Мифология

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Миф»)
Перейти к: навигация, поиск

МИФЫ
(Мифология, Предание, Сказание)


Форма истолкования действительности при помощи чувственно‑наглядных образов и нау­ка, изучающая мифы

  • «MYTHOS» в переводе с греческого языка означает «Миф, Предание, Сказание»

  • Мифы:
    • форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно‑наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности
    • в первобытном обществе — основной способ понимания мира
    • Для них характерны:
      • метафорическое сопоставление природных и культурно-социальных объектов
      • антропоморфизм - очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление предметов космоса
    • Существенными чертами мифологического мышления являются «этиологизм» и «генетизм»
    • Древний человек наделял их сакральностью и строгой достоверностью
    • Дошедшие до нас и зафиксированные письменно мифы татарского народа делятся на группы:
    • Мифы башкир воплотились в:
      • башкирском языке
      • обрядах и ритуалах, обычаях, поверьях и приметах
      • эпосах: «АҠБУҘАТ (Акбузат)», «ЗАЯТҮЛӘК МЕНӘН ҺЫУHЫЛЫУ (Заятуляк менэн Хыухылу)», «ҠУҢЫР БУҒА (Кунгыр‑буга)», «УРАЛ-БАТЫР (Уральский богатырь)» и др.
      • легендах, быличках, сказках, пословицах, поговорках, загадках
      • орнаменте и т.п.
    • выделяются два хронологических пласта:
    • К архаическим относятся:
      • Этиологические — объясняющие появление различных природных, культурных особенностей и социальных объектов
        В принципе, этиологический характер носит большинство мифов
        К собственно этиологическим относят мифы:
        о происхождении животных и растений или отдельных их свойств
        метеорологических явлений
        отдельных соц. институтов, видов хозяйственной деятельности и др.
        В башкирской мифологии нередко животные и растения имеют человеческое происхождение:
        «АЙЫУТАПҠАН (Медведь)» — это юноша‑оборотень, потерявший волшебный кинжал и поэтому навсегда оставшийся в облике животного
        «КӘК-КУК (Кукушка)»— женщина, которая обернувшись птицей, ищет своего мужа
        УМЫРЗАЯ (Подснежник) — девушка, заклятием отца своего возлюбленного превращённая в цветок, и т.д.
        Внешний облик некоторых животных связан с деятельностью культурного героя, так, «Урал-батыр», согнув рога, разорвав надвое копыта быка Катила, формирует его вид
        По древним воззрениям, лошади, коровы даруются человеку представителями подводного мира
      • Космогонические и теллурогонические — о возникновении Вселенной и Земли
        В башкирской мифологии Хаос чаще всего выглядит как бескрайнее водное пространство
        Космос создаётся титаническими усилиями «Урал-батыра» и его сыновей, а также его правнука «Хаубана»
        Земля возникает в результате деятельности демиурга: земную твердь создают две утки из добытого ими со дна мирового океана ила
        Древние башкиры считали, что по вертикали мир состоит из 3 частей:
        неба, поверхности земли, подземного и подводного мира
        Небо мыслилось и непосредственным проявлением, и местом обитания «ТӘҢРЕ (Тенгри)»
        Главным божеством среднего, земного мира, является «ЙЕР-СУ (Ер-һыу, Земля-вода)», олицетворяющее единство земли и воды, оно дарует жизнь всему живому и забирает её, чтобы дать новую жизнь
        На земле по соседству с людьми обитали духи, для того чтобы умилостивить их, совершались особые обряды
        «ЕТЕ ҠАТ ЕР АҪТЫ (Семи-слойный подземный мир)», куда ведёт «ЕР ТИШЕГЕ (Отверстие Земли)», является местом обитания злых демонов, том числе «ИРГӘЙЕЛ (Иргаиль)» и др.
        По горизонтали Земля имеет вид четырёх-угольника, держащегося на рогах огромного бурого быка, который, в свою очередь, стоит на огромной рыбе
        У Земли есть «ЕР КЕНДЕГЕ (Пуп Земли)», представляющий середину мира
        Пупом земли считаются «ШҮЛГӘНТАШ (Капова пещера)», «ИРӘМӘЛ (Иремель)» и др.
        эти места наделяются сакральностью, магической силой
        Середину мира репрезентируют также Уральские горы «УРАЛ — ЕРҘЕҢ КЕНДЕГЕ (Урал — пуп Земли)», являющиеся и олицетворением мировой горы
        На «ЕР СИГЕ (Край Земли)» находится «ҠАФ ТАУЫ (Гора Каф)», за которой начинается Хаос
      • Астральные — о созвездиях, звёздах, планетах
        Луна, согласно мифологии, образована «Урал-батыром» от одного-лишнего из двух «ҠОЯШ (Солнце)»
        «Пятна на Луне» — волк, вечно гоняющийся за косулей, или девушка с коромыслом
        «АЙ (Луна)» связывается, как правило, с мужским началом, иногда она представляется женщиной
        «ҠОЯШ (Солнце)» — обычно с женским:
        в эпосе «УРАЛ-БАТЫР (Уральский богатырь)» оно предстаёт матерью «ҺОМАЙ (Һумай, Ымай, ҡайһы берҙә Умайя, Хумай)», в детских закличках к нему обращаются «ҠОЯШ АПАЙ (Сестра-Солнце)»
        Звёзды прикреплены к небу толстыми железными цепями
        созвездие «ОЛО ЕТЕГӘН (Большая Медведица, Большое Семизвездие)» — это семь девушек-красавиц, которые вознеслись на небо, убегая от преследовавшего их «ДЕЙЕҮ (Дейеу, Дию)»
        «ҠОШ ЮЛЫ (Млечный путь, Путь птиц)» — рассыпавшиеся по небу перья журавлей
        После смерти «Урал-батыра» его конь «АҠБУҘАТ (Акбузат)» вознёсся в небо и превратился в одну из звёзд «КЕСЕ ЕТЕГӘН (Малая Медведица, Малое семизвездие)»
        другая звезда этого созвездия — «конь Айсылу», дочери «Самрау»
        Небесные тела наделялись сакральным значением: считалось, что исчезновение «СУЛПАН ЙОНДОҘ (Утренняя звезда)», появление «ҠОЙРОҠЛО ЙОНДОҘ (Комета)» являются предвестниками беды
        «Большая Медведица» выступала покровителем людей
        падение звезды означало чью‑то смерть и т.д.
      • Топонимические — о происхождении названий географических объектов
        Этиология ряда географических объектов и их названий связывается с мифологическими персонажами:
        «Урал-батыром» образованы «Уральские горы»
        «Иделем», «Нугушем», «Хакмаром», «Яиком»
        — одноимённые реки
        из грязи и песка, набившихся в обувь «АЛПАМЫШИ(Алпамыш, Алпамыша батыр, Алтыйәшәр Алпамыша)», возникли горы и холмы
        Некоторые топонимы имеют отношение к демонологическим существам:
        «ШАЙТАН БАҪҠАН ТАУ (Шайтанбаскантау)» — гора, на которую наступил «шайтан»
        АЖДАҺАЛЫ КИСЕҮ (Аждахалыкисеу) — брод, где обитает «аждаха»
        «БӘРЕЙ КҮЛЕ (Барейкуле)» — озеро «ПӘРЕЙ (Бәрей, Бире, Пярий, Пэрей)» и др.
      • Этногонические - о происхождении племени, рода, этноса и т.д.
        Происхождение ряда башкирских родовых подразделений мифы связывают с первопредком — тотемным животным или демонологическим существом, например, «Шайтаном», «Шурале»
        Особое место в этногонии занимает «БҮРЕ (Волк)»
        Мифическая связь с чудесным родоначальником отразилась в этнонимах: у племени «ҠАТАЙ (Катай)» есть «АРА ТОРНА-ҠАТАЙ (Журавль-Катай)», «БӨРКӨТ-ҠАТАЙ (Орёл-Катай)»
        у «БӨРЙӘН (Бурзян)» — «ҠУЯН (Заяц)», «ТЕРПЕ (Ёж)»
        и т.п.
    • К мусульманским мифам относятся:
      антропогонические - о происхождении человека, о судьбе, загробной жизни
      эсхатологические - о конце света и др.
  • Мифология:
    • нау­ка, изучающая мифы, их возникновение, со­держание, национальные особенности, распростра­нение
    • совокупность мифов, рассказов, повествований о богах, героях, духах и др., отражающих фантастические представления людей первобытной эпохи и ран­него средневековья о мире, природе и чело­веческом обществе, бытии
    • смежная научная дисциплина, находящаяся на стыке фольклористики, культурологии, философии, этнологии, а также этнолингвистики
    • Истоки уходят к мифам и верованиям племён, участвовавших в этногенезе башкирского народа
      она испытала также влияние мифов, контактировавших с башкирами племён и народов
      Возникнув в глубокой древности, мифология представления присутствуют в жизни народа на протяжении всей его истории и составляют его священное духовное сокровище
      является одной из важнейших структур этнической культуры
      Обще-башкирская мифологическая система не сохранилась, она реконструируется на основе фольклора
      важным источником сведений по мифологии являются материалы этнографии, башкирского языка, декоративно-прикладного искусства и др.
    • Предметом исследования являются мифы
      Наиболее ранние сведения по мифологии башкир зафиксированы в Х веке Ибн Фадланом
      Материалы по ней содержатся в трудах исследователей XVШ-XIX веков: И.И.Георги, Р.Г.Игнатьева, П.М.Кудряшёва, И.И.Лепёхина, М.В.Лоссиевского, Д.П.Никольского, П.С.Палласа, П.Е.Размахнина, В.С.Юматова и др.
      Из башкир первыми исследователями были Б.Г.Юлуев и М.И.Уметбаев
      Научный анализ мифилогии башкир впервые осуществлён С.И.Руденко в труде «Башкиры: опыт этнологической монографии»
    • Теоретические исследования интенсифицируются во Второй половине ХХ - Начале XXI веков:
      • как основа фольклора исследуется в работах:
        К.Мэргэн «Отражение мифологических воззрений в башкирском фольклоре» (1968)
        Ф.А.Надршина «ХАЛЫҠ ХӘТЕРЕ (Память народная)» (1968)
        М.М.Сагитов «БОРОНҒО БАШҠОРТ ҠОБАЙЫРҘАРЫ (Древние башкирские кубаиры)» (1987)
        С.А.Галин «Башкирский мифологический эпос» (1999)
        В.Г.Котов «Башкирский эпос «Урал-батыр»» (2006)
        Р.Ф.Рязяпов «БАШҠОРТ ЭПИК ҠОМАРТҠЫЛАРЫНЫҢ МИФОЛОГИК НИГЕҘҘӘРЕ (Мифологические основы башкирских эпических памятников)» (2006) и др.
    • как системы символов посвящена монография:
      А.Р.Абдуллин «Культура и символ» (1999)
    • проблемы смысла жизни:
      А.Я.Фаткуллина «Смысложизненные ценности в башкирской мифологии» (2004)
    • древне-башкирская модель мира исследована в работах:
      З.Г.Аминев «Космогонические воззрения древних башкир» (2005)
      Г.Г.Салихов «Человек в картине мира башкир: социально-философский анализ» (2007)
      Ш.Р.Шакуров «Башкирский народный эпос «Урал-Батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ» (2007)
    • реализация в башкирском языке:
      Г.Х.Бухарова «Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии» (2003)
      Р.Н.Хадыева «Башкирская этнокультура и язык: опыт воссоздания языковой картины мира» (2005)
    • Мифологии посвящены также работы Д.Ж.Валеева, А.Х.Давлеткулова, А.М.Сулейманова, Р.А.Султангареевой, В.С.Хазиева, Ф.Г.Хисамитдиновой, Г.Б.Хусаинова и др.
      Мифологические понятия систематизированы в словаре
      Ф.Г.Хисамитдинова «БАШҠОРТ МИФОЛОГИЯҺЫ: БЕЛЕШМӘ-ҺҮҘЛЕК (Башкирская мифология: словарь-справочник)» (2002)
      В Уфе состоялась Всероссийская научная конференция «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (2003)

Источники