НУГАЙЛАР (Ногайцы)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

НОГАЙЛАР (Нуғай, Нугай, Ногай, Нагай)

Этнографическая группа, орда, даруга, народ, эмир, район, крепость, населённые пункты

НУГАЙЛАР (Нуғай, Нугай,
Нагай, Нагайцы,
Ногай, Ногайцы,
Маңгытлар, Манғит, Мангыты)

Народ

Числ. Н. в 1989 в РСФСР составила 75,2 тыс.; в 2002 в РФ – 91 тыс. человек. В РБ в 2002 числ. Н. составила 30, в 2010 — 45 человек. Наиб. компактно проживают на Сев. Кавказе. Язык Н. относится к сев.‑зап. (кыпчакской) группе тюркских языков. Осн. часть верующих — мусульмане‑сунниты.

Н. этнически восходят к монг. и тюрк. племенам Алтая, Зап. Сибири и Ср. Азии. По одной из версий, возникновение этнонима “ногай” связано с именем хана Золотой Орды Ногая (13 в.). После образования Ногайской Орды в сфере её влияния оказалась юж. часть терр. Башкортостана. В баш. шежере имеются сведения о борьбе башкир с Н., сохранились имена нек‑рых ногайских ханов и мурз. После присоединения Башкортостана к России и распада Ногайской Орды осн. часть Н. покинула терр. Юж. Урала и Приуралья, откочевав на Сев. Кавказ, в Причерноморье и Ниж. Поволжье. Оставшиеся Н. постепенно влились в состав башкир, сохранив ногайские этнонимы: в составе племён бурзян, кыпсак, юрматы зафиксированы назв. ногайских родов (ногай‑бурзян и др.). Часть Н. сохранила свой этноним и составила основу совр. Н., часть влилась в состав казахов, каракалпаков, татар.

Ведущей ролью х‑ва Н. было кочевое и отгонное скотоводство. Разводили лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Вспомогат. роль играли земледелие (просо, пшеница, ячмень), охота, рыболовство. Занимались также изготовлением сукна, обработкой кожи, овчины, дерева, произ‑вом войлока, добычей соли.

Традиц. поселения — кочевые аулы — подразделялись на весенне‑летние (язлав), летне‑осенние (яйлак) и зимние (кыслав). В процессе перехода к оседлости на месте зимних возникали пост. поселения (аул, юрт). Вблизи от зимних поселений располагались посевные поля. Осн. типом жилища была войлочная юрта: большая с решётчатым дер. сборным каркасом (терме) и малая неразборная (отав; со 2‑й пол. 19 в. использовалась только как свадебная юрта молодожёнов). Изнутри стены юрты обкладывали камышовыми циновками (шыпта), пол устилали войлоком, коврами. В центре находился очаг (тандыр) или огнище (ожак), над к‑рым стоял треножник. Напротив входа располагалось почётное место (тор), к‑рое занимал глава семьи, там же висело зеркало (бияла). По правую сторону от него находилась кровать (орындык), на к‑рой лежали подушки (ястык), одеяло (юркан), рядом — полка для посуды (ундрук) и сундук. Во 2‑й пол. 17 в. стали возводить саманные или турлучные жилища и срубные дома с 2‑скатной крышей. Особенностью интерьера были глинобитные или дер. лежанки, покрытые войлоком и коврами, сундук, на к‑рый складывали постельные принадлежности. Во дворе за домом располагались помещения для овец (котан) и коров (аран), камышовые загоны (шетен, куюрен).

Традиц. муж. костюм Н. состоял из туникообразной рубахи (койлек), суконных или овчинных штанов (шалбыр), холщовых штанов с широким шагом. Верх. одеждой служили куртка‑безрукавка (кыспа, курте тон), кафтан (елен), бешмет (каптал). Костюм дополняли предметы вооружения. Из головных уборов были распространены папахи, войлочные шляпы (кийиз борк), овчинные шапки (эльтир борк, корпе борк). Жен. одежда состояла из туникообразных рубах: нательной (ишки койлек) и верхней (тыс койлек), штанов (ыстан). Верх. одеждой служили короткий шёлковый кафтан (зыбан), распашное платье (шыба), бешмет (каптал). Состоятельные женщины носили белую полотняную одежду и разноцв. шёлковые халаты, подпоясываемые шёлковым кушаком. Костюм дополняли нагрудные украшения (козыбас тостуйме, тослик), бусы из кораллов (маржан мойыншак), бисера (ынжы мойыншак), накосные украшения (шашбау), кольца и браслеты. Женщины носили платки (замужние в осн. белого цвета), косынки, тонкие кисейные покрывала прикрывающие лицо, головные уборы полусферической формы из кр. сукна (такыя), бархата (ока борк), меха выдры (кундыз борк), отделанные тесёмками из кованого серебра или монетами. В свадебном костюме невесты присутствовала шёлковая накидка (буркеншик). Муж. и жен. тёплой верх. одеждой служили шубы из шкуры лисы (тулки тон), волка (бори тон), белки (тыйын тон), овцы (тери тон). Повседневной и праздничной обувью были сапоги и полусапожки (атув, этик) из кожи, сафьяна, хрома; женщины также носили туфли на каблуках (бапиш).

Традиц. кухня Н. основана на использовании продуктов скотоводства. Наиб. распростран. блюда: колбасы (казы, толтырма), мясо с лапшой (бесбармак), мясо жареное с луком (кувырдак), шашлык, пельмени (казан борек), уха (балык сорпа), каши, пироги. Из проса готовили каши, бузу, из просяной муки пекли лепёшки (малай), слоёные калачи (катлама), жарили в масле круглые лепёшки (бавырсак). Из молочных продуктов употребляли топлёные сливки (каймак), сыр (крут), творог (иримшик), кислое молоко (йоурт), масло (сары май); из напитков были распространены айран, буза, кумыс, бал, чай с добавлением сливок, масла, перца и соли (ногай шай). Обрядовым напитком на свадьбах, праздниках была сладкая вода (сербет сув).

До 19 в. преобладала большая семья. Повседневная жизнь регулировалась нормами обычного права и шариата. Браки были строго экзогамными, бытовали левират и сорорат. Были распространены обычаи сватовства, выкупа невесты (калым, сыек сатув) и др.

В духовной культуре долго сохранялись доисламские верования. Разнообразны фольклор (обрядовая и лирич. поэзия, богатырские поэмы, легенды, сказки, поговорки, песни и танцы); народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.).

Народ в РФ, главным образом в Ставропольском крае и Дагестане, а также в Карачаево-Черкессии, в Чечне, Ингушетии.

75,2 тыс. человек (1989г.).

Язык ногайский, относится к кыпчакской группе.

Письменность на основе русской графики. Верующие ногайцы — мусульмане-сунниты.

Впервые упоминаются в русских источниках в 1479г.

Происхождение этнонима «ногай» связывают с именем Ногая. По ногайским преданиям предками ногайцев являлись кипчаки, а также пришедшие из Центральной Азии мангыты и найманы, которые в конце XIV в. образовали государство — Мангытский юрт (позднее называлось Ногайская Орда).

В 1520-х гг. мангытские мурзы захватили управление всеми илями (кочевьями), оттеснив от власти иноплеменную знать.

Термин «мангыт» стал употребляться как синоним слова «ногай».

Государственное единство, общая идеология (ислам) способствовали формированию надплеменного этнического самосознания ногайцев. После распада Ногайской Орды отдельные группы ногайцев переселились на территорию Казахстана, Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья.

Часть ногайцев влилась в состав казахов, каракалпаков, башкир, крымских и поволжско-приуральских татар, другая — сохранила свой этноним и составила основу современного ногайского народа.

Этнонимом ногайцы некоторые тюркские народы (казахи, узбеки, каракалпаки и др.) называют также и поволжско-приуральских татар. НОГАЙЦЫ (самоназв. ногай, нугай), народ в РФ. Числ. Н. в 1989 в РСФСР составила 75,2 тыс.; в 2002 в РФ – 91 тыс. человек. В РБ в 2002 числ. Н. составила 30, в 2010 — 45 человек. Наиб. компактно проживают на Сев. Кавказе. Язык Н. относится к сев.‑зап. (кыпчакской) группе тюркских языков. Осн. часть верующих — мусульмане‑сунниты.

Н. этнически восходят к монг. и тюрк. племенам Алтая, Зап. Сибири и Ср. Азии. По одной из версий, возникновение этнонима “ногай” связано с именем хана Золотой Орды Ногая (13 в.). После образования Ногайской Орды в сфере её влияния оказалась юж. часть терр. Башкортостана. В баш. шежере имеются сведения о борьбе башкир с Н., сохранились имена нек‑рых ногайских ханов и мурз. После присоединения Башкортостана к России и распада Ногайской Орды осн. часть Н. покинула терр. Юж. Урала и Приуралья, откочевав на Сев. Кавказ, в Причерноморье и Ниж. Поволжье. Оставшиеся Н. постепенно влились в состав башкир, сохранив ногайские этнонимы: в составе племён бурзян, кыпсак, юрматы зафиксированы назв. ногайских родов (ногай‑бурзян и др.). Часть Н. сохранила свой этноним и составила основу совр. Н., часть влилась в состав казахов, каракалпаков, татар.

Ведущей ролью х‑ва Н. было кочевое и отгонное скотоводство. Разводили лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Вспомогат. роль играли земледелие (просо, пшеница, ячмень), охота, рыболовство. Занимались также изготовлением сукна, обработкой кожи, овчины, дерева, произ‑вом войлока, добычей соли.

Традиц. поселения — кочевые аулы — подразделялись на весенне‑летние (язлав), летне‑осенние (яйлак) и зимние (кыслав). В процессе перехода к оседлости на месте зимних возникали пост. поселения (аул, юрт). Вблизи от зимних поселений располагались посевные поля. Осн. типом жилища была войлочная юрта: большая с решётчатым дер. сборным каркасом (терме) и малая неразборная (отав; со 2‑й пол. 19 в. использовалась только как свадебная юрта молодожёнов). Изнутри стены юрты обкладывали камышовыми циновками (шыпта), пол устилали войлоком, коврами. В центре находился очаг (тандыр) или огнище (ожак), над к‑рым стоял треножник. Напротив входа располагалось почётное место (тор), к‑рое занимал глава семьи, там же висело зеркало (бияла). По правую сторону от него находилась кровать (орындык), на к‑рой лежали подушки (ястык), одеяло (юркан), рядом — полка для посуды (ундрук) и сундук. Во 2‑й пол. 17 в. стали возводить саманные или турлучные жилища и срубные дома с 2‑скатной крышей. Особенностью интерьера были глинобитные или дер. лежанки, покрытые войлоком и коврами, сундук, на к‑рый складывали постельные принадлежности. Во дворе за домом располагались помещения для овец (котан) и коров (аран), камышовые загоны (шетен, куюрен).

Традиц. муж. костюм Н. состоял из туникообразной рубахи (койлек), суконных или овчинных штанов (шалбыр), холщовых штанов с широким шагом. Верх. одеждой служили куртка‑безрукавка (кыспа, курте тон), кафтан (елен), бешмет (каптал). Костюм дополняли предметы вооружения. Из головных уборов были распространены папахи, войлочные шляпы (кийиз борк), овчинные шапки (эльтир борк, корпе борк). Жен. одежда состояла из туникообразных рубах: нательной (ишки койлек) и верхней (тыс койлек), штанов (ыстан). Верх. одеждой служили короткий шёлковый кафтан (зыбан), распашное платье (шыба), бешмет (каптал). Состоятельные женщины носили белую полотняную одежду и разноцв. шёлковые халаты, подпоясываемые шёлковым кушаком. Костюм дополняли нагрудные украшения (козыбас тостуйме, тослик), бусы из кораллов (маржан мойыншак), бисера (ынжы мойыншак), накосные украшения (шашбау), кольца и браслеты. Женщины носили платки (замужние в осн. белого цвета), косынки, тонкие кисейные покрывала прикрывающие лицо, головные уборы полусферической формы из кр. сукна (такыя), бархата (ока борк), меха выдры (кундыз борк), отделанные тесёмками из кованого серебра или монетами. В свадебном костюме невесты присутствовала шёлковая накидка (буркеншик). Муж. и жен. тёплой верх. одеждой служили шубы из шкуры лисы (тулки тон), волка (бори тон), белки (тыйын тон), овцы (тери тон). Повседневной и праздничной обувью были сапоги и полусапожки (атув, этик) из кожи, сафьяна, хрома; женщины также носили туфли на каблуках (бапиш).

Традиц. кухня Н. основана на использовании продуктов скотоводства. Наиб. распростран. блюда: колбасы (казы, толтырма), мясо с лапшой (бесбармак), мясо жареное с луком (кувырдак), шашлык, пельмени (казан борек), уха (балык сорпа), каши, пироги. Из проса готовили каши, бузу, из просяной муки пекли лепёшки (малай), слоёные калачи (катлама), жарили в масле круглые лепёшки (бавырсак). Из молочных продуктов употребляли топлёные сливки (каймак), сыр (крут), творог (иримшик), кислое молоко (йоурт), масло (сары май); из напитков были распространены айран, буза, кумыс, бал, чай с добавлением сливок, масла, перца и соли (ногай шай). Обрядовым напитком на свадьбах, праздниках была сладкая вода (сербет сув).

До 19 в. преобладала большая семья. Повседневная жизнь регулировалась нормами обычного права и шариата. Браки были строго экзогамными, бытовали левират и сорорат. Были распространены обычаи сватовства, выкупа невесты (калым, сыек сатув) и др.

В духовной культуре долго сохранялись доисламские верования. Разнообразны фольклор (обрядовая и лирич. поэзия, богатырские поэмы, легенды, сказки, поговорки, песни и танцы); народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.).

НАГАЙБӘКЛӘР (Нагайбаки), (нагайбэклэр)

Этнографическая группа крещёных татар

По переписи 1926г. общая численность нагайбаков 11,2 тыс. человек, в последующих переписях не выделялись.

Живут в основном в Нагайбацком, Чебаркульском р-нах Челябинской обл.

Язык татарский

Верующие нагайбаки в основном православные.

Этимология термина «нагайбаки» неясна. Существуют различные версии о происхождении нагайбаков (ногайское, казанско-татарское и даже финно-угорское).

Под названием «уфимских новокряшен» нагайбаки известны в Восточном Закамье с 1729г. (жили в 25 деревнях Казанской даруги Уфимского уезда).

В XVIII-XIX вв. несли «казацкую службу» в Оренбургской, Уфимской и др. губерниях. Культура нагайбаков в основном сходна с культурой крещёных татар, в то же время имеет свои специфические особенности (например, традиционная мужская одежда — казачья форма)

этногр. группа в составе кряшен. Числ. Н. в 2002 в РФ составляла 9,6 тыс. (в осн. проживают в Нагайбакском и Чебаркульском р‑нах Челяб. обл.), в РБ — 40; в 2010 — 8,2 тыс. и 38 человек соответственно. Язык Н. относится к ср. диалекту татарского языка. Верующие Н. исповедуют православие.

Первые поселения Н. на терр. Башкортостана появились во 2‑й пол. 17 в. вдоль Закамской черты. В 18 в. Н. были переведены в казачество, освобождены от уплаты ясака и получили право владения землёй. С кон. 18 в. Н. жили в Белебеевском уезде; в 1842 были переселены в Верхнеуральский, Троицкий и Оренбургский уезды. По данным Оренбургской епархии, числ. Н. к нач. 20 в. составляла ок. 12 тыс. человек. Вед. роль в х‑ве Н. играло пашенное земледелие в сочетании с развитым скотоводством. Возделывали пшеницу, овёс, рожь, ячмень, коноплю, лён. Осн. земледельческими орудиями труда были плуг, борона, серп, коса‑литовка. Скот‑во носило пастбищно‑стойловый характер. Было развито птицеводство (куры, гуси, утки, индейки). Занимались также добычей камня, извозом, изготовлением экипажей, торговлей. Традиц. поселения Н. (деревни, сёла) располагались на берегу рек, имели улично‑квартальную планировку. Бол‑во усадеб представляли собой единый комплекс, состоящий из жилого дома и хоз. построек. Были распространены 4‑ и 5‑стенные срубные и саманные жилища с 2‑ или 4‑скатными крышами. Стены домов обмазывались глиной и белились. Осн. элементами интерьера являлись иконы, печь, сундуки, нары, дер. кровати, шкафы для посуды; во внутр. убранстве жилища широко использовались кошмы, занавески, пологи, полотенца.

Традиц. жен. костюм состоял из туникообразной рубахи из тёмно‑красной пестряди в мелкую чёрно‑белую или сине‑чёрную клетку с нижней оборкой. Поверх рубахи надевался передник из пестряди в более крупную клетку с узкой грудкой. Нижнюю одежду шили из полосатой пестряди. Верх. одеждой служил зилян из цв. плиса, бархата, кашемира, подпоясанный кушаком. Весной и осенью носили приталенный чекмень из белого или чёрного сукна. При декорировании одежды использовали узорное тканьё и аппликацию. Из верх. муж. одежды были распространены казакины, короткополые бешметы, приталенные пальто, суконные чекмени. Ниж. одежду составляли туникообразная белая или пестрядинная рубаха‑косоворотка и штаны. Из головных уборов летом мужчины носили фуражку, зимой — каракулевую чёрную папаху. Муж. свадебная одежда состояла из белой рубахи с вышивкой на воротнике и манжетах, пестрядинных штанов. Зимой мужчины и женщины носили дублёные шубы. Традиц. девичьим головным убором являлся колпак из толстых х.‑б. или шерстяных ниток белого цвета, лобная часть к‑рого орнаментировалась фигурной вязкой, его носили в комплексе с позументной головной повязкой и накосником из холста, обшитого сатином и украшенного монетами. Головной убор замужних женщин состоял из чепчика, височного монетного украшения и покрывала. Наиб. распространённой обувью были калоши, лапти, к‑рые часто крепили на дер. подошву и обшивали изнутри войлоком. Зимой носили лапти с байпаками, сшитыми из собачьей шкуры, и суконными чулками. Традиц. украшениями были расшитый монетами нагрудник, пластинчатые гравированные браслеты с подвесками из монет или собранные из них. Кольца также украшались подвесками из монет.

В кухне Н. наиб. широко были распространены мучные и крупяные изделия. Традиц. пищей были суп‑лапша и крупяная, чаще пшеничная, каша на мясном бульоне или на воде, с добавлением жира и кислого сыра. Мясные блюда готовились в осн. из баранины, телятины или мяса домашних птиц. Из молока изготовляли катык, корот, сметану, айран, творог; употребляли в пищу молозиво. В 19 в. у Н. были распространены две формы семьи: большая и малая. В семейном быту сохранялись патриарх. традиции. Браки совершались по сватовству, бытовало умыкание. Наиб. яркие обряды Н. связаны с проведением свадеб. Праздновались Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др. До нач. 20 в. сохранялись традиц. религ. верования, обряды и обычаи, жертвоприношения: общие моления на лугах, обряды поминовения предков и др. Разнообразно устное нар. тв‑во (баиты, сказки, песни, притчи и др.), особенностью муз. фольклора является хоровое пение

Эмир НОГАЙ (Нугай)

(?-1299/1300гг.), эмир (правитель) западного улуса Золотой Орды.

Внук Джучи.

Совершил ряд походов на Византию, осаждал Константинополь (1265г.), разорил Балканы (1270г.).

В 1271-78гг. добился признания зависимости от Орды болгарских княжеств (Тырново, Видин и др.) и Сербии.

Одновременно войска Ногая совместно с русскими отрядами вели наступление на Литву (1274-75гг.) и Польшу (1280г.).

Выдвигал на ханский престол своих ставленников — Тула-Бугу, Токту.

В 1290-х гг. Ногай становится фактическим правителем Золотой Орды, его владения расширяются за счёт присоединения Крыма.

Погиб в борьбе с Токтой.

Позднее его именем стал называться народ ногайцев.

БАКАЛЫ РАЙОНЫ (Бакалинский район)

НАГАЙБӘК (Нуғайбәк, Нагайбаково)

Село Ново-Урсаевского сельсовета Бакалинского района Башкирии

  • Расположено на р.Ик (приток р.Кама), в 50 км к З. от райцентра и 92 км к С.‑З. от ж.‑д. ст.Туймазы. Нас.: в 1906 — 1263 чел.; 1920 — 1449; 1939 — 819; 1959 — 561; 1989 — 393; 2002 — 384; 2010 — 317 человек. Живут русские (2002). Есть осн. школа, фельдшерско-акушерский пункт, ДК, библиотека.

Основано в кон. 17 в. по дог. о припуске башкирами Сарыш-Кыпсакской вол. Ногайской дороги, предполож., на вотчинных землях башкир Юрминской вол. Казанской дороги под назв. Нагайбак (по имени первопоселенца старшины Сарыш-Кыпсакской вол., известен его сын Араслан Нагайбаков). После изъятия земель под постройку Нагайбакской крепости жители переведены в казачье сословие. В 1865 в 178 дворах проживало 1003 человека. Занимались скот‑вом, земледелием, бондарным делом, пчеловодством, изготовлением саней. Было 2 церкви, 3 водяные мельницы. В 1906 зафиксированы церковь, церковно-приходская школа, винная и 2 бакалейные лавки; располагалось вол. правление. С 30‑х гг. совр. название

НАГАЙБӘК КИРМӘНЕ (Нагайбацкая крепость),
НАГАЙБӘК (Нагайбак),
ЫК КИРМӘНЕ (Икская крепость)

Крепость

основана в 1736—37 на прав. берегу р.Ик (приток р.Кама) как военно-укрепл. поселение на месте баш. д.Нагайбак по инициативе В.Н.Татищева для защиты терр. между Н.Закамской линией, Мензелинском и Шешминской крепостью, размещения крещёных в ходе подавления восстаний 1735—40 служилых башкир и татар, позже — выходцев из казах. плена при условии принятия ими православия. В 1737 в крепости было поселено 784 чел.: вахмистр, есаул, крещёные (509) и оренб. (6) казаки, новозаписные башкиры и татары (264), писари (2), священник. В 1773 в Н.к. насчитывалось ок. 2 тыс. чел. (в гарнизоне — 110 солдат).

Нас. занималось преим. земледелием, пчеловодством, ремёслами. С 1737 в составе Уфимской провинции, с 1744 — Оренбургской губернии. В 1748 по ходатайству И.И.Неплюева казаки гарнизона Н.к. вошли в состав Оренб. нерегулярного корпуса (см. Оренбургское казачье войско). В ходе Крестьянской войны 1773—75 нас. крепости примкнуло к повстанцам (дек. 1773). По приказу Е.И.Пугачёва атаманом крепости был назначен В.И.Торнов. В февр. 1774 Н.к. была взята правительств. войсками под команд. А.И.Бибикова, во 2‑й пол. февр. — повстанч. отрядами Каипа Зиямбетева, Караная Муратова, Кидряса Муллакаева, Торнова и И.И.Ульянова, 6 марта — правительств. войсками под команд. А.Л.Ларионова. В 1‑й пол. 19 в. потеряла воен. значение, во 2‑й пол. зафиксирована как с.Нагайбак Белебеевского уезда, ныне с.Нагайбаково Бакалинского р‑на РБ

КАРА ИДЕЛ РАЙОНЫ (Кара-Идельский район)

СИДӘШ-НУГАЙ (Сиҙәш-Нуғай, Седяш-Нагаево)

деревня в Караидельском р‑не, относится к Урюш-Битуллинскому с/с; пристань. Расположена на р.Урюш (приток р.Уфа), в 51 км к Ю.‑З. от райцентра и 100 км к Ю. от ж.‑д. ст.Щучье Озеро (Пермский край). Нас.: в 1906 — 320 чел.; 1920 — 990; 1939 — 725; 1959 — 596; 1989 — 228; 2002 — 111; 2010 — 89 человек. Живут башкиры (2002). Есть фельдшерско-акушерский пункт.

Основана башкирами Ельдякской вол. Бирского уезда на собств. землях, известна с 1786 под назв. Нагаево. До 1795 по дог. о припуске здесь поселились тептяри из марийцев, к‑рые выселились из С.‑Н. по истечении срока договора. С кон. 18 в. фиксировалась под назв. Седяш. В 1795 в 18 дворах проживало 107 чел. (учтены только башкиры), в 1865 в 60 дворах — 504 человека. Занимались скот‑вом, земледелием, пчеловодством. Были мечеть, водяная мельница. В 1906 зафиксировано 2 водяные мельницы, 2 бакалейные лавки. С 2007 совр. название.

ЧИРМЕШӘН РАЙОНЫ (Черемшанский район)

НОГАЙ (Нагай)

Посёлок Черемшанского района Татарии

Год 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2002
Население, чел. 109 100 101 67 24
мордва,
русские
менее 10 3
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
  • Сельское хозяйство:
    • Коллективизация:
  • Известные люди:

ӨФӘ (Уфа)

НУГАЙ (Нуғай, Нагаево)

село, в составе Уфы с 1992 в составе Уфы, центр Нагаевского с/с Октябрьского р‑на. Расположено в 30 км к Ю.‑В. от Уфы и 20 км к Ю.‑З. от ж.‑д. ст.Юрмаш. Нас.: в 1906 — 1024 чел; 1920 — 1406; 1939 — 1700; 1959 — 864; 1989 — 541; 2002 — 766, 2010 — 1479 человек. Живут русские (2002). Есть ср. школа, детсад, ДК, мечеть, церковь.

Основано башкирами Минской вол. Ногайской дороги на собств. землях, известно с 1664. Во 2‑й пол. 18 в. здесь учитывались ясачные татары. В сер. 19 в. принадлежало статскому советнику И.Ф.Базилевскому. В 1865 в Н. (Петропавловское) в 115 дворах проживало 674 человека. Занимались земледелием, пчеловодством, изготовлением дер. изделий. Были церковь, уч‑ще, конная мельница; располагалось вол. правление. В 1906 зафиксированы церковь, земская школа, фельдшерско-амбулаторный пункт, винная, пивная и 3 бакалейные лавки, хлебозапасный магазин; находилось вол. правление. К 1992 являлось центром Нагаевского с/с Уфим. р‑на. Ок. села находятся Нагаевские городища

НОГАЙ ШӘҺӘРЛЕГЕ (Нагаевские городища)

археологические памятники раннего железного века. Находятся в 3 км кЮ.‑В. от с.Нагаево Октябрьского р‑на Уфы на соседних мысах прав. берега р.Белая. Открыты и исследованы в 1983 И.М.Акбулатовым иГ.Н.Гарустовичем, в 1993 М.Ф.Обыдённовым, в 1998 В.В.Овсянниковым. Выделено 2 городища.

Н.г.I (дл. 450 м, шир. 20—50 м), датируется 4—2 вв. до н.э. Защищено валом (дл. 85 м, шир. 33 м, выс.4 м). Керамика представлена сосудами кара-абызской культуры (круглодонные горшковидные, орнаментир. по венчику ямочными наколами). Найдены жел. поясная накладка и кости ж‑ных.

Н.г.II (дл.250 м, шир. 30—40 м) датируется 3—5 вв. н.э. Защищено валом (дл. 28 м, шир. 6 м, выс. 0,65 м) и рвом. Керамика представлена сосудами имендяшевского типа (круглодонные горшковидные, орнаментир. треугольными вдавлениями). Найдены бронз. украшения. Нас. занималось скотоводством, охотой, рыболовством. Материалы Н.г. хранятся в фондах БГУ.

Персоналии

  • ӘСӘНОВ (Асянов) Нагайбак (?-?), участник

Крест, войны 1773-75. Примкнул к пугачёвскому движению в дек. 1773, со своим отрядом участвовал во взятии Нагайбацкой и Заинской крепостей. Дальнейшая судьба неизвестна

  • НАГАЙБӘКОВ (Нагайбаков) Руслан Измаилович - (р. 1930), генерал-майор (1978) В 1975-88 ком. танк, части.

Источники