Басовский Семён Зеликович

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Семёном Басовским»)
Перейти к: навигация, поиск
Семён Басовский
(19**-2000)

СЕМЁН ЗЕЛИКОВИЧ БАСОВСКИЙ
((19**-2000)

Скрипач, педагог, Заведующий учебной частью, декан факультета игры на струнных инструментах и проректор по учебной работе Казанской консерватории, муж Фаины Бурдо

Биография

История преподавания альта в Казанской консерватории начинается с 1948 года. Он проработал в консерватории около 45 лет, во главе альтового класса встал уже в 1950 году, сразу после окончания Казанской консерватории по классу скрипки.
Удивительны плоды его работы - это целая плеяда даровитых музыкантов, возглавляющих концертмейстерские пульты альтов в симфонических, оперных, камерных оркестрах, это преподаватели в вузах и музыкальных училищах.
Каковы основы этих успехов? Есть ли в его педагогике что-то особенное, что не сразу себя проявляет, а скрыто за текущими явлениями жизни? Возникающие вопросы невольно ведут нас к начальному этапу работы в Казанской консерватории, когда перед ним встал целый ряд проблем, среди которых и необходимость самостоятельного освоения нового для себя инструмента, и поиск репертуара, изучение специфики преподавания альта, и многие другие сопутствующие проблемы, которые не могли быть разрешены в короткие сроки, а требовали длительного времени. К тому же в этот период он наряду с альтовым классом преподает в классе камерного ансамбля и занимается административной деятельностью. Играющие альтисты требовались и симфоническому оркестру, и камерному, и квартетному классу; в плане сольного исполнительства необходимо было соответствие уровню виолончельных и скрипичных классов консерватории, которые тогда возглавляли выпускники Московской консерватории.
Решить такие проблемы в сжатые сроки могла только незаурядная личность, способная соединить в себе лучшее, что имелось у скрипачей и виолончелистов, и нащупать то направление деятельности, которое выявляло бы самобытность собственного альтового преподавания и исполнительства.
Рядом с Семеном Зеликовичем трудилась Фаина Львовна Бурдо, удивительный педагог, его близкий друг и жена. Фаина Львовна Бурдо рассказала о первой встрече со своим будущим супругом, которого встретила в стенах Казанской консерватории:
«Это был молодой человек в военной форме сержанта, вспоминает она, он был бодр, приветлив, чертовски мил и между нами сразу загорелась искорка взаимопонимания. Как выяснилось позже, Семён воевал на фронте, был ранен, казался мне не по годам более взрослым человеком, но при общении с ним сразу подкупали его чуточку грустный взгляд и добрая улыбка».
А вот что пишет о нём, с которым проработал десятки лет в консерватории, известный музыковед, профессор Г.М.Кантор, живущий в Израиле:

  • «Впервые я познакомился с Семёном Зеликовичем Басовским в августе 1950 года, когда приехал из Рязани поступать в Казанскую консерваторию. В учебной части меня принял Семён Зеликович (я впервые услышал такое замечательное еврейское отчество). Он был красивый, с пышной шевелюрой молодой человек, говорил быстро, производил впечатление динамичного и надежного человека.

Басовский прошёл все возможные ступени административной работы в вузе: заведующий учебной частью, в 1960-е годы декан факультета игры на струнных инструментах, проректор по учебной работе. Ум, такт, толерантность, огромный опыт в общение со сложнейшим артистически-амбициозным и самолюбивым консерваторским коллективом, большие личные связи сделали Басовского идеальной фигурой в его высоком социально служебном статусе.
Семья Бурдо-Басовский была несомненно самой красивой и дружной парой в нашем музыкальном сообществе. Я никогда не слышал каких-либо слухов, пересудов, сплетен, порочащих их. По целому ряду причин, они не всегда могли быть вместе на людях, в концертах, но я знаю, убеждён, что они представляли изумительный любовный дуэт, являя пример преданности друг другу и заботы. Их навечно сцементированный любовью союз дал двух дочерей – музыкантов. Мне кажется, всё там было пропитано глубоким уважением, гордостью всех за всех».
Обе девочки закончили Казанскую консерваторию. Алла, по классу фортепиано у профессора Э.Монасзона, а Людмила, – по классу скрипки у профессора В.Афанасьева. Людмила, в замужестве Фельдман, профессор в Иерусалимской и Тель-Авивской академиях, дважды была признана лучшим педагогом года. Алла, преподает также в академии Иерусалима. Обе замужем и вместе с детьми живут в Иерусалиме.
Приехав в 69 лет в Израиль, Фаина Львовна Бурдо продолжает активно заниматься своим любимым делом, консультирует бывших и новых своих учеников. Она уже многие годы проводит по просьбе педагогов мастер классы в Италии – консерватория города Бриша, Франции – Лион, Тель-Авиве.
В свои 85 лет, Фаина Львовна вполне самостоятельна и независима. Дети и внуки её обожают, она не только не просит их о помощи, но и сама готова всегда поддержать своих близких.
Удивительная женщина, педагог от бога, «царица музыки», как иногда величают её поклонники, активно живёт и трудится, часто выезжает за рубеж, встречается и общается со своими коллегами.
Самое же главное, ей есть что сказать, она всегда в движении, старается не пропускать наиболее интересные события музыкальной жизни.
Фаина Львовна Бурдо, являет собой достойнейший пример преданности своей профессии и близким людям, дала путевку в жизнь многим своим воспитанникам, за что они ей безмерно благодарны.
Своеобразие педагогики Басовского в том, что он развивал эластичность и податливость рук и одновременно пробуждал живой, непосредственный интерес к познанию, выявляя в ученике мыслящую индивидуальность. Это подтверждают и его ученики, среди которых немало ищущих и пытливых, до глубины души преданных своей профессии. Они помнят своего учителя не только как «передатчика» секретов альтового искусства, но и как человека, который пробуждал в них способность творчески мыслить, не «кормил» их готовой музыкальной рецептурой, а учил видеть за звуками факт, мысль.
Только это и создает подлинных музыкантов-исполнителей. Именно в этом, на наш взгляд, позитивно-созидательное значение педагогики Семена Зеликовича Басовского.

Источники