КЫРЫНДЫ (Крынды, Турдали)
(перенаправлено с «КЫРЫНДЫ (Крынды)»)
КЫРЫНДЫ (Крынды, Турдали)
Населённые пункты, сельсовет, сельское поселение, сельскохозяйственные организации и ручьи
- В переводе с татарского языка:
- «КЫРЫЙ» означает «Край», «КЫРЫЙДА» - «На краю»
- «КЫРЫНДЫ» означает «Побрился»
- «ТУР» означает «Место», «ДАЛА» - «Степь», то есть можно перевести как «Степная»
- «ЕРГАН, ЕРГАНАК, ЕРГАНАКЛЫ» означает «Промоина, Промойный, Водомоина, Овражестый, Рытвина, Овражек, Ручей, Проток», ЧИШМӘ - «Ключ, Родник», то есть можно перевести как «Родник в овраге»
- КЫРЫНДЫ АВЫЛ СОВЕТЫ (Крындинский сельсовет)
- КЫРЫНДЫ АВЫЛ ҖИРЛЕГЕ (Крындинское сельское поселение)
ӘГЕРҖЕ РАЙОНЫ (Агрызский район)

КЫРЫНДЫ (Крынды),
КЫРЫЙ (Крынды),
ТАТАР КЫРЫНДЫ (Татарские Крынды),
УРЫС КЫРЫНДЫ (Русские Крынды)
Село, административный центр Крындинского сельсовета Агрызского района Татарии
- Основано в Первой (ТЭС)/Второй (ТЭ) половине XVП века
- 1921-30 годы - в официальных источниках было известно как два населённых пункта: «ТАТАР КЫРЫНДЫ (Татарские Крынды)» и «УРЫС КЫРЫНДЫ (Русские Крынды)»
- Считается, что деревня была основана татарами-переселенцами из Сабинской местности, во время завоевания Казани войсками Ивана Грозного
- В некоторых документах говорится, что татары Терсинской волости переселились сюда приблизительно XVП веке
- По другим документам, что деревня была основана в Начале XVШ века
- По объяснениям жителей деревни, она расположена на крутом берегу реки и поэтому стала называться «КЫРЫЙ (Крынды)»
- Также есть предположения, что название деревни происходит от «КЫРЫЙДА (На краю, границе)», так как она, во-первых, была расположена на самой границе владений, которые принадлежали Тафкилевым, а во-вторых, она - «на краю» деревни ТУРДАЛА (Турдали), которая была основана раньше и, в третьих, она расположена возле гор - «КЫРЫН-ТАУ (Край горы)»
- Статус:
- До 1920 года - село Мушаковской волости Елабужского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР
- 4 ноября 1920-21 годы - село Мушаковской волости Елабужского уезда Вотской автономной области Вятской губернии РСФСР
- март - декабрь 1921 года - административный центр Крындинского сельсовета Омгинской волости Елабужского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
- декабрь 1921-24 годы - административный центр Крындинского сельсовета Кучуковской волости Агрызского кантона Автономной Татарской ССР
- 1924-27 годы - административный центр Крындинского сельсовета Омгинской волости Елабужского кантона Автономной Татарской ССР
- 14 февраля 1927-63 годы - административный центр Крындинского сельсовета Агрызского района Татарии
- Начало 1950-х годов - в состав включено село ТУРДАЛА (Турдали)
- 1 февраля 1963-64 годы - административный центр Крындинского сельсовета Елабужского района Татарской АССР
- с 4 марта 1964 года - административный центр Крындинского сельсовета Агрызского района Татарской АССР
- ныне административный центр Крындинского сельского поселения Агрызского района Республики Татарстан
- Находится:
- в 50 км к Югу от ӘГЕРҖЕ (Агрыз)
- на берегу ручьев ТУРДАЛА (Турдалинка) и КЫРЫНДЫ ҮЗӘНЕ (Крындинский Лог), правого притока реки Иж
- Население:
- 1840-е годы - поселились русские
- 1860-е годы - переселяются новые русские семьи из Закамья
- Конец XVШ века - татары деревни были насильно переведены в христианскую веру и в документах были записаны как православные
- В документах 1795 года - имена жителей деревни были записаны и по-мусульманский, и по-христиански
- 1834-58 годы - имена записаны только по-христиански и с тех пор, всех татар деревни стали называть «КЕРӘШЕН (Крещёные татары)»
- Но это была только формальность, так как церковное и православное духовенство, находившееся вИСЕРЕК НАРАТЛЫК (Пьяный Бор) и БАРҖЫ-ЯТЧА (Варзи-Ятча), не могло оказать должного воздействия на татар ввиду большой отдаленности от деревни и поэтому татары никогда себя не считали христианами и жили также, как их деды и прадеды, соблюдая мусульманские обычаи и традиции и имена в быту у них были только татарские, но, в это же время, они не могли пояснять свои православные имена, они были не в силах, христианизация - это было требование государственной власти, а те, кто был против, сразу же довольно жестоко наказывался: без суда и следствия были отправлены в ссылку или посажены в тюрьму, таким образом, несколько поколений татар деревни считались русскими
Год | 1744 | 1859 | 1887 | 1897 | 1905 | 1920 | 1926 | 1938 | 1958 | 1970 | 1989 | 1992 | 1997 | 2002 |
Население, чел. | 18 душ мужского пола |
249 | 800 | 907 | 963 | 1 046 | 907 | 885 | 1 156 | 990 | 723 татары |
735 | 656 | 643 |
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Средняя школа
- Дом культуры
- Библиотека
- Мечеть
- Петропавловская церковь — памятник архитектуры Конца XIX века
- 1860-70 годы - в России распространяется движение против христианизации и «Новокрешенные» начинают требовать у власти возвращение в мусульманскую веру:
- октябрь 1871 года - принимается решение вернуться в мусульманство и требуют признания этого факта у государства
- 1824 год - по приглашению жителей деревни ТУРДАЛА (Турдали) сюда приезжает уроженец деревни БӘЗӘКӘ (Бизяки) Гиззатулла Миндекеевич (1801-1868) и становится имамом деревни, обучает детей, 44 года он ведёт мусульманскую религиозную деятельность среди татар обоих сёл: скрытно, у себя на дому он обучает и детей «крещёных татар» и к нему было приставлено жандармское наблюдение, а после его смерти работу продолжают его сыновья – Ахмади, Мухаммедшакер и Мухамедсадык, которые активно пропагандируют людей отказаться от православия и от строительства церкви, за что они жестоко поплатились - их отправили в ссылку на 10 лет
- 1876 год - из рапорта Крындинского попа Ивана Тронова следует, что основная причина возвращения жителей в мусульманство - это активная пропаганда муллы деревни ТУРДАЛА (Турдали) - Гиззатуллы, а в то время в КЫРЫНДЫ (Крынды) не было мечети и они обращались к мулле ТУРДАЛА (Турдали)
- 1890-95 годы - еще были предприняты попытки сделать их православными, но мусульмане, исключительно все 117 хозяйств и 659 чел., считают себя татарами и наконец-то, в 1906 году добиваются у государства признания этого
- XVШ - Первая половина XIX века:
- жители относились к категории государственных крестьян
- занимались - земледелием, разведением скота, извозом, кузнечным промыслом, торговлей
- Начало ХХ века:
- славилось крупным землевладельцем Закиром Нафиковым, торговцами - Алексей Сухих, Сибгатуллин, Закиров, Бадретдинов, Вали
- часть татарского населения, подвергшаяся в XVШ веке насильственному крещению, вернулась в ислам
- мечеть - открыта в сабантуй 1907 года
- на её строительство Мирза Ибрагим Хамиди из деревни БАЛТАЧ (Балтачево) выделил бревна, торговец хаджи Ахметшакир Заитов дал деньги
- мектеб
- миссионерская школа - открыта в 1871 году
- Петропавловская церковь - построена в 1882-92 годы
- Сначала церковь хотели построить по середине деревень, но этому не суждено было сбыться: татары разрушают постройку, разворовывают материалы, избивают и запугивают русских, которые строят церковь,, грозят убийством даже тем, кто не имеет к этому никакого отношения: вытравливают их поля, сенокосные угодья, устраивают пожары и известно, что во всех этих беспорядках участвовали не только мужчины-татары, но и молодые девушки и очень многих мужчин-татар - они были отправлены в тюрьмы и ссылку
- 1892 год - церковь была построена на краю деревни КЫРЫНДЫ (Крынды) и в настоящее время церковь сохранились в полуразрушенном состоянии
- кожевенный завод
- две водяные мельницы
- Сельское хозяйство:
- Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - 1 747,7 десятины
- Полеводство
- Мясо-молочное скотоводство
- Промышленность:
- Маслозавод
- Кожевенный завод К.А.Лихачева - открыт в 1870 году
- Известные люди:
ТУРДАЛА (Турдали),
ЕРГАН ЧИШМӘ (Ерган Чишма)
Упразднённое село Агрызского района Татарии
- Основано в первой половине XVП века
- Состояла из двух небольших деревень - «ТУРДАЛА (Турдали)» и «ЕРГАН ЧИШМӘ (Ерган Чишма)», но благодаря реке, со временем она получила название Турдали
- Статус:
- До 1920 года - село Мушаковской волости Елабужского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР
- 4 ноября 1920-21 годы - село Мушаковской волости Елабужского уезда Вотской автономной области Вятской губернии РСФСР
- март - декабрь 1921 года - село Крындинского сельсовета Елабужского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
- декабрь 1921-24 годы - село Крындинского сельсовета Кучуковской волости Агрызского кантона Автономной Татарской ССР
- 1924-27 годы - село Крындинского сельсовета Омгинской волости Елабужского кантона Автономной Татарской ССР
- 14 февраля 1927-50 годы - село Крындинского сельсовета Агрызского района Татарии
- Начало 1950-х годов - село упразднено и официально стало считаться частью села КЫРЫНДЫ (Крынды)
- Находится:
- в 50 км к Югу от ӘГЕРҖЕ (Агрыз)
- на берегу ручья ТУРДАЛА (Турдалинка), правом притоке ручья КЫРЫНДЫ ҮЗӘНЕ (Крындинский Лог)
- Население:
- Считается, что здесь раньше жили удмурты
- 1850-60 годы - переселяются русские, жители Быковской волости Глазовского уезда
- Конец ХVШ века - несколько семей деревни в документах именуются православные, кряшен (новокрешенные), но несмотря на это, их взгляды совпадали с татарами деревни КЫРЫНДЫ (Крынды) и они также как и мусульманские татары обеих деревень, были настроены против постройки православной церкви
- 1905 год - крещёные татары официально вернулись в мусульманскую веру
Год | 1744 | 1897 | 1918 |
Население, чел. | 25 душ мужского пола |
657 | 932 |
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- в период Крестьянской войны 1773—75 годов - активно выступили на стороне Емельяна Пугачёва и вели борьбу против государственных войск и 11 жителей КЫРЫНДЫ (Крынды) были воинами Пугачевского войска
- 1905 год - открыта татарская мусульманская школа, получившая официальное разрешение
- 1906 год - была построена мечеть
- 1909 год - в двух соседних селах произошел пожар, всего пострадало 32 хозяйства
- Сельское хозяйство:
- Полеводство
- Мясо-молочное скотоводство
- Промышленность:
- Известные люди:
Акционерное общество «КЫРЫНДЫ (Крынды)»
Акционерное общество Крындинского сельсовета Агрызского района Республики Татарстан
- Существует с 2003 года
- Центральная усадьба - КЫРЫНДЫ (Крынды)
- Статус:
- Июнь 1950-93 годы - колхоз «имени Василия Чапаева» Крындинского сельсовета Агрызского района Татарии
- 1993-2003 годы - акционерное общество «ЙОЛДЫЗ (Звезда)» Крындинского сельсовета Агрызского района Республики Татарстан
- 2003-05 годы - самостоятельное хозяйство Крындинского сельсовета Агрызского района Республики Татарстан
- с 31 января 2005 года - самостоятельное хозяйство Крындинского сельского поселения Агрызского района Республики Татарстан
- Руководители:
- Виды деятельности:
- Полеводство, кролиководство, овцеводство, овощеводство
- Известные люди:
Ручей ТУРДАЛА (Турдалинка)
Ручей Агрызского района Татарии, правый приток ручья КЫРЫНДЫ ҮЗӘНЕ (Крындинский Лог)
- Исток - в 2,5 км к Западу от села КЫРЫНДЫ (Крынды)
- Устье - впадает в реку КЫРЫНДЫ ҮЗӘНЕ (Крындинский Лог) в селе КЫРЫНДЫ (Крынды)
- Длина - 3,18 км
- Площадь бассейна - кв.км
- Притоков нет
- Протекает вблизи населённых пунктов: КЫРЫНДЫ (Крынды), ТУРДАЛА (Турдали)
Ручей КЫРЫНДЫ ҮЗӘНЕ (Крындинский Лог)
Ручей, правый приток реки Иж
- Исток - в 2 км в Востоку от деревни Шадрасак-Кибья Алнашского района Удмуртии
- Устье - впадает в реку Иж в 4 км к Юго-Востоку от села КЫРЫНДЫ (Крынды) Агрызского района Татарии
- Длина - 13,2 км
- Площадь бассейна - кв.км
- Притоки: ТУРДАЛА (Турдалинка) и несколько безымянных
- Протекает вблизи населённых пунктов: КЫРЫНДЫ (Крынды), ТУРДАЛА (Турдали)