КӘРИМОВЛАР (Братья Каримовы)

Перейти к: навигация, поиск
«КӘРИМОВЛАР (Братья Каримовы)»

«КӘРИМОВЛАР (Братья Каримовы)»

Первыми и, пожалуй, самыми успешными книготорговцами и издателями стали выходцы из деревни Большие Чиркелеи Симбирской губернии братья Каримовы:

Вклад

В самом начале двадцатого столетия Казань превратилась в крупнейший центр татарского книгоиздательского дела России.
Развитие национальной литературы, становление профессионального театра, реформа конфессиональной школы способствовали не только стремительно растущему общественному интересу к печатной книге, но и возникновению современных издательских предприятий, выпускавших высококачественную и многотиражную книжную продукцию.
Шарифзян и Мухаметзян, в ранней юности приехав в Казань, прошли курс богословских наук под руководством знаменитого имама Шигабутдина Марджани. Вероятно, общение с замечательным учёным и просветителем оказало воздействие на всю их последующую судьбу.
Занятие предпринимательством для братьев Каримовых стало означать не только получение прибыли, достижение общественного успеха, а, быть может, в первую очередь, служение духовным интересам народа. Поэтому они и выбрали непростую коммерческую специализацию - издание и продажу по всей России татарской литературы.

  • 1898 год - будущие издатели создали «ТОРГОВЫЙ ДОМ БРАТЬЕВ КАРИМОВЫХ» в образе «Товарищества на вере» под «фирмой братьев Каримовых».
  • 1 марта 1900 года - открыли собственную типографию - «ТИПОГРАФИЯ КАРИМОВЫХ» и словолитню, которая начала выпускать книги по самым разным отраслям знаний:
    • произведения религиозно-дидактического характера
    • учебники
    • научно-популярную
    • художественную литературу.
  • 1901-17 годы - предприниматели издали 1700 книг на татарском языке общим тиражом 19 647 076 экземпляров.
  • 1907 год - успешная работа с каждым годом требовала всё новых производственных и торговых площадей. Купив у миллионера Мухаммад-Бадретдина Апанаева «Дом Апанаевых» на Тихвинской улице (ныне улица Габдуллы Тукая, 37), они на дворовом участке в линии Сенной улицы строят двухэтажное кирпичное здание магазина (ныне улица Парижской Коммуны, 20), которое затем присоединили к прежнему дому.
  • 1910 год - на этом же дворовом участке, но уже в линии Тихвинской улицы братья сооружают новый трехэтажный кирпичный корпус типографии. Так формируется крупный издательско-книготорговый комплекс, находящийся в непосредственной близости от оживленной Сенной площади с её знаменитым базаром.
  • 1916 год - в их типографии трудилось 38 рабочих, а её годовой оборот составлял 100 000 рублей.

Братья, примыкавшие к лагерю джадидской буржуазии, уже в первые годы существования своей компании приступили к реализации ряда весьма крупных проектов в сфере культуры:

  • 1906 год - они поддержали инициативу Хади Максуди по созданию первой мусульманской библиотеки «КУТУПХАНАИ ИСЛАМИЯ (Исламская Библиотека)». Для неё братья предоставили большое помещение в собственном книгоиздательском комплексе - читальный зал на 150 мест, а также пожертвовали в её фонд 448 книг различного содержания. Благодаря постоянной финансовой поддержке предпринимателей заведение быстро окрепло и вскоре стало пользоваться заслуженной популярностью у горожан. Так, только в 1915 году библиотеку посетило 22 373 человека.
  • 1909 год - сын Шарифзяна ИСМӘГЫЙЛЬ (Исмагил) попытался осуществить очень интересную и, конечно же, необычную для мусульманской Казани идею - издание русскоязычной газеты «КАЗАНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК». По замыслу Исмагила Шарифзяновича Каримова, в ней должен был найти свое отражение репертуар городских театров, их программы и либретто постановок, театральная хроника.

Губернатор поддержал молодого предпринимателя и 8 июня 1909 года выдал свидетельство на издание газеты. Однако она так и не увидела свет. Несмотря на то, что проект не был реализован, сам факт его появления свидетельствует об огромном интересе в семье Каримовых к театральному искусству и искреннем желании книгоиздателя способствовать его развитию.
Намного более удачно у Торгового Дома братьев вышло с выпуском общественно-политической, литературной и коммерческой газеты «КОЯШ (Солнце)». Получив 29 ноября 1912 года разрешение на её издание, Торговый Дом назначил ответственным из своего состава Шарифзяна Мингазетдиновича, а редактором родственника Шихаб ад-дина Мәржани - З.Садретдинова.
Именно они привлекли к участию в работе редакционного коллектива известного писателя и публициста Фатиха Амирхана, который сразу же стал неофициальным творческим руководителем газеты.
И хотя через полгода, 9 апреля 1913 года, братья передали права на осуществление издания З.Садретдинову, их фактическое влияние на этот печатный орган ничуть не уменьшилось. Газета после некоторого перерыва, вновь начала печататься в типографии прежних хозяев, а в 1914 году - на наш взгляд, отнюдь не случайно - её редактором стал односельчанин предпринимателей Г.Ш.Нугайбеков.
Кстати, Казанский временный комитет по делам печати 12 августа 1913 года сообщал губернатору следующее:
««КОЯШ» - единственная из казанских газет, которая выходит в свет ежедневно, за исключением послепраздничных дней, и получает на собственный счет телеграммы Российского телеграфного агентства.
Надо думать, что «КОЯШ» субсидируется кем-то со стороны, потому что издание такой большой и сравнительно богатой содержанием газеты требует на первых порах значительных средств, которые едва ли может дать ее теперешний издатель».
Участие в газете Фатиха Амирхана, широкая и систематическая публикация на её полосах рассказов, повестей, литературно-критических рецензий, театральных обозрений способствовало тому, что издание быстро превратилось в существенный фактор не только общественно-политической, но и в равной степени культурной жизни мусульманской Казани.
По мнению Мухаммета Магдеева:
«Газета «КОЯШ (Солнце)» уделяла огромное внимание пропаганде среди татар русского искусства. Это, несомненно, было инициативой Фатиха Амирхана. Давая рекламу пластинкам с записями Шаляпина, Собинова, Неждановой, газета, например, писала: «Вы превратите свои гостиные в концертные залы. В ваших гостиных будут звенеть прекрасные голоса самых прославленных артистов, самых известных деятелей музыкального искусства»».
Конечно, братьев вряд ли можно назвать радикальными сторонниками европеизации национального образа жизни. Напротив, они во всём, даже в одежде, старались подчеркивать приверженность старинным обычаям и традициям. Однако, будучи мыслящими и успешными предпринимателями, книгоиздатели поддерживали все начинания передовой татарской интеллигенции, направленные на развитие родного языка, литературы, сбор и сохранение лучших образцов устного народного творчества, становление национальной прессы.
Следует отметить, что финансирование реформы мусульманского образования, выпуск ново-методных учебников, просветительской литературы и собственной газеты привлекали пристальное внимание органов политического сыска. На протяжении почти десяти лет братья Каримовы находились под наблюдением губернского жандармского управления и не раз становились «героями» его расследований.
Впрочем, крах процветающего дела наступил уже после революции. Советская власть быстро покончила с частной инициативой в книгоиздательстве и повременной печати. Имущество братьев Каримовых было национализировано, и на его базе сформировалось одно из первых республиканских издательств. Сами предприниматели из-за постоянных преследований вынуждены были навсегда покинуть Казань.

Источники