Мифтахов Сагит Мифтахович
СӘГЫЙТЬ МИФТАХОВ
САГИТ МИФТАХОВИЧ МИФТАХОВ
(1907-1942)
(Сәгыйть Мифтах улы Мифтахов)
(Сәғит Мифтах улы Мифтахов)
Писатель, драматург, директор Башкирского академического и Русского драматического театров
Содержание
Биография
- Родился 10 января 1907 года в деревне КЫЗЫЛ-ЯР (Красная Горка) Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Нуримановского района Республики Башкортостан.
- 19** год - после окончания начальной школы учился на учительских курсах в Уфе.
- 1922 год - после окончания советской партийной школы в Стерли-Тамаке, областной партийный комитет Стерли-Тамака направил в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ).
- 19** год - окончив университет, возвратился в Башкирию и преподавал в школе.
- 1930-** годы - заведующий отделом культуры и пропаганды партийного комитета Баймакского района.
- организовал выпуск газеты «КЫЗЫЛ БАЙРАК (Кызыл Баймак, Красное Знамя)», исполнял обязанности ответственного редактора
- знакомился с жизнью рабочих Тубинского и Сибайского золотых приисков
- активно участвовал в организации колхозов
- собирал материалы для будущих произведений
- 1935 год - был назначен директором Башкирского академического и Русского драматического театров.
- 1941 год - добровольцем ушел на фронт.
- Погиб смертью храбрых в феврале 1942 года.
Творчество
В литературу пришел во второй половине 1920-х годов. с пьесой «В стране панов». В основе произведения лежит идея пролетарского интернационализма. Проблема социального разлома в стране изображена в пьесе «Сакмар». Изображая победу нового над старым, он впервые сумел увязать её с борьбой за духовно-нравственное совершенствование людей. Юлай и Айхылу, основные герои пьесы, являются в башкирской драматургии 1930-х годов новаторскими, самыми значительными образами современников. По мотивам этой драмы в 1943 году Пейко Николая Ивановича в соавторстве с Масалимом Валеевым написал оперу «Айхылу», которая с успехом шла в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Новаторство его было обусловлено и новой социально-классовой природой драматического конфликта. В основе драмы «Зимогоры» (1936) лежат реальные события, происходившие на золотых приисках братьев Рамиевых, классовая борьба между наемными рабочими-сезонниками и хозяевами рудника. Во второй половине 1930-х годов создал пьесы, которые вошли в золотой фонд башкирской драматургии, среди них - «Дружба и любовь» (1939), «Дочь степей» (1940), называемые и драмами характеров.
В драме «Дружба и любовь», являющейся продолжением «Сакмара», основное внимание автора направлено на семейные взаимоотношения в новом, социалистическом обществе. Новаторскую сущность произведения предопределяет мера ценности - участие человека в общественно полезном труде.
Драма «Дочь степей» также поднимает проблему взаимоотношений коллектива и личности. Пьесы «Дружба и любовь», «Дочь степей» окончательно утвердили его в башкирской драматургии 1930-х годов героев нового типа.
Творческая практика окончательно расшатала стихию тех форм и изобразительных средств, которые были связаны с этнографизмом с одной стороны, с натурализмом и схематизмом - с другой. Драматург внес большой вклад и в создание национального репертуара Театра оперы и балета. Оперы «Сакмар», «Акбузат», написанные на его либретто, и поныне пользуются огромным успехом у зрителей.
- В стране панов: драма.- Уфа:Башгосиздат,1932.48с.;1946.68с.
- Сакмар.Уфа-Казань:Башгиз,1934.144с.
- Дружба и любовь:пьеса.Уфа:Башгосиздат,1939.102с.
- Дочь степей:драма.Уфа:Башгосиздат,1940.108с.
- На Балкане//За Родину.Уфа:Башгиз,1944
- Пьесы.Уфа:Башкнигоиздат,1956.264с.
- Пьесы/Послесл.М.Гайнуллина.Уфа:Башкнигоиздат,1976.216с
МИФТАХОВ Сагит Мифтахович [10.1.1907, д.Кр. Горка Уфим. у. одноим. губ. (Нуримановский р‑н РБ) — февр. 1942], драматург. Член Союза писателей БАССР (1934). Участник Вел. Отеч. войны. После окончания Коммунистич. ун‑та трудящихся Востока (Москва, 1929) зав. уч. частью Баш. обл. сов. парт. школы 2‑й ступени (Уфа); с 1930 дир. Баш. техникума иск‑в (Уфа), зав. отделом Баймакского районного к‑та ВКП(б), ответств. ред. газ.“Ҡыҙыл Баймаҡ” (см. “Баймакский вестник”); с 1932 преподаватель, зав. вечерним отделением Баш. коммунистич. ун‑та (Уфа), нач. сектора треста “Башцветметзолото”; с 1935 дир. БАТД. Погиб на фронте. Тв‑во М. занимает значит. место в драматургии 30‑х гг. Для его произв. характерны обострённое чувство современности, умение запечатлеть новые явления действительности, раскрыть ведущие социальные тенденции в связи с семейно-бытовыми отношениями и духовной жизнью человека. Автор дилогии “Һаҡмар” (“Хакмар”; по драме поставлена одноим. опера в БГТОиБ) и “Дуҫлыҡ һәм мөхәббәт” (“Дружба и любовь”) о коллективизации, “Зимагорҙар” (“Зимогоры”) о жизни рабочих золотых приисков, гротескной комедии “Күктән төшкән Хөрәйрә” (“Небесная Хурайра”) о религ. предрассудках и др. Драмы писателя ставились в т‑рах РБ. М. написано либретто оперы “Акбузат”. Перевёл на баш. яз. произв. Н.Ф.Погодина, В.М.Эльтона. В Уфе на доме, где жил М., установлена мемор. доска и названа улица, также имя М. носят улицы в г.Баймак, сс. Кр. Горка и Новокулево Нуримановского р‑на. Учреждена премия его имени.Соч.: Пьесалар. Өфө, 1956; Пьесалар.Өфө, 1976.Лит.: Гайнуллин М.Ф. Драматургия С.Мифтахова. Уфа, 1959.
Признание
Источники
- Башкирская энциклопедия
- Гайнуллин,М.Ф Драматургия С. Мифтахова/М.Ф.Гайнуллин.Уфа:Башкнигоиздат,1959.130с.
- Гайнуллин,М.Ф. Писатели советской Башкирии:биобиблиографический справочник.Уфа,1969.С.255-263.
- Писатели земли башкирской:справочник/сост.Р.Н.Баимов, Г.Н.Гареева, Р.Х.Тимергалина. – Уфа:Китап,2006.С.279-280
- Тимергалина,Р. Писатели советской Башкирии: указатель литературы 1917-1978/Р.Тимергалина.Уфа, 1980.С.112.