МОҢ МӘДӘНИЯТЕ (Музыкальная культура)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

МОҢ МӘДӘНИЯТЕ (Музыкальная культура)

Многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства

  • композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование

  • Истоки совр. татар. М.к. коренятся в нар. творчестве и исполнительстве. Становление проф. муз. иск-ва начинается в первые десятилетия 20 в. После образования ТАССР (1920) ве­дётся планомерная работа по подготовке кадров исполнителей и композиторов, в к-рой участвуют Казанское музыкальное училище, Татарская оперная студия, муз. уч. заведения Москвы и Ленинграда. С 1922 од­ним из центров нац. музыки становится Та­тар, акад. т-р. В творчестве С.З. Сайдашева успешно развивается музыкальная драма, ставятся оперы Г.С. Альмухамедова, В.И. Виноградова, С.Х.Габаши. В кон. 20-х —нач. 30-х гг. появляются первые произведения

М.А.Музафарова, Дж.Х.Файзи, Н.Г.Жига­нова, З.В.Хабибуллина, А.С. Ключарёва, Ф.З.Яруллина, М.Г.Латыпова. В 1937 орга­низована Татарская филармония, в 1938 на­чинает деят-сть Ансамбль песни и танца рес­публики, в 1939 —Дом народного творчест­ва (ныне Республиканский научно-методи­ческий центр народного творчества), Татар, оп. т-р (ныне Татарский театр оперы и ба­лета), в 1940 — Союз композиторов респуб­лики, способствуя росту осн. муз.-сцен. жан­ров (опера, балет, музыкальная комедия), развиваются песня, камерная музыка, хоро­вая музыка, симфоническая музыка. Особен­но интенсивно развивается татар. М.к. после 1945 г. Открываются Казанская консервато­рия, Казанская академия культуры и ис­кусств, муз. ф-т Казан, пед. ун-та, Альметьевское музыкальное училище, Нижнекамское музыкальное училище, Набережночелнинское училище искусств, Ср. спец. муз. школа при консерватории. В 1966 организован Государ­ственный симфонический оркестр республики. В творч. жизнь вступают новые поко­ления татар, композиторов: в 1950-е гг.— Р.М.-Х.Яхин, Х.В. Валиуллин, Э.З. Бакиров, А.Г. Валиуллин, И.Г.Шамсутдинов, А.З.Монасыпов, Б.Г. Мулюков, в 60-е гг. — Р.А. Еникеев, Ф.А.Ахметов, М.З.Яруллин, И.Д. Якубов, Р.Н. Белялов, А.З. Шарафеев (тогда же активизирует своё творчество С.Г.Садыкова), в 70-е гг. - Л.А. Хайрутдинова, Ш.К. Шарифуллин, Р.И. Еникеева, Л.М.Батыр-Булгари, Ш.Х. Тимербулатов, Р.Ф.Абдуллин, М.И. Шамсутдинова, в 80-90-е гг. — Р.З.Ахиярова, Р.Ф.Калимуллин. Изучением татар. М.к. занимаются Союз композиторов, Казан, консерватория, отд-ние иск-в Ин-та языка, лит-ры и иск-ва; среди музыкове­дов—Ч.Н.Бахтиярова, Р.А.Вамба, Я.М.Гиршман, М.Н. Нигмедзянов, Ю.Н.Исанбет, Г.Я. Касаткина, С.И.Раимова, З.Н. Сайдашева, К.С.Тазиева, М.П. Файзулаева, Г.М. Кантор, Ф.Ш. Салитова. Нац. исполнительное иск-во представлено именами нар. артиста СССР певца А.З. Аббасова, нар. артистов России — дирижёра Ф.Ш.Мансурова, пев­цов М.З.Булатовой, В.А.Танеевой, Р.И.Иб­рагимова, Ф.Х. Насретдинова, М.М. Рахманкуловой, З.Д. Сунгатуллиной, З.Г.Хисматуллиной, И.Г. Шакирова, В.Г. Шариповой, певца и режиссёра Н.К. Даутова, артис­тов балета РФ. Садыкова, И.Ш. Хакимовой, Н.Д. Юлтыевой и др.

Источники