ӘҖИМЕВЫ (Азимовы)

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Мустафа Назимович Азимов»)
Перейти к: навигация, поиск
Муртаза Әжимов

(1819-1987)
Хәмит Көлмәмәт-Әжимов
(1895-1942)

«ӘҖИМЕВЫ (Азимовы)»

Это был старейший и знаменитейший некогда в Казани купеческий род

«ӘҖИМ (Азим)»

Фамилия, как это повсеместно случалось с татарскими семьями, образовалась от имени основателя рода «ӘҖИМА (Азима)», о котором только и известно, что он был.

  • «ӘҖИМ (Азим)» - арабское имя, диалектальный вариант имени «Газим»:
    • Великий
    • Совершающий подвиги
    • Проявляющий отвагу
    • Идущий
    • Держащий путь
  • От аллонима «ӘҖИМ (Азим)» образованы фамилии:
    • «ӘҖИМОВ (Азимов)»
    • Ажимов
    • Аджимов
  • Потомок «ӘҖИМА (Азима)» - «НАЗЫЙМ (Назúм)»

Назим Азимович Азимов

Сын Азима «НАЗЫЙМ (Назúм)» торговал помалу и у него родился сын «МОСТАФА (Мустафá)»

  • Имя «НАЗЫЙМ (Назúм)» означает: «Выделенный, Отделившийся от остальных, Строящий, Приводящий в порядок, Строитель, Организующий, Поэт»

Мустафа Назимович Азимов (1780-1865)

Сын «НАЗЫЙМА (Назúма)» «МОСТАФА (Мустафá)» уже считался ровней гремевшим тогда по Казани купеческим фамилиям («ЙОСЫФОВЫ (Юсỳфовы, Йосыповы, Юсуповы)», «ЮНЫСОВЛАР (Юнусовы)», «ҮТӘМЕШЕВЛАР (Утямышевы)», «Апанаевы») и был самым богатым купцом Первой гильдии плетеневского прихода.

  • «Посему велением Всевышнего и собственного сердца выстроил в начале 50-х годов XIX века Мустафа Назирович в бытность свою головой татарской ратуши деревянную мечеть на месте старого и обветшалого молельного дома. Выстроил, как и положено: с ярко раскрашенным восьмигранным минаретом, яблоком-шаром на самой его маковке под коротким шпилем с полумесяцем и небольшой беседкой, с коей муэдзин созывал прихожан к принесению молитв Всевышнему. Творец даровал Мустафе Назировичу сына и много лун, и умер Мустафа 25 августа 1865 года в возрасте 85 лет».
  • В 1883 году основал китаечную и бязекрасильную фабрики, которые после его смерти унаследовал сын Азимов Муртаза Мустафинович.

Муртаза Мустафеевич Азимов (1819-1887)

Казанский купец Первой гильдии и предприниматель, потомственный «Почётный гражданин Казани», владелец китаечной и бязекрасильной фабрик, крахмало-паточного завода

  • Имя «МОРТАЗА (Муртаза)» означает - «Выбранный, избранный, излюбленный, любимый»

Не зря гордился сыном Мостафа Азимов. «МОРТАЗА (Муртаза)» ко дню смерти родителя уже был записан первой гильдии купцом и владел двумя мануфактурными производствами в селе Плетени, которое превратилось к тому времени в настоящий промышленный пригород Казани с большим количеством мелких и средних салотопенных, мыловаренных и свечных производств, принадлежавших купеческим домам Юнусовых, Апанаевых, Рахматуллиных и Китаевых.

Историческая справка

  • В 1810 году на средства казанского хаджи (хаджи - человек, совершивший паломничество в Мекку) Габдельмазита Абубакирова была построена одноэтажная деревянная мечеть без минарета, просуществовавшая до 1851 года.
    • На её месте один из самых богатых купцов прихода, Глава татарской городской ратуши, отец Муртазы - Мустафа Азимов выстроил новую деревянную мечеть с минаретом.
    • Ходили разговоры, что решил он это сделать после поездки по странам Востока.
  • В марте 1887 года казанский мещанин Шагиахмет Аминов представил в губернское правление приговор мусульманского заводского прихода с ходатайством «О построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет».

Получив месяц спустя разрешение, мусульманская община приступила к строительству, которое было завершено к 1890 году, правда, уже без участия самого Азимова. Купец не увидел своего замечательного творения - он умер в конце 1887 года.
В середине 1930 годов мечеть была закрыта постановлением ЦИКа Татарии, а в послевоенное время претерпела заметные изменения в своей планировке. Выполнены они были в связи с размещением в здании курсов по повышению квалификации работников культуры Татарии.
В 1989 году Азимовскую мечеть вернули верующим, а еще три года спустя она была капитально реконструирована по проекту архитектора Рафика Билялова. К сожалению, сфотографировать её в том же ракурсе, что и на старом снимке, не представляется возможным - мечеть «заслонило» собой здание «Планеты Фитнес». По той же причине она не видна теперь и из центра города. А жаль: такие достопримечательности просто обязаны быть «витриной города».

Хозяева-татары нанимали на свои производства рабочих, естественно, по преимуществу из татар; плетеневский приход рос и к 1887 году насчитывал уже около 500 душ татар мужского пола. Деревянная мечеть, построенная «иждивениями» Мустафы Назировича и называвшаяся Азимовской, не вмещала такого количества прихожан, посему было решено строить на её месте новую, уже каменную и обширную. И Муртаза берётся субсидировать строительство новой мечети из собственных средств.
22 апреля 1887 года разрешение от Губернского правления на возведение мечети было получено, и начались строительные работы, завершенные только в 1890 году, уже после его смерти . Новую мечеть также стали именовать «ӘҖЕМ МӘЧЕТЕ (Азимовская мечеть)».
Мечеть доныне поражает своим великолепием. Путешественники и гости, посещавшие Казань в последнее десятилетие ХIХ века и в первое десятилетие века ХХ, были поражены красотой и величественностью здания мечети и в один голос твердили, что её минарет удивительно напоминает старинные минареты Константинополя (Стамбула).
К зданию мечети примыкает стройный высокий минарет, похожий на казачью пику, острием прокалывающую небо. Он завершается галереей для провозглашения священного воззвания АЗАН и высокой беседкой-шатром с полумесяцем под золоченым шаром, а искусно подобранная цветовая гамма придает всей мечети нарядный и изящный вид.
Однако благие дела Муртазы не завершились одним строительством мечети. В 1871 году им было построено (а позже надстроено еще одним этажом) здание Медресе «ГАФФАРИЯ», в котором в начале 90-х годов XIX века учился драматург и зачинатель татарского национального театра Галиаскар Камал. Кроме того, значительная часть доходов от двух фабрик ежегодно шла на нужды прихода Азимовской мечети.
Традиции благотворительности не исчезли из рода Азимовых даже тогда, когда их коммерческие предприятия стали давать сбои, а сами они из купцов превратились в рядовых горожан. Известно, что представитель этого рода Әхмәтгәрәй (Ахметгирей) был в 1910 году товарищем (то есть заместителем) председателя «Общества пособия бедным мусульманам», учрежденного в 1898 году и просуществовавшего вплоть до октябрьских событий 1917 года. А мечеть, одна из лучших в городе, и доныне зовется Азимовской.
И вряд ли уже будет зваться как-то иначе!

Источники