ЧУАШЛАР (Чуваши)
(перенаправлено с «Чуваш»)
ЧУАШЛАР (Чуваши)
ЧУАШ ТЕЛЕ (Чувашский язык)
Тюркский народ, основное население Чувашии
Содержание
Размещение
- По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года в Российской Федерации насчитывается 1 637 200 чувашей:
- 889 268 из них живут в самой Чувашии, составляя 67,69 % населения республики
- Наибольшая доля чуваш в Аликовском районе — более 98 %
- наименьшая — в Порецком районе — менее 5 %
- Остальные:
- 126 500 живут в районах Татарстана (около 7,7 %):
- Аксубаевском
- Дрожжановском
- Нурлатском
- Буинском
- Тетюшском
- Черемшанском
- 117 300 в Башкортостане (порядка 7,1 %)
- 101 400 в Самарской области (6,2 %)
- 111 300 в Ульяновской области (6,8 %)
- 60 000 в Москве (0,6 %)
- Саратовской области (0,6 %)
- Тюменской области
- Ростовской области
- Волгоградской области
- Кемеровской области
- Новосибирской области
- Иркутской области
- Читинской области
- Оренбургской области
- Московской области
- Пензенской области
- Красноярском крае
- Казахстане
- Украине
- 126 500 живут в районах Татарстана (около 7,7 %):
- 889 268 из них живут в самой Чувашии, составляя 67,69 % населения республики
- Согласно последним исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:
- верховые чуваши (вирьял или тури — северо-запад Чувашии
- средненизовые чуваши (анат енчи) — северо-восток Чувашии
- низовые чуваши (анатри) — юг Чувашии и за её пределами
- степные чуваши (хирти) — выделяемая некоторыми исследователями подгруппа низовых чувашей, проживающих на юго-востоке республики и в сопредельных областях
- Язык — чувашский
- Является единственным живым представителем болгарской группы тюркских языков
- Имеет три диалекта:
- верховой («окающий»)
- восточный
- низовой («укающий»)
- Основное вероисповедание религиозной части чуваш — православное христианство
- Происхождение этнонима:
- Нет общепризнанной этимологии. Однако, существуют две основные теории, пытающиеся объяснить это.
Сувары
- По одной из версий, «чуваши» является тюркской адаптацией «Сувары».
- Сувары, сувасы по мнению ряда историков, являются ядром чувашской нации.
- Сув (шыв) — вода
- Ар — муж, воин
- ас — племя, народ.
- Народ живущий у воды. Сувар — сувас — шувас — чуваш.
- Другая теория предполагает, что слово «Чуваши» восходит общих тюркских:
- javas - «дружественный», «мирный»
- в отличие от sarmas - «воинственный»
Мифология
- Чуваши считали, что мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и ещё три в нижних мирах.
- Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах — утки.
- Берега земли омывал океан, бушующие волны постоянно разрушали берега. «Когда край земли дойдет до чувашей, конец света придет», — верили древние чуваши. В каждом углу земли стояли на страже земли и людской жизни чудесные богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.
- Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и молнии метал, дождь пускал на землю. В верхнем мире находились души святых и души неродившихся детей. Когда человек умирал, душа его по узенькому мосту, переходя на радугу, поднималась в верхний мир. А если он был грешен, то, не пройдя узкого моста, душа человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем мире стояло девять котлов, где варились души грешных людей. Слуги шуйтана непрестанно поддерживали под котлами огонь.
Но были на земле щели, или дыры, называемые «какар», по которым герои спускались в ад и спасали своих любимых и близких.
История
- Чуваши вместе с современными казанскими татарами являются наследниками населения и культуры Волжской Болгарии. Этноним «чуваш» по одной из основных гипотез происходит от названия племенной группы булгар — суваров-сувазов, которые, в свою очередь, являлись остатками объединения савиров.
- Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана:
- «В период татарско-монгольского завоевания Поволжья чуваши (сувазы) открыто выступали против принятия мусульманской религии и продолжали упорно придерживаться своих языческих верований».
- Название чуваш в русских летописях и в сочинениях европейских авторов впервые зафиксировано в начале XVI века. По данным профессора В.Д.Димитриева: в источниках XVI — начала XVШ веков чуваши назывались также «горными черемисами», «черемисскими татарами».
- Савиры — группа племён неясного происхождения, которые первоначально обитали в Западной Сибири, а в начале VI века в результате Великого переселения народов появились на Кавказе, где на короткое время создали несколько политических объединений, контактировавших с Сасанидским Ираном и Византией. В результате неудачной войны с Ираном савиры были рассеяны и вошли в состав Западно-Тюркского каганата, а позже Хазарского каганата. По-видимому, одна их часть вместе с Булгарами в VШ веке достигла Среднего Поволжья.
- Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Болгарию в 922 году, сообщает, что сувары были одним из трёх племён, подчинявшихся булгарскому царю, и имели своего князя Вырага. Там же сообщается, что часть сувар — сувазы отказались принять ислам вместе с другими булгарами.
- После захвата Болгара в 1236 году монголами, восстаний 1237 и 1240 годов и гибели хана Ильгама эти сувазы формировались уже как отдельный народ, не принявший ислам, и этим объясняется сравнительно быстрое принятие христианства чувашами и существенные пережитки язычества.
- В.Г.Егоров считал, что чуваши сформировались на основе местных финно-угорских племён - Марийцев, воспринявших тюркский язык. Марийский компонент в этническом составе чувашей занимает довольно значительное место. Этот вывод подтверждают и данные антропологии Т.А.Трофимовой. Современные генетические исследования также показывают значительность угоро-финского происхождения среди чувашей.
- XV-XVI века - чуваши формально входили в Казанское ханство, как отдельный народ.
- Середина 1551 года - чуваши вошли в состав Московского государства.
- В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами.
- Во Второй половине XVI-XVП веков - заселяются южные и юго-западные части Чувашии, покинутые в XV столетии из-за разбойных нападений ногайцев и кыпчаков, поднимавшихся вверх по течению Волги.
Этногенез чувашей
- Этногенез чувашей чрезвычайно сложен:
- Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши
- В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:
- Булгарская
- Суварская
- Промежуточная
Антропологические типы чувашей
- Для чувашей характерен сложный антропологический тип.
- Значительной части представителей чувашского народа присущи европеоидные черты.
- Судя по материалам отдельных фрагментарных обследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей, причем:
- около 3,5% из них являются относительно «чистыми» монголоидами
- 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт
- 21,1% представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые
- 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками
Религии и верования
- До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками.
- В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тура.
- Боги делились на добрых и злых.
- Каждому занятию людей покровительствовал свой бог.
- Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.
- Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника «Сурхури», потом наступал праздник почитания солнца «Сяварни» (Славянская масленица), затем — весенний многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Манкун» (который впоследствии совпал с христианской Пасхой).
- Цикл продолжал «Акатуй» — праздник весенней пахоты и сохи, перед началом весеннего сева — «Симек» (праздник цветения природы, общественные поминки. Совпал с православной Троицей).
- После сева хлебов низовые чуваши праздновали «Уяв». В честь нового урожая было принято устраивать моления — благодарения духу — хранителю овина.
- Из осенних праздников отмечали «Автан-Сыры» (петушиный праздник).
- Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Симек (Троицей) или летом от Петрова до Ильина дня.
- Общественные поминки всем предкам совершались на третий день Пасхи, в «Симек».
- В ноябре—декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю.
- Чуваши чаще других народов поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу покойников.
- Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Туро — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Саротустуро) — поклонение огню. Ещё Д.Мессарош заметил наличие единого бога у чувашей, который, тем не менее, сочетался с аграрными праздниками:
- «Южные чуваши Бога называют Тур?, северные Тор?. Относительно понятия Бога у чувашей русская специальная литература до сих пор была в заблуждении. Язычеству или «черной магии» она приписывала бесчисленных Богов, несмотря на то, добрые они или злые, а также прочие плоды воображения. Со своим неполным знанием языка и предмета туманные названия некоторых болезней тоже воспринимали как названия Богов. Различались у них главный Бог (Тур?) и множество Богов нижнего чина».
- Также для традиционной чувашской веры был свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Чуваши называли его Шуйтаном:
- «Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьем по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружье и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил:
— Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйтана, но до сих пор ни разу еще не мог поймать его».
- «Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьем по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружье и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил:
- Так же у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение духам предков, которое олицетворял Киреметь.
- Киреметь представлял из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево.
- Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Пирешти, Киреметь, Киямат), а также христианства.
- В XVШ веке чуваши подверглись христианизации. Чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого — христиане. Также существуют немногочисленные группы, исповедующие ислам суннитского толка и традиционные верования.
Язык
- Чувашский язык с XVШ века перешёл на кириллицу.
- По своей фонетической структуре язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным уцелевшим языком булгарской ветви.
Источники
- «Повествование о чувашах» — рассказана история чувашского народа
- Этническая история и традиционная культура
- В.П.Иванов, В.В.Николаев, В.Д.Димитриев — на официальном портале
- Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. В 17 т. Казань; Чебоксары, 1910, 1928—1950.
- Н.И.Ашмарин «Болгары и чуваши» Казань, 1902
- Н.И.Ашмарин «Древние болгары» Казань, 1903
- Л.Ю.Браславский «Православные храмы Чувашии» — Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1995
- В. Д.Димитриев «Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству» Чебоксары, 2001
- Л.М.Иванов «Предыстория чувашского народа»
- В.П.Иванов, В.В.Николаев, В.Д.Димитриев «Чуваши: этническая история и традиционная культура» Москва, 2000
- В.Ф.Каховский «Происхождение чувашского народа» 2003
- В.В.Николаев, Г.Н.Иванов-Орков, В.П.Иванов «Чувашский костюм: от древности до современности» Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002
- Н.В.Никольский «Краткий курс этнографии чуваш» Чебоксары, 1928
- Н.В.Никольский «Собрание сочинений» в 4 томах Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 2007—2010
- М.П.Петров-Тенехпи «О происхождении чуваш»
- Н.К.Филиппов «Организация государственной власти в Чувашии» Чебоксары, 1995
- А.В.Изоркин «Чувашские военные организации и их роль в национальном самоопределении этноса»
- А.И.Сенковский «Чуваши, их происхождение и верования»
- И.Г.Петров «Энциклопедия Башкортостана. Чуваши»