Историческая справка о Казанской консерватории

Перейти к: навигация, поиск

Историческая справка о становлении Казанской консерватории

  • Становление фортепианного факультета началось с приема в 1945 г. на первый курс двенадцати студентов и приглашения в консерваторию трех педагогов-пианистов – М.А. Пятницкой, В.Г. Апресова и Т.Х. Терегуловой. В 1947 г. на кафедре специального фортепиано начал преподавать А.С. Леман. Благотворно сказывалось на творческом становлении факультета то, что при общности принципиальных взглядов на воспитание музыканта члены кафедры являли собой творческие индивидуальности с разнообразием интересов, почерков, методов обучения и каждый вносил свою лепту в творческий взаимообмен и взаимообогащение.
  • Молодой консерватории предстояло решать многие задачи – от формирования педагогического коллектива до приобретения музыкальных инструментов, материально-технического оснащения (закупка мебели, оборудования) и капитального ремонта здания.
  • Наиболее важной была задача формирования педагогического коллектива создаваемой Казанской консерватории. Н. Г. Жиганову удалось привлечь к работе в консерватории квалифицированных специалистов, воспитанников Московской и Ленинградской консерваторий, опытных и видных музыкантов. Был приглашен профессор Ленинградской консерватории, композитор М. А. Юдин, эвакуировавшийся весной 1942 года в Казань. Он стал деканом дирижерско-хорового и теоретико-композиторского факультетов. Из других городов приехали пианист В.Г. Апресов (педагог класса специального фортепиано Фортепианного факультета, в 1946-1949 гг. – заведующий кафедрой специального фортепиано, в 1947-1964 гг. – проректор по учебной и научной работе) и его супруга Т.Х.Терегулова (класс специального фортепиано).
  • Первый учебный год был особенно трудным для всего коллектива. Страна только начала залечивать раны Отечественной войны. Студенты и педагоги жили в условиях карточной системы. Многие все еще носили военную форму, не успев сменить ее на гражданскую. В аудиториях было холодно, нередко зимой занятия проходили в нетопленых помещениях. В небольшом общежитии студентов, устроенном в четырех комнатах цокольного этажа учебного здания, где проживало до 30 человек, было холодно и неуютно. Нехватка учебно-вспомогательного материала (нот, учебников, музыкальных инструментов и т. д.) мешала нормальной организации занятий.
  • Были свои трудности и у педагогов. Среди них почти не было имеющих опыта вузовской работы. В эти годы профессор М.А. Юдин самоотверженно, со свойственной ему щедростью и энергией помогал молодым педагогам в подготовке к занятиям, в построении планов курсов. В этот организационный период молодой коллектив консерватории работал с энтузиазмом и преодолел много трудностей, приспособив за короткий срок помещение бывшего госпиталя к занятиям: было налажено отопление в условиях уже начавшихся занятий, произведены ремонтные работы, приобретались необходимые для занятий музыкальные инструменты: клавишные, струнные, духовые, учебный инвентарь, ноты, книги для организации библиотеки. Без повседневной помощи со стороны руководителей республики и города невозможно было бы успешно решить такое большое число сложных по тем временам вопросов.
  • На 1-й курс были приняты в основном демобилизованные фронтовики (на льготных условиях), а также воспитанники Казанского музыкального училища, работавшие в годы войны на заводах и фабриках города. Небольшую часть студентов составили выпускники 1945 года Казанского и других музыкальных училищ. Число зачисленных на 1-й курс превысило 50 человек. Профессиональный уровень поступивших был весьма пестрым; многие на приемных экзаменах не могли полностью показать свои профессиональные возможности: сказывался длительный перерыв в занятиях. Тем не менее итоги первого учебного года были обнадеживающими. Целеустремленность большинства студентов, прошедших хорошую школу жизни и получивших закалку военного времени, их серьезный труд в сочетании с усилиями коллектива педагогов дали свои результаты...
  • Для В.Г. Апресова – пианиста, педагога, проректора консерватории по учебной и научной работе (1947-1964 гг.) – была характерна масштабность мышления, пытливость, острота ума. Он шел в класс, одержимый идеями, готовый к поиску, эксперименту. Интенсивность постоянных исканий сосуществовала в нем с активным стремлением к систематизации найденного, о чем говорят подготовленные им методические «Заметки о некоторых вопросах пианистической работы» и исследование «К вопросу о программности в Сонате № 31 Бетховена».
  • Сольные, ансамблевые концерты, выступления с симфоническими оркестрами Владимира Григорьевича отличала значительность программ, преобладание драматических концепций. Тридцать вторая соната, «Апассионата», Пятый концерт Бетховена, Соната си минор и Первый концерт Листа, 24 этюда, четыре баллады, Соната си-бемоль минор Шопена, «Исламей» Балакирева, Первый концерт Чайковского, Трио, Квинтет Шостаковича звучали в Казани в исполнении В. Г. Апресова.
  • С 1945 по 1950 год активное участие в концертах консерватории принимали симфонический оркестр (дирижер – Дж. Г. Садрижиганов), самодеятельная хоровая капелла (руководитель – С.А. Казачков), педагоги А. В. Броун, Н. В. Брауде, А. М. Лукацкий, М. Д. Владимирский, В. Г. Апресов, А. С. Леман, с 1949 года – Г. М. Коган, Л. Г. Лукомский, а также студенты исполнительских факультетов. Большое число ежегодно проводимых шефских концертов в учебных заведениях, госпиталях, на предприятиях, в подразделениях Казанского гарнизона и сельских районах сделали коллектив Консерватории популярным, а выступления его представителей – желанными.
  • В 1955 г. общественность республики отметила 10-летие Казанской консерватории. В Татарском театре оперы и балета 6 января состоялось торжественное заседание Совета консерватории и праздничный концерт, посвященный этой дате. Во всех местных газетах были помещены обширные материалы о коллективе консерватории и его успехах в подготовке молодых музыкантов. «Советская Татария» опубликовала статью проректора консерватории, доцента В.Г. АПРЕСОВА «10 лет Казанской консерватории».
  • В апреле 1960 г. консерватория торжественно отметила 275-летие со дня рождения И.-С. Баха. В сопровождении оркестра консерватории были исполнен ряд произведений, в том числе «Бранденбургский концерт №5 для фортепиано, скрипки, флейты и оркестра», солисты - В.Апресов, Н. Брауде и др.
  • В ноябре 1960 г. в честь 150-летия со дня рождения Р. Шумана были исполнены «Крейслериана», «Фантастические пьесы», квинтет. Исполнители – И. Дубинина, В Апресов, Н. Брауде, Р. Сайфуллин, С. Басовский, А, Хайрутдинов.

Серия концертов в марте и апреле 1961 г. была посвящена 150-летию со дня рождения Ф. Листа. Исполнители - В. Апресов, Э. Манасзон, И. Дубинина, Н. Рецкер и др.

Источники