Мифология
(перенаправлено с «Миф»)
МИФЫ
(Мифология, Предание, Сказание)
Форма истолкования действительности при помощи чувственно‑наглядных образов и наука, изучающая мифы
- «MYTHOS» в переводе с греческого языка означает «Миф, Предание, Сказание»
- Мифы:
- форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно‑наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности
- в первобытном обществе — основной способ понимания мира
- Для них характерны:
- метафорическое сопоставление природных и культурно-социальных объектов
- антропоморфизм - очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление предметов космоса
- Существенными чертами мифологического мышления являются «этиологизм» и «генетизм»
- Древний человек наделял их сакральностью и строгой достоверностью
- Дошедшие до нас и зафиксированные письменно мифы татарского народа делятся на группы:
- космогонические — «ҖИР НИЧЕК ЯРАТЫЛГАН (Как образовалась земля)», «ЗЕҺРӘ ЙОЛДЫЗ (Звезда Венера)» и др.
- о божествах - о верховном боге неба «Тенгре», об «Аллахе» и его пророках
- о героях - мифологические легенды об Алыпе
- о персонажах низшей мифологии — «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «БИЧУРА ДА КҮЧЕНГӘН (И Бичура переехал)», «СУ ИЯСЕ (Хозяин Воды), «СУ АНАСЫ (Водяная)» и др.
- Наиболее популярными в татарском народе являются персонажи низшей мифологии: Шурале, Бичура, Албасты
- Мифы башкир воплотились в:
- башкирском языке
- обрядах и ритуалах, обычаях, поверьях и приметах
- эпосах: «АҠБУҘАТ (Акбузат)», «ЗАЯТҮЛӘК МЕНӘН ҺЫУHЫЛЫУ (Заятуляк менэн Хыухылу)», «ҠУҢЫР БУҒА (Кунгыр‑буга)», «УРАЛ-БАТЫР (Уральский богатырь)» и др.
- легендах, быличках, сказках, пословицах, поговорках, загадках
- орнаменте и т.п.
- выделяются два хронологических пласта:
- архаические, связанные с доисламскими верованиями
- мусульманские
- К архаическим относятся:
- Этиологические — объясняющие появление различных природных, культурных особенностей и социальных объектов
В принципе, этиологический характер носит большинство мифов
К собственно этиологическим относят мифы:
о происхождении животных и растений или отдельных их свойств
метеорологических явлений
отдельных соц. институтов, видов хозяйственной деятельности и др.
В башкирской мифологии нередко животные и растения имеют человеческое происхождение:
«АЙЫУТАПҠАН (Медведь)» — это юноша‑оборотень, потерявший волшебный кинжал и поэтому навсегда оставшийся в облике животного
«КӘК-КУК (Кукушка)»— женщина, которая обернувшись птицей, ищет своего мужа
УМЫРЗАЯ (Подснежник) — девушка, заклятием отца своего возлюбленного превращённая в цветок, и т.д.
Внешний облик некоторых животных связан с деятельностью культурного героя, так, «Урал-батыр», согнув рога, разорвав надвое копыта быка Катила, формирует его вид
По древним воззрениям, лошади, коровы даруются человеку представителями подводного мира - Космогонические и теллурогонические — о возникновении Вселенной и Земли
В башкирской мифологии Хаос чаще всего выглядит как бескрайнее водное пространство
Космос создаётся титаническими усилиями «Урал-батыра» и его сыновей, а также его правнука «Хаубана»
Земля возникает в результате деятельности демиурга: земную твердь создают две утки из добытого ими со дна мирового океана ила
Древние башкиры считали, что по вертикали мир состоит из 3 частей:
неба, поверхности земли, подземного и подводного мира
Небо мыслилось и непосредственным проявлением, и местом обитания «ТӘҢРЕ (Тенгри)»
Главным божеством среднего, земного мира, является «ЙЕР-СУ (Ер-һыу, Земля-вода)», олицетворяющее единство земли и воды, оно дарует жизнь всему живому и забирает её, чтобы дать новую жизнь
На земле по соседству с людьми обитали духи, для того чтобы умилостивить их, совершались особые обряды
«ЕТЕ ҠАТ ЕР АҪТЫ (Семи-слойный подземный мир)», куда ведёт «ЕР ТИШЕГЕ (Отверстие Земли)», является местом обитания злых демонов, том числе «ИРГӘЙЕЛ (Иргаиль)» и др.
По горизонтали Земля имеет вид четырёх-угольника, держащегося на рогах огромного бурого быка, который, в свою очередь, стоит на огромной рыбе
У Земли есть «ЕР КЕНДЕГЕ (Пуп Земли)», представляющий середину мира
Пупом земли считаются «ШҮЛГӘНТАШ (Капова пещера)», «ИРӘМӘЛ (Иремель)» и др.
эти места наделяются сакральностью, магической силой
Середину мира репрезентируют также Уральские горы «УРАЛ — ЕРҘЕҢ КЕНДЕГЕ (Урал — пуп Земли)», являющиеся и олицетворением мировой горы
На «ЕР СИГЕ (Край Земли)» находится «ҠАФ ТАУЫ (Гора Каф)», за которой начинается Хаос - Астральные — о созвездиях, звёздах, планетах
Луна, согласно мифологии, образована «Урал-батыром» от одного-лишнего из двух «ҠОЯШ (Солнце)»
«Пятна на Луне» — волк, вечно гоняющийся за косулей, или девушка с коромыслом
«АЙ (Луна)» связывается, как правило, с мужским началом, иногда она представляется женщиной
«ҠОЯШ (Солнце)» — обычно с женским:
в эпосе «УРАЛ-БАТЫР (Уральский богатырь)» оно предстаёт матерью «ҺОМАЙ (Һумай, Ымай, ҡайһы берҙә Умайя, Хумай)», в детских закличках к нему обращаются «ҠОЯШ АПАЙ (Сестра-Солнце)»
Звёзды прикреплены к небу толстыми железными цепями
созвездие «ОЛО ЕТЕГӘН (Большая Медведица, Большое Семизвездие)» — это семь девушек-красавиц, которые вознеслись на небо, убегая от преследовавшего их «ДЕЙЕҮ (Дейеу, Дию)»
«ҠОШ ЮЛЫ (Млечный путь, Путь птиц)» — рассыпавшиеся по небу перья журавлей
После смерти «Урал-батыра» его конь «АҠБУҘАТ (Акбузат)» вознёсся в небо и превратился в одну из звёзд «КЕСЕ ЕТЕГӘН (Малая Медведица, Малое семизвездие)»
другая звезда этого созвездия — «конь Айсылу», дочери «Самрау»
Небесные тела наделялись сакральным значением: считалось, что исчезновение «СУЛПАН ЙОНДОҘ (Утренняя звезда)», появление «ҠОЙРОҠЛО ЙОНДОҘ (Комета)» являются предвестниками беды
«Большая Медведица» выступала покровителем людей
падение звезды означало чью‑то смерть и т.д. - Топонимические — о происхождении названий географических объектов
Этиология ряда географических объектов и их названий связывается с мифологическими персонажами:
«Урал-батыром» образованы «Уральские горы»
«Иделем», «Нугушем», «Хакмаром», «Яиком» — одноимённые реки
из грязи и песка, набившихся в обувь «АЛПАМЫШИ(Алпамыш, Алпамыша батыр, Алтыйәшәр Алпамыша)», возникли горы и холмы
Некоторые топонимы имеют отношение к демонологическим существам:
«ШАЙТАН БАҪҠАН ТАУ (Шайтанбаскантау)» — гора, на которую наступил «шайтан»
АЖДАҺАЛЫ КИСЕҮ (Аждахалыкисеу) — брод, где обитает «аждаха»
«БӘРЕЙ КҮЛЕ (Барейкуле)» — озеро «ПӘРЕЙ (Бәрей, Бире, Пярий, Пэрей)» и др. - Этногонические - о происхождении племени, рода, этноса и т.д.
Происхождение ряда башкирских родовых подразделений мифы связывают с первопредком — тотемным животным или демонологическим существом, например, «Шайтаном», «Шурале»
Особое место в этногонии занимает «БҮРЕ (Волк)»
Мифическая связь с чудесным родоначальником отразилась в этнонимах: у племени «ҠАТАЙ (Катай)» есть «АРА ТОРНА-ҠАТАЙ (Журавль-Катай)», «БӨРКӨТ-ҠАТАЙ (Орёл-Катай)»
у «БӨРЙӘН (Бурзян)» — «ҠУЯН (Заяц)», «ТЕРПЕ (Ёж)» и т.п.
- Этиологические — объясняющие появление различных природных, культурных особенностей и социальных объектов
- К мусульманским мифам относятся:
антропогонические - о происхождении человека, о судьбе, загробной жизни
эсхатологические - о конце света и др.
- Мифология:
- наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, национальные особенности, распространение
- совокупность мифов, рассказов, повествований о богах, героях, духах и др., отражающих фантастические представления людей первобытной эпохи и раннего средневековья о мире, природе и человеческом обществе, бытии
- смежная научная дисциплина, находящаяся на стыке фольклористики, культурологии, философии, этнологии, а также этнолингвистики
- Истоки уходят к мифам и верованиям племён, участвовавших в этногенезе башкирского народа
она испытала также влияние мифов, контактировавших с башкирами племён и народов
Возникнув в глубокой древности, мифология представления присутствуют в жизни народа на протяжении всей его истории и составляют его священное духовное сокровище
является одной из важнейших структур этнической культуры
Обще-башкирская мифологическая система не сохранилась, она реконструируется на основе фольклора
важным источником сведений по мифологии являются материалы этнографии, башкирского языка, декоративно-прикладного искусства и др. - Предметом исследования являются мифы
Наиболее ранние сведения по мифологии башкир зафиксированы в Х веке Ибн Фадланом
Материалы по ней содержатся в трудах исследователей XVШ-XIX веков: И.И.Георги, Р.Г.Игнатьева, П.М.Кудряшёва, И.И.Лепёхина, М.В.Лоссиевского, Д.П.Никольского, П.С.Палласа, П.Е.Размахнина, В.С.Юматова и др.
Из башкир первыми исследователями были Б.Г.Юлуев и М.И.Уметбаев
Научный анализ мифилогии башкир впервые осуществлён С.И.Руденко в труде «Башкиры: опыт этнологической монографии» - Теоретические исследования интенсифицируются во Второй половине ХХ - Начале XXI веков:
- как основа фольклора исследуется в работах:
К.Мэргэн «Отражение мифологических воззрений в башкирском фольклоре» (1968)
Ф.А.Надршина «ХАЛЫҠ ХӘТЕРЕ (Память народная)» (1968)
М.М.Сагитов «БОРОНҒО БАШҠОРТ ҠОБАЙЫРҘАРЫ (Древние башкирские кубаиры)» (1987)
С.А.Галин «Башкирский мифологический эпос» (1999)
В.Г.Котов «Башкирский эпос «Урал-батыр»» (2006)
Р.Ф.Рязяпов «БАШҠОРТ ЭПИК ҠОМАРТҠЫЛАРЫНЫҢ МИФОЛОГИК НИГЕҘҘӘРЕ (Мифологические основы башкирских эпических памятников)» (2006) и др.
- как основа фольклора исследуется в работах:
- как системы символов посвящена монография:
А.Р.Абдуллин «Культура и символ» (1999) - проблемы смысла жизни:
А.Я.Фаткуллина «Смысложизненные ценности в башкирской мифологии» (2004) - древне-башкирская модель мира исследована в работах:
З.Г.Аминев «Космогонические воззрения древних башкир» (2005)
Г.Г.Салихов «Человек в картине мира башкир: социально-философский анализ» (2007)
Ш.Р.Шакуров «Башкирский народный эпос «Урал-Батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ» (2007) - реализация в башкирском языке:
Г.Х.Бухарова «Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии» (2003)
Р.Н.Хадыева «Башкирская этнокультура и язык: опыт воссоздания языковой картины мира» (2005) - Мифологии посвящены также работы Д.Ж.Валеева, А.Х.Давлеткулова, А.М.Сулейманова, Р.А.Султангареевой, В.С.Хазиева, Ф.Г.Хисамитдиновой, Г.Б.Хусаинова и др.
Мифологические понятия систематизированы в словаре
Ф.Г.Хисамитдинова «БАШҠОРТ МИФОЛОГИЯҺЫ: БЕЛЕШМӘ-ҺҮҘЛЕК (Башкирская мифология: словарь-справочник)» (2002)
В Уфе состоялась Всероссийская научная конференция «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (2003)
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
- «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
- «БАШҠОРТ ЭНЦИКЛОПЕДИЯҺЫ (Башкирская энциклопедия)», Уфа, 2005-11
- Ф.Г.Хисамитдинова «Из истории изучения мифологии и мифологической лексики башкирского языка. Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность» Уфа, 2007
- Ф.А.Надршина «Исторические корни башкирских преданий и легенд. Башкирский фольклор: исследования последних лет» Уфа, 1986
- З.Г.Аминев «Пространственно‑временные представления в традиционной культуре башкир» Уфа, 2006