Котби Афзалиддин

Перейти к: навигация, поиск
Афзалиддин Котби
(около 1297-середина XIV века)

АФЗАЛИДДИН КОТБИ
(Кутб, Котб)
(около 1297-середина XIV века)

Тюрко-татарский поэт

Биография

  • Родился около 1297 года, по предположениям, в Среднем Поволжье.
  • Жил в столице Золотой Орды Сарае.

Творчество

  • Написал поэму «ХЕСРӘҮ вә ШИРИН (Хосров и Ширин)» (1342), которую посвятил хану Тинибеку.
    • Поэма дошла до нас в единственном списке, переписанном в 1388 году рукой поэта Берке Факиха (хранится в Парижской Национальной библиотеке).
    • Фотокопия рукописи с комментариями и словарём впервые опубликована в Варшаве в 1958-61 годах, переиздана в Казани и Ташкенте.
    • Его произведение в основе своей является вольным переводом с фарси одноименной поэмы Гянджеви Низами, в тюркский текст которой переводчиком включены также и собственные оригинальные стихи.

Признание

КОТБ (,Кутб Котби) (ок. 1297 - сер. 14 в.), тюрко-татар. поэт. По нек-рым предположениям, родился в г.Котоба (Ср. Поволжье). Жил в столице Золотой Орды г.Сарай. Автор поэмы «Хөсрәү вә Ширин» («Хосров и Ширин», 1342), поев, золотоордынскому хану Тинибеку и его жене. Сохранился ед. список произведения, выполненный в 1388 поэтом Берке Факихом (хранится в Парижской Нац. б-ке). Фотокопия рукописи с комментариями и словарём памятника впервые опубл. в Варшаве (1958-61), переизд. в Казани («Хөсрәү-Ширин хикәяте», 1969) и Ташкенте (1973). Поэма состоит из 4659 бейтов и является вольным переводом с фарси на тюрки одноим. поэмы Низами; включены также и собств. оригинальные стихи переводчика. К. восхваляет Аллаха, пророка Мухаммада, хана Тинибека, объясняет мотивы написания поэмы. Затем описывает жизн. путь гл. героя — Хосрова, его отношения с Ширин и др. героями. «Хосров и Ширин» — романтическое произведение о возвышенной любви, смысле жизни, взаимоотношениях правителей и народа, нравственных ценностях. К. считает, что любовь — это движущая сила Вселенной. Только она придаёт смысл человеческой жизни, приводит к взаимному уважению и согласию. Герои поэмы — Ширин и Фархад отличаются не только внеш. красотой, но и внутр. совершенством: нравственной чистотой, верностью, смелостью, справедливостью. Образ Хосрова противоречив. Хосров красив, смел, умён, но способен на бесчестные поступки, несправедливость. Из ревности он обрекает Фархада на гибель. Фархад и …Ширин, проявляя величие духа, борются за свою любовь и погибают. Важнейшей в произведении является тема справедливого правления. По мнению К., счастье народа зависит, в первую очередь, от нравственных кач-в правителя: он должен быть справедливым и мудрым, контролировать действия приближённых, стоять на страже правосудия, хорошо знать нужды и чаяния своего народа. К. считал, что право на трон имеют лишь благородные и одухотворённые люди. Поэт осуждает войны, кровопролитие, подчёркивает, что смерть любого человека — большая утрата. Для творческой манеры К. характерна сосредоточенность на духовном мире и переживаниях героев. Его поэтическая речь мелодична, насыщена стилистическими фигурами (градации, анафоры, риторические вопросы и обращения), образными выражениями. С о ч.: Хөсрәү вә Ширин. К., 2003. Лит.: Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика. К., 1993; его же. Котб иҗаты. К., 1976; Zаjасzkоwski А. Nаjstаrszа wеrsjа turесkа Нusrаv-u Siriп Qutbа: 3 сz. Wаrsz.,1958-61

Источники