некоторым представлениям, он является людям в образе человека, но с одним глазом и на одной ноге. Согласно легендам и преданиям, он любит кататься на лошади. Дважды в него стрелять нельзя, так как поймав первую стрелу, он превращает её в лук, а второй убивает своего преследователя. Имеет семью, его дочери отличаются красотой. Иногда человек вступает с ним в брак, от которого происходят родовые подразделения (легенда «ЯРЫМТЫК АРАҺЫ (Род потомков ярымтык)») и встречается в мифологии многих народов
Балет
«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
Балет в 3 действиях
- Композитор - Фарид Яруллин (1941)
- Либретто - Ахмеда Файзи и Леонида Якобсона по одноименной поэме Габдуллы Тукая
- Премьера - Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (1945)
- Возобновлённая постановка:
- Балетмейстер-постановщик - Владимир Яковлев
- Дирижёр - Владимир Васильев
- Художник - Андрей Кноблок
Действующие лица
- «СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя)» - девушка-птица
- «АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр)», Былтыр, - охотник
- Мать Батыра
- Отец Батыра
- Главная сваха
- Главный сват
- «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)» - злой леший
- Огненная ведьма
- Шайтан
- Девушки-птицы, свахи, сваты.
Краткое содержание
Действие первое
Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них — логово Шурале, злобного владыки леса.
Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.
Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.
Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.
Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает. Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней.
Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.
Действие второе
Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.
Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.
Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.
Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.
Действие третье
Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает все его притязания. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.
В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.
Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья — единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь — пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.
История
История создания балета «Шурале» восходит к 1930-м годам ХХ века.
- 1934 год - принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани.
- Сразу же в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли студенты-композиторы, среди которых - сын народного музыканта, композитора Загидуллы Яруллина - двадцатилетний Фарид Яруллин.
- Еще в Москве он вместе с молодым литератором Ахмедом Файзи сочинил балет «Шурале».
- Вскоре балет был включен в репертуарный план нового Казанского театра.
- Премьера была запланирована на август 1941 года.
- Для работы над спектаклем в Казань прислали Леонида Якобсона, назначенного постановщиком первого национального татарского балета.
- Взявшись за работу, хореограф перекроил то, что было придумано либреттистом Ахмедом Файзи.
- Для Яруллина эти переделки означали новый виток работы - он должен был быстро переработать написанное и дописать немало новых фрагментов.
- Наконец, к июню 1941 года клавир был полностью готов, но реализации замысла помешала Великая Отечественная война:
- Композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года.
- В Казани балет был подготовлен к постановке и показан в марте 1945 года, но в другой хореографии.
- Леонид Якобсон получил возможность завершить начатую работу только в 1950 году, когда «Шурале» решено было поставить в Ленинграде.
- Для театра имени С.М.Кирова была создана новая редакция балета - либретто окончательно переделано, а клавир заново оркестрован.
- Через год после ленинградской премьеры балет получил Государственную премию СССР, через пять лет был перенесен в Большой театр Союза ССР в Москву.
- В других городах и в постановке других хореографов балет ставился в 1950-70-е годы более 20 раз, но в историю балета он вошёл, прежде всего, как произведение Фарида Яруллина и Леонида Якобсона.
Постановки
1940 год - «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
«АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр)»
Балет в 3 актах
По мотивам татарского народного эпоса и поэм Габдуллы Тукая
- Композитор - Фарид Яруллин
- Инструментовка - Ф.В.Витачек, преподававший оркестровку и чтение партитур в Институте имени Гнесиных
- Либретто - Ахмед Файзи и Леонид Якобсон
- 3 июля 1941 года - состоялась генеральная репетиция
- Казань
- труппа - «Остров танца»
- танцовщики Татарского театра оперы и балета
- Балетмейстер - Леонид Якобсон
- художник - Евгений Моисеевич Мандельберг, учился в Киевском университете, живопись изучал в художественной студии под руководством Е.Е.Лансере в Ростове-на-Дону (1920–21)
- Дирижёр - Ильяс Аухадеев
- Исполнители:
- СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) - партия ставилась на К.В.Рыхлову, на генеральной репетиции исполняла Нагима Балтачеева
- АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр) - партия ставилась на Н.Д.Суворова, на генеральной репетиции исполнял Абдрахман Кумысников
- ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший) - Габдулбари Ахтямов
- 12 марта 1945 года — премьера новой редакции там же
- Либретто - Леонид Алексеевич Жуков (1890—1951) ,преподаватель классического танца Большого театра Союза ССР, Заслуженный артист Республики, и Гай Тагиров
- художник - Петр Сперанский
- Дирижёр - Ильяс Аухадеев
- Исполнители:
- СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) - Анна Гацулина
- АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр) - Габдулбари Ахтямов
- ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший) - Владимир Романюк
- 28 мая 1950 года под названием «АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр)» - Государственная премия СССР, 1951, балетмейстер и исполнители главных партий
- Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова
- Вторая редакция
- балет в 3 актах 4 картинах
- Новая инструментовка и редакция В.А.Власова и В.Г.Фере
- балетмейстер - Леонид Якобсон
- художники - А.И.Птушко, Л.И.Мильчин, И.П.Иванов-Вано
- дирижёр - П.Э.Фельдт
- Исполнители:
- СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) - Н.М.Дудинская, затем А.Я.Шелест, И.Б.Зубковская
- АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр) - А.А.Макаров, затем К.М.Сергеев, Б.Я.Брегвадзе
- ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший) - И.Д.Бельский, затем Р.И.Гербек
- 1971 год - под названием «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
- там же, возобновлён
- там же, возобновлён
- 1980 год - экранизирован на ТВ в под названием «Лесная сказка»
- 29 января 1955 года под названием «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
- Большой театр Союза ССР, в помещении филиала
- балетмейстер - Леонид Якобсон
- художник Л.И.Мильчин
- дирижёр - Г.Н.Дугашёв
- Исполнители:
- СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) - М.М.Плисецкая
- АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр) - Ю.Г.Кондратов
- ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший) - В.А.Левашёв
- 1960 год
- Большой театр Союза ССР, в помещении филиала
- балетмейстер - Леонид Якобсон
- художник Л.И.Мильчин
- дирижёр - М.Ф.Эрмлер
- Исполнители:
- СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) - М.В.Кондратьева
- АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр) - В.В.Васильев
- ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший) - В.А.Левашёв
- 1985 год
- сцены из балета «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)» в 1 акте
- труппа «Хореографические миниатюры»
- балетмейстер - Леонид Якобсон
- 1952 год - Саратов
- балетмейстер - В.Т.Адашевский
- 1955 год - Ульяновск
- балетмейстер - Я.Е.Брунак
- 1957 год - Горький
- балетмейстер - О.М.Дадишкилиани
- 1968 год - Новосибирск
- балетмейстер - И.Г.Есаулов
Признание
- Удостоен:
- Государственная премия СССР (1951)
- Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1958) (композитор посмертно)
- Постановки в театрах Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Риги, Вильнюса, Таллина, Душанбе, Алма-Аты, Ташкента, а также за рубежом: Болгарии, Голландии, Румынии, Польши, Германии, Албании, Египта
- Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета имени Серегя Мироновича Кирова, 28 июня 1950 года
Пьеса
ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)
Пьеса
- Драматург - Дарджия Аппакова
- Написана в 1944 году