Махмуд Хаджиевич Мухаммадьяр

Перейти к: навигация, поиск
Мәхмүт Мөхәммәдьяр
(1496/97-1552)

МӘХМҮТ МӨХӘММӘДЬЯР (Махмуд Мухаммадьяр)
МАХМУД ХАДЖИЕВИЧ МУХАММАДЬЯР

(1496/97-1552)
(Мәхмүт Хаҗи улы Мөхәммәдьяр)
(Мәхмүт Хаджи угылы Мөхәммәдьяр)

Поэт, мыслитель, смотритель усыпальницы хана Мухаммад-Амина в Казани

Биография

  • Родился в 1496/97 годах.
  • Смотритель усыпальницы хана Мухаммад-Амина в Казани.
  • Погиб в 1552 году при осаде города войсками Ивана IV (Грозного) в Муроме.

Творчество

  • В лироэпических поэмах, обе изданы в 1966 и 1997 годах в Казани, выражены гуманистические взгляды, мечты об идеальном обществе, в котором все люди могли бы жить в условиях справедливости, мира и согласия:
    • «ТЕХФӘИ МӘРДАН (Дар мужей)» (1539-40)
    • «НУРЫ СОДУР (Свет сердец)» (1542)
  • Помимо двух поэм, известно также его произведение нравоучительного характера «НӘСЫЙХӘТ (Назидание)», вошедшее в «Татарскую хрестоматию» М.Иванова.
  • Проповедовал сочувствие и любовь к простому народу, требовал справедливости от правителей.
  • Продолжая восточную поэтическую традицию нравоучительной притчи, поэт широко использовал приёмы татарской устной поэзии.

Признание

  • В исследовательский оборот советской науки его творчество впервые вводит профессор И.Н.Березин. В библиотеке «Азиатского музея» среди рукописей он обнаружил текст «ТЕХФӘИ МӘРДАН (Дар мужей)» и дает ему подробное описание. Отрывки из поэмы вошли во второй том составленной им «Турецкой хрестоматии», который однако не был издан.
  • В ХХ веке интерес к его творчеству проявляет татарский ученый Наки Исанбет, опубликовавший в 1941 году статью о поэте.
  • 1956 год - ему было уделено место в вышедшей «Антологии татарской поэзии».
  • Рукописи «НУРЫ СОДУР (Свет сердец)» были обнаружены в рукописном фонде Ленинградского восточного института. Один из вариантов содержит биографические сведения о поэте.
  • 1962 год - при археографической экспедиции под руководством доцента Казанского университета Нила Юзеева в Пермской области была обнаружена новая копия текста поэмы «ТЕХФӘИ МӘРДАН (Дар мужей)».
  • Шакир Абилов, который многие годы своей жизни посвятил изучению, текстовой обработке и изданию произведений старотатарской литературы, неоднократно издавал поэмы Мухамедьяра, относительно языковых норм произведений пишет, что Мухамедьяр писал на письменном литературном языке периода формирования народности казанских татар и что «язык поэта — это литературный язык казанских татар первой половины XVI века.

Источники