Ханафиты

Перейти к: навигация, поиск
Знак

ХАНАФИТЫ

Последователи Абу Ханиф

Последователи одной из четырёх религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама, созданной Абу Ханифой (около 699—767). Для системы Абу Ханифы характерны преобладающее значение райя (личного мнения, основанного на здравом смысле) и кыяса (суждения по аналогии); эти принципы можно изложить так: «В данном тексте аналогия в таком-то случае указывает на то-то; но в силу обстоятельств я считаю предпочтительным (ахсан) такой-то образ действия».

Система Абу Ханифы распространялась его учениками на Востоке — в Хорасане и Мавераннахре, где с IX—X вв. получила дальнейшую разработку в соответствии с местными условиями. Ханафитская школа пользовалась большим влиянием в Магрибе и в Сицилии. С падением Аббасидского халифата значение ханафитской школы уменьшилось, однако её поддерживали Сельджукиды, а позднее — султаны Османской империи, где ханафитский мазхаб был провозглашён государственным и все кади и муфтии должны были выносить заключения в соответствии с ним.

Успеху распространения ханафитской школы, особенно среди тюркских кочевых народов, способствовало терпимое отношение к местным традициям и обычаям (урф, адат, канун), что позволяло как бы включать их в мусульманскую систему; более широкое применение райя и кыяса допускало проявления определённой лояльности по отношению к иудеям и христианам.

В настоящее время ханафиты являются самой крупной группой мусульман-суннитов и, по некоторым оценкам, образуют не менее половины адептов суннизма.

Ханафитский толк преобладает в ряде стран Юго-Западной Азии (в Турции, Сирии, центральных районах Ирака, Афганистане), среди мусульман Южной Азии (в Пакистане, Северной Индии), в Джибути, во всех странах Средней Азии (Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии), среди мусульман Казахстана и России.

Источники