КАБАН ШӘҺӘРЛЕГЕ (Кабанское городище)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

КАБАН ШӘҺӘРЛЕГЕ (Кабанское городище)

Кабанское городище находится на высоком выступе гористого восточного берега озера Средний Кабан в Приволжском районе Казани. В настоящий момент здесь расположена селекционная станция Казанского научно-исследовательского сельскохозяйственного института, а до революции находилась летняя резиденция казанских архиепископов, известная под названием Архирейская дача, или Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим) В XIX – начале XX века на территории архиерейской дачи были найдены и описаны два мусульманских надгробных камня с булгарскими надписями конца XIII века. Первым на них обратил внимание выдающийся татарский историк Ш.Марджани, отметивший два камня – один, лежавший в виде двух обломков у архиерейской церкви и, по мнению Ш.Марджани, датированный 1261 годом, а другой целый, находившийся за воротами Архиерейской дачи и поставленный, также по мнению Ш.Марждани, над могилой булгарского бека. Первый камень небольшой – 120 на 60 на 20 см. В верхней части вырезанная арка, ниже текст в 6 строк. Перевод текста, написанного на языке 2-го стиля, но с сильными арабизмами, следующий: «Алтын-Берте (Золотая Крупица), дочь Ялдаша сына Ба… Бог ее да помилует милостью широкою. Возвратилась из мира непрочного в мир вечности в шестьсот девяносто шестом году в месяце зюльхиджа в восьмой день утром (то есть 27 сентября 1297 года). Смерть есть дверь, и все войдут в нее. О, если б мне знать об обиталище моем после смерти». На другом самом крупном и самом величественном из дошедших до нас булгарских надгробий (3,3 на о,92 на 0,40 м), вверху высечена клеевидная арка, заключенная в полосу растительного орнамента, а ниже идет текст, от которого сохранилось 10 строк: «Это место погребения великого и чтимого повелителя, помощника повелителей, эмира чтимого, победоносного, почетных и великих знамени, к победоносному… двух почестей… гордости рода… и веры, тени господа миров Хасан-бека, сына Мир-Махмуда». Даты на камне нет, но по всем своим особенностям, технике исполнения и каллиграфии надписи, форме камня и характеру и орнаментации он близок к булгарским надгробиям конца XIII в., в частности, почти идентичен камню 1291 г. из Булгара, хранящемуся ныне в старом здании научной библиотеки Казанского государственного университета (13, табл. 4). Только недоразумением следует объяснять попытку В.Л.Егорова (14, с. 87) отнести казанский камень к концу XIV в. Между прочим, по мнению и специалистов (см. работы Н.Ф.Калинина, Г.В.Юсупова и др.), во и второй половине XIV в. и в начале XV в. булгарская эпиграфика; представлена весьма малым числом надгробий и к тому же исполненных неряшливо, что они справедливо объясняют «значительными изменениями социально-экономических условий, наложивших печать оскудения и на культурную жизнь этого периода (13, с. 57). Эпиграфические памятники бывшей Архиерейской дачи свидетельствуют, по мнению Н.Ф.Калинина, о том, что в конце XIII– а в начале XIV вв. здесь располагалось кладбище булгарской знати, где был похоронен и крупный феодал, носивший титул эмира и бека, очевидно, владелец Казанского княжества. Интересно и то, что, судя по татарским историческим легендам и преданиям, на берегу Среднего Кабана находилась летняя резиденция казанских князей и царей – «здесь были большие сады. Так как эти сады были очень красивы, им дали название «Бустан». Любоваться этими садами съезжались люди из далеких стран, приезжали отдыхать и казанские ханы» (15, с. 91). В другой легенде говорится, что на этом месте с давних времен находилось кладбище, где были похоронены великие люди. Позднее кладбище было огорожено, а внутри воздвигнута глиняная пятничная мечеть (16). Однако гипотеза М.М.Хомякова (17), а затем и Н.Ф.Калинина на (4, с. 216–219; 18, с. 65–66) о расположении здесь булгарского поселения – Кабанского городища, резиденции мифического : князя или хана Кабана, якобы принявшего в какое-то время на себя и функции правителя Казани, весьма сомнительна. По мнению Н.Ф.Калинина, укрепления этого городища были срыты, но сохранился якобы культурный слой, к которому он относил обломок кирпича толщиной 5 см (18, с. 66). В 1972 г. мы провели разведочную шурфовку территории бывшей Архиерейской дачи. Было заложено 8 шурфов (2 х 2 м) на более возвышенной ее части, т.е. на месте предполагаемого Кабанского городища. Шурфы № 1 – 4, выкопанные восточное Тихоновской надвратной и Воскресенской церквей, выявили культурный слой толщиной всего до 20 см, состоящий из серого и темно-серого супесчаного грунта, в котором в небольшом количестве встречались обломки современного кирпича и другие строительные отходы. Это скорее всего почвенный слой, смешанный со строительным мусором во время постройки в XX в. зданий селекционной станции. Он лежит местами на слое серой подзолистой супеси без находок, в других местах под ним идет желтый материковый суглинок или серо-желтый песок. Отсутствие культурного слоя в этом районе наблюдалось по всей площадке в траншеях, заложенных для прокладки водопроводных труб летом 1971 г. Каких-либо следов насыпи оборонительного вала, который определялся Н.Ф.Калининым, в этом месте не прослеживалось. Севернее здания бывшей Воскресенской церкви и загородного архиерейского дома, т.е. в западной части площадки, мощность культурного слоя возрастает до 0,6 – 1,2 м, а в шурфе № 8, у самого склона, она составляет 3 м за счет засыпки оврага. В нижней части разреза на погребенной почве (серо-коричневой супеси толщиной 10–18 см), лежащей на серо-желто материковом песке, идет слой темно-серого супесчаного грунта (от 20 до 60 см), в котором найдено несколько небольших фрагментов красноглиняных изразцов с поливой и без нее, фрагменты русской серой мореной керамики, поэтому нижний слой напластований культурного слоя следует отнести ко времени постройки на этом месте загородной резиденции казанских архиепископов I во второй половине XVII в. (19, с. 687). Выше лежат культурные наслоения XVIII–XX вв. Культурного слоя и вещественного материала более раннего, чем вторая половина XVII в., в том числе и предполагаемого Кабанского городища конца XIII–XIV вв., обнаружить не удалось. Не удалось также проследить и остатков оборонительного вала и рва Кабанского городища. То небольшое возвышение, которое отделяет северную, более возвышенную часть Архиерейской дачи от более низкой, вполне может быть объяснено особенностями естественного рельефа. Поэтому можно говорить о том, что существование Кабанского городища проверочными археологическими работами не подтвердилось.

Источники