КАСТИНӘЙ (Костенеево)

Перейти к: навигация, поиск

КАСТИНӘЙ (Костенеево, Костенево), ИНӘЙ

Административный центр Костенеевской волости Вотской автономной области РСФСР

  • Основано в XVП веке и известно с 1680 года
    • О названии села Костенеево живет такая легенда:
      «Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили, Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву... Эти события нашли свое отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют ...».
      Говорят, в далекие времена в этих краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.
      Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная храмом Иоанна Предтечи. Кроме Костенеева в приход церкви входили селения Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.
      В 50-60-х годах восемнадцатого века они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть».
      Об этих событиях более подробно описано в рукописи жителя Костенеево, члена партии с 1919 года, Степана Григорьевича Кашина. Заглядывая в прошлое, он рассказывает о героической борьбе крестьян, длившуюся почти два года, о тех кровавых событиях, которые глубокими ранами были нанесены им, которые долго не заживали и ... «порождали не немую покорность, а затаенную ненависть и сопротивление, пусть даже пассивное. Мужики не собирались на сходы, как прежде, не сговаривались между собой, но в отношении заводской работы были единодушны - они отказывались работать.
      Эти кровавые события были прологом надвигавшихся еще более грозных событий. Спустя десять лет в этих краях прокатилась крестьянская война под водительством Емельяна Ивановича Пугачева.»
      В этих краях с началом крестьянской войны 1773-1775 годов действовал крупный отряд в 1700 человек под руководством Кузмета Ишметова.
      В восемнадцатом и девятнадцатом веках и особенно в начале двадцатого века в Костенееве быстро развиваются различные промыслы, ремесла. Обработкой кожи занимался Тимофей Гладышев, маслозавод имел Павел Гладышев, шерстобитню - Василий Веревкин. Они нанимали до пяти человек работников. Жители разводили скот: лошадей коров, овец, птицу. Сеяли разные хлеба. Улучшались орудия труда, появлялись первые машины: жнейки, конные косилки, полностью металлические плуги. В качестве двигателя использовали ветряные и водяные колеса, а также коногоны.
      В селе действовала церковноприходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище
      .
  • Статус:
  • Находится:
  • Население:
Год 1859 1887 1905 1920 1926 1938 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2002
Население, чел. 1 230 1 516 1 415 1 170 1 160 844 534 411 352 454 483
(русские)
560 533
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Дом культуры
    • Библиотека
    • Церковь «Рождества Иоанна Предтечи» - памятник архитектуры середины XVШ века
      • 1722 год - построена
      • конец 1930-х годов - закрыта
      • 1944 год - возобновила службу
    • XVШ-XIX века:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота, работали подёнщиками и бурлаками
    • Начало ХХ века:
    • «История этого края уходит в глубины древнейшего прошлого человечества. Более ста тысяч лет назад, в те времена, когда современные районы Татарии с Запада и Севера окаймляли толщи ледника, на берегах Волги и Камы появились первые люди - люди ашельской эпохи раннего палеолита.
      С VШ по XШ век на берегах Волги и Камы, от устья рек Суры и Ветлуги на Западе, до верховий Белой и Камы на Востоке, продолжали обитать местные финно-угорские племена, археологически известные под именем ананьинских. Посёлки ананьинских племен, расселявшихся небольшими группами, обычно располагались по высоким, естественно укрепленным берегам реки, и нередко имели земляные укрепления. Такого рода поселки-городища в Татарии находятся, в частности, у сел Котловка на реке Кама и Свиногорье на реке Вятка.
      Племена занимались земледелием и охотой. Кузнецы-металлурги, захоронения которых исследованы в могильниках у сел Ново-Мордово и Котловка, занимались добычей металла и изготовлением орудий, оружия и украшений из меди, бронзы и железа. Были распространены также орудия и различные поделки из кости и дерева. Для всех ананьинских поселений обычны обломки различной величины круглодонных чаш и горшков, нередко украшенных по верхней части ямочно-шнуровым орнаментом.
      Исследователи обнаружили на каменных надгробьях изображения оружия, на могильниках военных вождей были изображены воины.
      О названии села Костенеево живет такая легенда:
      «Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили, Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву… Эти события нашли своё отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют…».
      Говорят, в далекие времена в этих краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.
      Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная «Храмом Иоанна Предтечи». Кроме Костенеева в приход церкви входили селения Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.
      В 1750-60-х годах они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть»
      ».
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - 3 500,6 десятин
    • Полеводство
    • Молочное скотоводство
  • Известные люди:

Источники