Терегулов Ханафи Гасанович

Перейти к: навигация, поиск
Ханафи Терегулов
(1877-1942)

МАМЕД-ХАНАФИ
ХАНАФИ ГАСАНОВИЧ ТЕРЕГУЛОВ

(1877-1942)
(Терникул-заде)

Оперный певец, хормейстер, педагог, революционер

Биография

  • Родился 27 ноября 1877 года в Тифлисе в семье обедневшего почетного гражданина Тифлиса Гасана Терегулова и Раббии ханум Акмаевой. В семье было много детей, и каждый из них оставил свой заметный след в истории Азербайджана и всего татарского народа - см. ТЕРЕГУЛОВЛАР (Терегуловы)
  • Получил начальное образование в Тифлисском городском училище.
  • 1890 год - вместе со своим старшим братом Рамазаном стал работать на строительстве Батумского железнодорожного тоннеля, поскольку возникла острая необходимость помогать семье.
  • 1892 год - по ходатайству своего дяди Ибрагим-ага Терегулова был принят в Закавказскую учительскую семинарию в Гори на тюркское отделение, где готовили преподавателей русского языка для татарских и азербайджанских школ, и куда съезжалась молодежь со всего многоязычного и разноликого кавказского края. Зачисленные в семинарию учащиеся жили и учились за казенный счет.
  • 1897 год - по окончании учебы, которая продолжалась пять лет, выпускники обязаны были отработать этот же срок учителями народных школ. Учеба и пребывание в многонациональной семье учащихся, частые коллективные выезды во время каникул в Тифлис, посещение театров (особенно оперного) помогали развитию творческих способностей, прививали высокий художественный вкус. В семинарии преподавали музыку и пение. Игра на скрипке была обязательной для всех. Наряду с другими науками освоил также специальность хормейстера.
Ханафи Терегулов и Узеир Гаджибеков
(конец 1930-х)
Гусейн Кули Мелик оглы Сарабский,
Ханафи Терегулов, Узеир Гаджибеков,
Абдул-Муслим Магомаев
(1917)
  • Али Терегулов - младший брат Ханафи Терегулова, поступивший в эту же семинарию в 1899 году, вспоминая музыкальную практику в семинарии, писал: «Пение, игра на европейских музыкальных инструментах, участие в оркестрах и посещение изредка оперы в Тифлисе явились основой, первым опытом для нас в деле усвоения европейской музыки, ее теории и практики».
  • В семинарии братья подружились с Узеиром Гаджибековым (1885-1948) и Абдул-Муслимом Магомаевым (будущими азербайджанскими композиторами, которые впоследствии породнились с братьями Терегуловыми, женившись на сестрах Малейке и Байдигюл-Джамал). Знакомство, начатое в стенах Горийской семинарии, переросло в крепкую дружбу на всю жизнь. Царизм всячески старался привить учащимся Горийской семинарии дух верноподдничества, но, тем не менее, среди определенных кругов семинаристов стало проявляться революционное настроение и интерес к идеям марксизма. Среди этой группы оказались и братья Терегуловы…
  • По окончании семинарии Терегулов учительствовал в селении Аштарак бывшей Ереванской губернии.
  • В начале ХХ века Х. Терегулов переехал в Баку, где приложил много сил для открытия русско-татарских школ. Именно с городом Баку связана многолетняя, его многогранная общественно-политическая и артистическая деятельность.
  • Еще в бытность свою слушателем Закавказской учительской семинарии, вместе с Гаджибековым, Магомаевым, братом Али и другими, он выступал в ученических спектаклях. По окончании семинарии он участвовал в любительских спектаклях Каспийско-Черноморского общества для детей рабочих в качестве хормейстера, режиссера и актера.
  • В 1902 году, по предложению русских артистов, он вступил в любительскую труппу «Рабочий театр железнодорожников» при Бакинском железнодорожном депо.
    • Труппа эта завоевала широкую известность среди бакинского пролетариата, так как активно проповедовала передовые идеи своего времени, пропагандировала произведения русских классиков. Здесь он исполнил немало ролей в драматических сочинениях Гоголя, Островского, Горького. «Рабочий театр железнодорожников» являлся в те годы своего рода и конспиративной квартирой революционеров.
    • Именно здесь молодой педагог и артист получает свою революционную закалку и:
      • в 1905 году - вступает в партию большевиков.
    • В преддверии революции 1905 года (1902-05) он активно включается в революционную работу, не забывая и об артистической и преподавательской карьере.
  • В конце 1905 года большой размах приняло движение учащихся средних школ Баку, требовавших коренной реформы школы и выдвигавших общедемократические лозунги.
  • В декабре 1905 года была создана организация учащихся — азербайджанцев под названием «Ухуввет» («Братство»), в которой вели социал-демократическую агитацию гумметисты М.Азизбеков, Х.Терегулов, М.Б.Ахундов и другие.
    • Выполняя поручения партии он часто выезжает в Тифлис, Грозный, Владикавказ и Ростов, где ведёт подпольную пропагандистскую работу, распространяет запрещенную властями литературу, в частности газету «Искра».
    • В архивах Грузии хранится описание его примет, дактилоскопия и фотографии, сделанные Тифлисским Губернским жандармским управлением в 1909 году во время его очередного ареста.
  • 1912-14 годы - в период учебы Узеира Гаджибекова в Петербургской консерватории, Х. Терегулов вместе с Абдул-Муслимом Магомаевым и Гусейн Кули Мелик оглы Сарабским стоял во главе молодой азербайджанской оперы. Следуя советам и указаниям Узеира Гаджибекова из Петербурга, молодые руководители укрепляли свой театр, настойчиво повышали уровень его исполнительской культуры, в том числе и хоровой…
  • Умер 18 декабря 1942 года в Баку.

Творчество

  • Бывший учителем так называемой «русско-татарской» школы и преподавая в числе других учебных дисциплин также и пение, вместе с Абдул-Муслимом Магомаевым положил немало сил на организацию азербайджанского оперного хора. К участию в нем они привлекали музыкально одаренных учащихся различных учебных заведений. В скором времени после создания азербайджанского музыкального театра он становится его хормейстером.
    • Неутомимо стремится он к созданию постоянного по составу хора, настойчиво подбирает голоса. За сравнительно короткий срок ему удалось добиться отличных результатов:
    • если в 1910 году рецензенты не раз писали о слабости хора, то уже через год бакинская пресса отмечала большие сдвиги в его работе. Он был одним из тех, кто с первых своих шагов в азербайджанском оперном театре вносил в него элементы ярко выраженного профессионализма.
  • С момента возникновения азербайджанского музыкального театра он прочно связывает с ним свою судьбу. Он принимает большое участие в постановке первой национальной оперы.
  • Обладающий, по свидетельству современных газет, «недурным баритоном», он сразу же выдвинулся в число ведущих азербайджанских оперных актеров и, как особо подчеркивали газеты, «за короткое время своей артистической деятельности... сумел приобрести большую популярность».
    • Так, в газете «Каспий» от 14 ноября 1910 года говорилось: «Хор был, слаб и вял. В противоположность Гусейн Кули Мелик оглы Сарабскому, Ахмед Башир оглы Агдамскому (настоящая фамилия Бадалбейли), Мир Джафар Аббас оглы Багирову, Гусейн Ага Султан оглы Гаджибабабекову и некоторым другим артистам, М.X.Терегулов не владел искусством ханэндэ, что, впрочем, было естественно для певца с низким голосом. Зато он хорошо освоил европейскую вокальную манеру пения. Именно для Терегулова, считавшегося в молодой оперной труппе «одним из самых опытных знатоков», который «хорошо знаком и с теорией европейской музыки». Узеиром Гаджибековым были написаны первые в азербайджанской опере партии, фиксированные нотами (Нофель в опере «Лейли и Меджнун», Меставер в опере «Шах Аббас и Хуршуд Бану», Гара Кешиш в опере «Асли и Керем»).
  • В дореволюционных операх Узеира Гаджибекова и А-М.Магомаева исполнял заглавные партии по псевдонимом «Терникул-заде», был хормейстером первых оперных постановок.
    • Узеир Гаджибеков высоко ценил ту помощь, которую он оказывал при постановке его первой оперы «Лейла и Меджун» («Лейли и Меджнун» — первая азербайджанская опера, написанная в 1908 году Узеиром Гаджибековым по мотивам одноименной поэмы Физули. Либретто оперы было написано самим композитором). Мамед-Ханафи был хормейстером этой постановки и сам исполнил роль полководца Нофеля, которую Узеир Гаджибеков написал специально для него, обладавшего исключительно мощным, красивым и широкого диапазона голосом. Музыкальность, артистизм и прекрасный вокал у зрителей вызывали неизменное восхищение и бурные аплодисменты.
    • Дореволюционная пресса не раз высоко оценивала его выступления. По свидетельству:
      • газеты «Каспий» от 20 января 1915 года, он «выделялся своим голосом и игрой» в роли Нофеля, в партии отца Хумар, героини оперы «Шейх Сэнан».
      • В «Каспии» от 2 декабря 1909 года отмечалось, что он «играл удачно и соответственно пел недурно».
      • Та же газета хвалила артиста в «красивой роли» шаха Ирана Кейкавуса (опера «Рустам и Зохраб»). В роли трактирщика Меставера он был признан «одним из лучших артистов мусульманской оперы».
  • Разносторонне одаренный актер, он «блистал» в комической роли слуги Сафи (музыкальная комедия «Муж и жена»). Рецензент постановки музыкальной комедии «Не та, так эта» пишет, что Ханафи-бек-Терегулов был «очень типичен, с его задорными манерами, взглядом свысока на остальных простых смертных, не имеющих воротничков».
  • Наряду с этим гротескным образом, артисту удаются образы:
    • Сулеймана, оптимиста и мудреца в «делах житейских» («Аршин мал алан»)
    • сурового деспота Гара Кешиша, находящегося во власти религиозных и националистических предрассудков («Асли и Керем»). «Х.Терегулов в роли армянского священника, отца Асли, непреклонного в своей воле, — читаем мы в газете «Каспий» от 30 мая 1912 года, — играл мастерски, пел еще лучше».
  • Музыкальной комедии «Аршин мал алан», Узеира Гаджибекова 25 октября 2003 исполнилось 90 лет. В премьере «Аршин мал алан», состоявшейся 25 октября 1913 года в бакинском театре Гаджи Зейналабдина Тагиева (режиссер-постановщик Г. Араблинский), роль Аскера исполнил Гусейнгулу Сарабски, Гюльчохры — Ахмед Агдамский, Султан бея — Алекбер Гусейнзаде, Сулеймана — Мамед Ханифа Терегулов. Название «Аршин мал алан» никогда не переводилось, лишь иногда в афишах под заглавием давались пояснительные надписи типа «Рецепт удачной женитьбы» или «Продавец товара». Еще до октябрьской революции «Аршин мал алан» был переведен на несколько языков, а в советскую эпоху в буквальном смысле слова преодолел все границы, неоднократно ставился на сценах не только во всех республиках бывшего Союза, но и во многих других странах мира.
  • Современная печать давала высокую оценку его артистической деятельности. Еще до революции на страницах журнала «Театр и искусство», издаваемого в Москве и Петербурге, часто встречалась его фамилия. Азербайджанские газеты по поводу образа Маставара в опере У.Гаджибекова писали, что эта роль «была выкроена» на рост Терегулова… Вообще, ряд образов, созданных Уз.Гаджибековым в своих произведениях, писались конкретно под артистический и вокальный дар Мамед Ханафи Терегулова.

Революционная деятельность

  • После Февральской революции 1917 года он вместе со своим братом Али создает в Баку большевистскую организацию «Бирлик» («Единение»), в ее состав вошли, главным образом, рабочие-татары бакинских нефтепромыслов, и, в качестве Председателя этой организации, избирается в состав Бакинского комитета РСДРП(б). Вместе с организацией «Гуммет» «Бирлик» входила в общебакинскую организацию РСДРП(б).
  • В годы мусаватской контрреволюции и иностранной интервенции он вместе со своим братом Али продолжает свою революционную деятельность в Астрахани, которая была в то время своеобразным связующим звеном между Советской Россией и большевиками Закавказья. Здесь, будучи соратником Сергея Мироновича Кирова, он участвовал в героической обороне города и исполнял обязанности Председателя Комиссариата по мусульманским делам Астраханского края. Проявляя личную храбрость он в одиночку выезжал в те села, где местное духовенство вело контрреволюционную пропаганду и на организуемых их сходках вступал с ними дискуссии. Природный пропагандист-агитатор, он в этих дискуссиях неизбежно брал верх… Результатом его агитационной деятельности в этих селах стали сформированные им добровольческие «красные» отряды, вливавшиеся в ряды защитников Астрахани.
  • В марте 1919 года - был избран в состав Астраханского бюро организации «Гуммет» РКП(б). В эти годы он участвует в боях с контрреволюцией в Урде, затем направляется на партийную работу в Оренбург, где возглавляет Комиссию по борьбе с контрреволюцией, выезжая в связи с этим далеко за пределы Оренбургской губернии.
  • В 1920 году - возвращается в Баку и активно включается в общественную и культурную жизнь города.
  • В течение ряда лет он был:
    • Начальником Управления искусств Народного Комиссариата просвещения Республики Азербайджан.
    • первым организатором и начальником Азербайджанского Фото-кино управления (АФКУ), которое было создано в 1923 в Баку при Наркомпросе республики
  • Под его руководством на преобразованной по его инициативе Бакинской киностудии был снят первый в республике полнометражный художественный фильм «Легенда о Девичьей башне» (1923, реж. Влад. Балльюзек), где он сам сыграл одну из главных ролей — роль Бакинского хана.
  • Он неоднократно избирался:
    • членом ЗакЦИКа, АзЦИКа КПСС,
    • депутатом Бакинского Совета депутатов трудящихся,
    • Председателем Союза работников искусств Азербайджана,
    • бессменным Председателем Общества старых большевиков.
  • Пользовался доверием Сергея Мироновича Кирова, Георгия Константиновича Орджоникидзе.
  • Был связан большой дружбой со Степаном Шаумяном, Прокофием (Алешей) Джапаридзе, Мешади Азизбековым, Иваном Фиолетовым, Нариманом Наримановым, Дадашем Буниат-заде, Мустафой Кулиевым и многими другими борцами за Советскую власть.

Признание

  • За активную революционную и культурно-просветительскую деятельность он был дважды удостоен звания «Герой Труда»
  • 4 апреля 1978 года в Институте истории партии при ЦК Азербайджана филиалом Института Марксизма-ленинизма была проведена научная сессия, посвященная 100-летию со дня его рождения — профессионального революционера ленинской школы, активного борца за становление советской власти в Азербайджане.

Источники