Кузнечиха

Перейти к: навигация, поиск

КУЗНЕЧИХА,
Петропавловское,
Покровское


Административный центр Кузнечихинской волости Спасского уезда Казанской губернии Российской империи и РСФСР

Год Середина XIX века 1782 1859 1897 1901 1908 1920 1926 1938 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2002
Население, чел. более 1 500
крепостных
крестьян
372
души
мужского
пола
1 894 2 508 3 000 2 839 3 069 2 451 2 325 1 799 1 859 1 053 1 010 612
русские
604 547
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Памятники архитектуры Второй половины XIX - начала ХХ веков:
      • «Покровская церковь»
        • 1878 год - пожаром уничтожено деревянное здание церкви и взамен сгоревшему зданию на этом же месте была построена каменная церковь, при советской власти церковь закрыли, колокольню разрушили
      • церковь «Обновления Христа Господня в Иерусалиме» - построена в 1904 году, а в настоящее время — заброшена
    • Близ села находится СУАР ШӘҺӘРЛЕГЕ (Суварское городище)
    • К середине XIX века в селе, среди прочих, были построены три усадьбы — помещиков Дадиани из рода грузинских царей, коллежского регистратора Колбецкого, подпоручика Михаила Немировича-Данченко родственника Владимира Ивановича Немировича-Данченко
  • На юге же Спасского района, всего в 12 километрах от границы с Ульяновской областью расположено село Кузнечиха - одно из крупнейших сел района. До села можно доехать автомобильным транспортом. Расстояние до города Казани составляет 180 км, до города Димитровграда Ульяновской области - 60 км, до города Болгар - 60 км. Арабо-персидские исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать Булгар и Сувар. Ал-Балхи пишет: « Булгар – имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится пятничная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится пятничная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 000 человек. Дома деревянные и служат зимним жилищем, летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник сказал о долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах». Город Сувар был основан примерно в IX веке племенем суваров (савиров, суазов) на реке, которая называется сейчас Утка. На этом месте располагается сейчас село Кузнечиха Спасского района Республики Татарстан. Основав город, жители обнесли его высокой деревянной стеной, перед которой вырыли глубокие рвы. Суварские укрепления считаются одними из самых мощных фортификационных сооружений того времени. По-видимому, сувары имели большой опыт построения таких крепостей. Сувар ко второй половине X века становится крупным центром ремесла и торговли и достигает своего расцвета. Слава о замечательных изделиях его ремесленников расходится далеко. Сюда за товарами приезжают торговцы со Средней Азии, Закавказья, Украины, Прибалтики, Руси, Скандинавии, Византии. Одновременно они привозят свои товары. Сувар был богатым и красивым городом. Еще издалека привлекал внимание выстроенный в центре города двухэтажный каменный дом, в котором были паровое отопление и водопровод. По тем временам это было чудом строительного искусства. Жители Сувара любили свой город. Восхищенные его красотой, они называли его Шэмсуар, что означает «красотой подобный Солнцу». Или «лучезарный, как Солнце, Сувар». Называли его еще и Нур-Сувар - «Свет-Сувар». История города Сувара - одного из наиболее значимых городов Волжской Булгарии, интересная и увлекательная, как интересная книга. Она хранит в себе много тайн и загадок, часть из которых разгадана, а многое предстоит еще разгадать. Места, на территории которых сейчас находится село Кузнечиха, были издавна красивыми и плодородными. Здесь были густые леса, полные разной дичи, ягод и грибов. Реки и озера были богаты разнообразными видами рыбы. Луга переливались сочным разнотравьем. Но главным, что сюда привлекало людей, это была плодороднейшая земля, что было у древнейших земледельцев самым ценным. Вот и привлекли все эти природные богатства еще в древности в наши места далеких наших предков. Пришли они сюда и поселились на берегу реки, которая сейчас носит название Сухая Утка. Первые поселения древнейших людей появляются в этих местах около 15 тысяч лет назад. Об этом говорят находки археологов: каменные скребки, ножи, рубила, изготовленные руками древнейших людей. Специалисты-археологи определили возраст этих находок: 15 тысяч лет. Один из таких скребков был найден во время строительных работ в одном частном доме в центре села в 1998 году. Другие находки найдены известным археологом–палеонтологом из Казани Габяшевым Р.С. в западном направлении за пределами села по берегам реки Сухая Утка. Больших и планомерных раскопок, с целью найти новые доказательства, рассказывающие о жизни древнейших людей в наших местах, пока еще не велись. И поэтому в настоящее время нет пока полной картины пребывания и жизни древнейших людей на территории, на которой сейчас расположено село Кузнечиха. После гибели Сувара в XIII веке в этих местах не было такой оживленной торговли и развития ремесла, как прежде. Город был разрушен, а на бывшей его территории продолжали существовать лишь небольшие поселки. Так продолжалось до XVI века. В 1552 году царь Иван Грозный завоевывает Казань. Ханская власть в Казани ликвидируется. Для управления бывшими ханскими землями в Москве создается специальный Казанский приказ. В Казань и Свияжск направляются «большие воеводы» - наместники царя на местах. Главной опорой воевод в управлении завоеванными землями были отряды вооруженных стрельцов. Старые булгарские города стали теперь русскими крепостями. Они стали оплотом в колонизации края. В них также были посажены русские люди – стрельцы. Бывшие булгарские города и села с их лучшими землями были отданы русским феодалам-дворянам и помещикам. Татарское население изгонялось с насиженных мест насильственно или само разбегалось. А на его землях обосновывались русские поселенцы. Особенно по душе пришлось новым жителям края районы с плодородными черноземными почвами. Таких земель особенно много было в Закамье, которое когда-то являлось наиболее густонаселенной областью Булгарского государства. Вот таким путем появилось в этих краях русское население. Первыми сюда пришли стрельцы, которые основывали свои поселения и должны были охранять южные границы Казанского края, следить в этих краях за порядком, чтобы не было смуты и волнений среди местного татарского, чувашского и мордовского населения. Такое вот поселение и дало начало селу Кузнечиха Спасского района Республики Татарстан. Старожилы села упоминают в своих рассказах, что по семейным преданиям их предками являлись стрельцы. (Например, воспоминания Виктора Викторовича Копылова - жителя села Кузнечиха).
  • Вопрос о происхождении названия села длительно исследовался. В результате пришли к следующим выводам, что название села Кузнечиха принесли с собой стрельцы. «Окающий» и «поющий» говор кузнечихинцев заставил обратить внимание на нижегородские земли. Вокруг Нижнего Новгорода в прежние времена было несколько Кузнечих, которые были, видимо, кузнечными слободами, а ныне вошли в черту города под названиями: Кузнечиха 1-я,Кузнечиха 2-я, Кузнечиха 3-я. Вероятнее всего, отряд стрельцов был с нижегородчины и, основав поселение, дали они ему название родных мест.
    Подпоручик Михаил Емельянович Немирович–Данченко был родом из Черниговской губернии и приходится родственником знаменитому артисту, основателю музыкального театра в Москве Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко.
    В 1878 году Михаил Емельянович Немирович–Данченко строит в Кузнечихе на свои средства и средства жителей села каменную церковь, вместо сгоревшей деревянной. Эту церковь называют Покровской, как и прежнюю. В ней тоже два престола. Главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и второй престол в честь Святых Петра и Павла.
    Об укреплениях булгарских городов мы можем судить по археологическим материалам и по летописным сведениям, кое-что дают исследования городища Великие Болгары…
    Много дали работы по изучению другого крупного города волжских болгар - Сувара, в результате которых был выяснен ряд интересных деталей устройства укреплений. На основании этих раскопок установлено, что первоначально площадь города была обнесена рвом, по внутреннему краю которого была возведена деревянная стена, состоявшая из ряда срубов, поставленных впритык один к другому. Внутри срубов насыпана плотно утрамбованная земля. Ширина срубов колебалась от 3,5 до 4 м при длине каждого до 5 м. Первоначально глубина рва достигала 5 м. Ров пришлось рыть в песке, что заставило строителей укрепить его стены горизонтальными слегами, а последние кольями. На дне рва были вбиты колья. С южной стороны по склонам рва в одном пункте были замечены остатки толстых бревен, вероятно служивших опорами моста. С наружной стены рва стоял тын, следы которого прослежены при раскопках.
    • XVШ - Первая половина XIX века:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - десятины
    • Полеводство
    • Молочное скотоводство
  • Промышленность:
    • Маслозавод
    • XIX век - известно промыслом по изготовлению ободьев

Источники