ТАТАР МӘДӘНИЯТЕ (Татарская культура)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

ТАТАР МӘДӘНИЯТЕ (Татарская культура)

Культура татарского народа

  • Культура - форма человеческой деятельности, способность влиять на окружающий мир, устойчивый свод правил, определяющих особенности поведения, восприятия действительности в определенный момент времени. Первичное значение имеет всегда культура духовная, вторичное ее следствие и отражение культура материальная. Чаще всего человек судит о культурных достижениях по материальным отражениям, ведь только сильные духом способны преобразовывать изменять материи, созданные самой природой.
  • Каждый этнос на земле является носителем культуры, и всякая культура взаимозависима от окружающих ее культур. Чуткий человек способен видеть и чувствовать даже самые незначительные культуры, грубый видит только гигантов. Татарская культура не гигант в этом мире, но она имеет свои неповторимые черты, свою индивидуальность и потому ее вклад в мировую культуры неизбежен и значителен.
  • История татарской культуры:
  • Начнем со времени существования татарской культуры, с её истории, являющейся одним из главных компонентов понятия и имеющей свои материальные памятники. Татары имеют более чем тысячелетнюю историю, и свое начало связывают с древним царством волжско-камских булгар. Именно в то далекое время были заложены основы татарской культуры, на базе которых построен весь фундамент существования нации в современном мире. Тогда в 922 году был принят ислам, определивший духовное лицо народа, в то время были определены границы влияния и расселения татар, на основе того языка во многом сложился современный литературный татарский язык. Период Волжско-камской Болгарии заложил основы татарской архитектуры, татарского орнамента, татарской музыки, национального костюма, народной кухни, национальных праздников и даже национальной политики. В это время были построены, сохранившиеся до наших дней: Малый и Большой минарет в Великом Булгаре, Черная и Красные палаты, руины каменных бань, ханского дворца, Чертово городище в Елабуге, в это время были написаны знаменитые поэмы Кул Гали. Раскопки древних городов волжско-камской Болгарии и по сей день открывают все новые аспекты татарской культуры периода становления.


Конец истории Волжско-Камской Болгарии связан с монгольским нашествием и включением территорий в состав нового государства Золотой Орды. Татары становятся титульным этносом нового государственного образования, и культура Волжских Болгар перерастает в татарскую культуру более мощного и крупного государства. Татарская культура поглощает монгольскую военную машину, она не становится данником как соседние культуры, она становится основой нового государства. Период Золотой Орды укрепляет позиции ислама во всем регионе, строятся новые города, закладываются основы военного искусства татар, укрепляются связи с восточными культурами, расширяются границы влияния. Культура торговли татар достигает своего рассвета. Великий шелковых путь на 2/3 проходил через татарские земли, что наложило сильный отпечаток и любовь татар к торговле. Военная доктрина, привнесенная в татарскую культуру монголами, не приживается в менталитет татар, и Золотая Орда, разбогатев, распадается на несколько татарских государств со смещением центра культурной жизни обратно на территорию современного Татарстана.
С этого момента начинается Казанский этап становления татарской культуры. Поэзия Мухамедьяра, знаменитая на весь мир татарская кожаная мозаика, рассвет ювелирного искусства татар - все это заслуги времен Казанского ханства. Особое место занимает искусство татарских шамаилей, получивших широкое распространение среди казанских татар. Военное искусство, доставшееся татарам от монгол, переходит как эстафетная палочка к русским князьям, чей менталитет оказывается более подходящим к силовым решениям. Казанское ханство просуществовало всего сто лет, и было уничтожено агрессивными соседями с севера.
Вплоть до 20 века татарская культура боролась за свое существования исключительно мирными способами, что и послужило возникновению той знаменитой толерантности, которая присуща современным татарам. Насильственное навязывание русской культуры (крещение татар, разрушение исторических памятников, гонения на культурных деятелей, жестокое подавление национального самосознания) не озлобило народ, наоборот татары выработали иммунитет ко злу и вобрали все лучшие от русской культуры и посредством русской культуры. В это время зарождается татарский театр, татарская художественная школа, татарская историческая школа, татарская философия, происходит либерализации ислама, татары знакомятся с европейским искусством. Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Шигабутдин Марджани, Исмаил Бекмухамедов, Габденнасыр Курсави - далеко не полный список видных деятелей татарской культуры этого периода. Особое место в татарской культуре занимает советский период, ставший эпохой возрождения татарского народа. Заново закладываются основы татарской государственности, формируется татарская интеллигенция, политическая элита, расцветают поэзия, изобразительное искусство, театр, литература, национальные ремесла. Появляются татарский балет, татарская опера, татарский спорт, татарская научная школа. Имена татарских знаменитостей советского периода можно выделить в целую энциклопедию - Муса Джалиль (поэт), Салих Сайдашев (композитор), Магомед Сафаргалиев (историк), Карим Тинчурин (драматург), Юнус Ахмедзянов (кулинар), Габдулхай Ахатов (лингвист), Мунира Булатова (опера), Габдулла Кариев (театр), Туфан Миннуллин (писатель), Баки Урманче (художник), Рудольф Нуриев (балет).
Татарская культура живет и развивается. Новейшая история берет начало с 1990-х годов. Ослабление насильственной политики России, произвело взрыв татарского национального самосознания. Сегодня татарская культура, ощущает себя частью мировой цивилизации, за два десятилетия о татарах вновь узнал весь мир, укрепились государственные институты татар, Татарстан уверено вышел на мировую арену и ему есть что показать и чем гордиться. Родились новые направления татарской культуры: интернет, кино, мультипликация, культура международных отношений. Возрождаются татарская архитектура, восстанавливаются разрушенные мечети, реконструируются древние города, набирает силу туризм и любовь к татарскому языку.

Источники