Исхаков Гаяз Гилязетдинович

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Гаяз Исхаки»)
Перейти к: навигация, поиск
Гаяз Исхакый
(1878-1954)

ГАЯЗ ИСХАКЫЙ
(Гаяз Исхаки)
ГАЯЗ ГИЛЯЗЕТДИНОВИЧ ИСХАКОВ
(1878-1954)
(Мөхәммәтгаяз Гилязетдин улы Исхаков)

Татарский писатель, драматург, редактор, издатель, журналист, деятель татарского национально-освободительного движения

Биография

Жизнь и деятельность

Биография Гаяза Исхаки полна самых невероятных событий. Если кто-то со временем решится написать роман о его жизни и деятельности, то к его названию непременно надо будет добавить приставку "остросюжетный". А начиналось всё достаточно буднично. Обычная семья сельского муллы, обычная татарская деревня, обычные сельские будни. Именно в такой деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана) 22 февраля 1878 года появился на свет Гаяз Исхаки. Под руководством отца — авторитетного и образованного муллы Гилязетдин хазрата уже в пять лет он выучился читать и писать и быстро усвоил программу начальной школы. Когда в 12-летнем возрасте родители отдали мальчика в Чистопольское медресе, Гаяз уже прекрасно понимал богословские книги на арабском и персидском языках. Видимо, уровень Чистопольского медресе не совсем удовлетворял интеллектуальные потребности талантливого и пытливого подростка и через три года Гаяз решает поступить в одно из казанских медресе. В Казани он наблюдает совершенно иную жизнь, чем в сонном Чистополе. Здесь Гаяз Исхаки увлекается русской и западной литературой, делает свои первые шаги на литературном поприще, пытается переводить произведения классиков русской литературы. Вот как сам Г.Исхаки описывает эти годы: "В то время все татарские умы были заняты вопросами реорганизации школ и медресе по европейскому образцу, и шакирды медресе принимали во всём этом горячее участие, распавшись на два враждебных лагеря, причём я был на стороне реформаторов. По прохождении нужного по понятиям татар количества богословских наук ученик должен сделаться муллой. Я же, неудовлетворённый этой миссией, для которой меня предназначали, задумал получить светское образование и ревностно принялся за русскую грамоту, о которой до того времени, как и все другие шакирды, не имел представления. Читать по-русски научился по вывескам. Во всё время пребывания в медресе много читал, главным образом турецкие романы (оригинальные и переведённые с французского), которым снабжал меня мой учитель Хади Максудов из своей библиотеки, привезённой из Константинополя". Для лучшего усвоения русского языка несостоявшийся мулла бросает медресе и в 1898 году поступает в Татарскую учительскую школу, где принимает активное участие в различных студенческих мероприятиях. Услышав от знакомых, что литературное творчество относительно неплохо оплачивается, 17-летний юноша пишет свой первый в жизни рассказ и отправляет его в одно из татарских издательств. Но уже отослав материал, он мучается тысячами сомнений, думает что совершил ужасную ошибку и написал полную глупость. Вот как описывает этот эпизод в своей биографии сам писатель: "После выхода рассказа я удрал из Казани домой от стыда. Мне казалось, что взрослые поднимут меня на смех, скажут: вот, мол, мальчишка какой-то, шакирд несчастный, тоже писатель! Но против всякого ожидания меня по возвращении встретил совсем иной приём — я вдруг сделался известным. Первый успех воздействовал на меня весьма благотворно, и я продолжил литературный труд. Материальное положение было тогда ужасным, занятий в школе много, сам давал грошовые уроки, голодал без конца. Всё это сильно тормозило моё развитие и страсть к писанию. О гонораре тогда не имели понятия, и мне с большим трудом удалось получить за своё первое сочинение целых 3 рубля".

Вот что значит доброе слово поддержки! У молодого писателя как будто открылось второе дыхание — с тех пор, несмотря на различные превратности судьбы, он не выпускает перо из рук и становится одним из самых плодовитых татарских писателей. В эти годы один за другим выходят его первые произведения: повесть "Кэлэпушче кыз" ("Тюбетеичница"), (1900), драма "Оч хатын белэн тормыш" ("Жизнь с тремя жёнами"), (1900) и другие. Его сочинения вызывают большой интерес читателей и критики. Начинается взрослая, самостоятельная жизнь. В 1902 году Гаяз Исхаки закончил Татарскую учительскую школу и оказался перед нелёгким выбором дальнейшего жизненного пути. Хочешь — пиши (и живи впроголодь), хочешь — занимайся политикой (живи под колпаком полиции), хочешь — иди преподавать. Исхаки очутился на распутье, да и беспокойная и тяжёлая студенческая жизнь выбила его из колеи. "Окончив школу, я настолько был изнурён нуждой и непосильным трудом, что нервно захворал: все опасались за меня, думали, что я сойду с ума. Пробыв на кумысе некоторое время, я настолько успел отдохнуть, что мог опять приняться за работу", — писал Г.Исхаки в своей автобиографии.

К тому времени подоспело и первое деловое предложение. Вчерашнего выпускника приглашают в престижное оренбургское медресе "Хусаиния" преподавателем светских дисциплин: арифметики, геометрии, ботаники, русского языка. Но и, казалось бы, на таком хорошем месте неугомонный Исхаки не продержался больше года. В медресе он развернул бурную деятельность: навёл порядок в библиотеке, добился улучшения санитарного состояния помещений и питания шакирдов, устраивал бесконечные диспуты на злободневные темы и быстро стал кумиром местной молодёжи. Старожилам медресе, конечно же, не понравилась излишняя прыть новичка, который своими нововведениями взбудоражил доселе спокойную и размеренную жизнь "Хусаинии". Не мытьём, так катанием они добились увольнения Исхаки из этого учебного заведения.

Обиженный на весь мир Исхаки возвращается в Казань и продолжает свою работу над повестью "Ике йоз елдан сон инкыйраз" ("Вымирание через 200 лет"), которую он начал писать ещё в Татарской учительской школе. Усиливается его нервная болезнь. Думая, что началась чахотка и что дни его сочтены, молодой писатель бросает все свои силы на дописание этого важного для него произведения.

Через некоторое время жизнь налаживается и Исхаки выходит из этого душевного кризиса уже совсем другим человеком. Теперь это уже не наивный юноша-романтик, а зрелый мужчина, который чётко знает, чего он хочет. Писатель с головой уходит в литературу и политику — начинается жизнь, полная авантюр и приключений.

В последние годы вокруг имени Гаяза Исхаки идут бесконечные споры, и даже не споры, а настоящие словесные битвы. Наследие великого татарского писателя, стало предметом раздора в среде татарской интеллигенции.

Творчество

  • Начал свою литературную деятельность в конце XIX века.
    • Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей.
  • В последующие годы он написал такие произведения, как:
    • «Девушка из шапочной мастерской»
    • «Дочь нищего»
    • «Сын богача»
    • «Две любви» и другие романы и драмы
  • 1905-17 годы - после революции, то есть после получения свободы печати и слова его литературная деятельность особенно усилилась. Он написал большинство своих произведений именно в этот период. За эти годы он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются:
    • «Ад»
    • «Жизнь ли это?»
    • «Мулла бабай»
    • «Солдат»
    • «Бредни»
    • «Зулейха»
    • «Учительница» и др.
      • Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, когда советское руководство узнало о его эмиграции и антибольшевистской деятельности. Впоследствии издание его произведений было запрещено. В своих произведениях досоветского и советского периодов он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа и борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости.
  • Издавал и редактировал газеты и журналы:
  • Один из основоположников татарской драматургии

Произведения

Автор около 60 проиведений:

  • «ИКЕ ЙӨЗ ЕЛДАН СОҢ ИНКЫРАЗ (Исчезновение через 200 лет)» (1902-1904).Одно из программных произведений, просветительская антиутопия - об угрозе исчезновения татар с исторической арены как результат отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни.
  • Романы, повести, рассказы:
    • «ТЕЛӘНЧЕ КЫЗ (Нищая девушка)» (1901-08, издано в 1914)
    • «ТОРМЫШМЫ БУ? (Жизнь ли это?)» (1911)
    • «МУЛЛА БАБАЙ (Дед мулла)» (1913)
    • «ЗИНДАН (Тюрьма)» (1906-07)
    • «СӨННӘТЧЕ БАБАЙ (Суннатчи бабай)» (1913)
    • «ОСТАЗБИКӘ (Остазбике)» (1915)
    • «УЛ ӘЛЕ ӨЛӘНМӘГӘН ИДЕ (Он только женился)» (1918)
    • «ЛОКМАН ХӘКИМ (Мудрец Лукман)» (1923)
    • «ӨЙГӘ ТАБА (Домой)» (1922, издано в 1938)
    • «КӨЗ (Осень)» (1923, издано в 1938)
    • «КӘЛӘПҮШЧЕ КЫЗ (Девушка в тюбетейке)»
  • Драматические комедий и трагедии:
    • «ӨЧ ХАТЫН БЕЛӘН ТОРМЫШ (Жизнь с тремя женами)» (1900)
    • «МӨГАЛЛИМ (Учитель)» (1906-07)
    • «АЛДЫМ - БИРДЕМ (Взял - отдал, Брачный договор)» (1907-1908)
    • «ТАРТЫШУ (Борьба)» (1908, издано в 1917)
    • «КЫЯМӘТ (Светопреставление)» (1909-10)
    • «ЗӨЛӘЙХА (Зулейха)» (1907-12, постановка 1917)
    • «ДУЛКЫН ЭЧЕНДӘ (Среди волн)» (1920, издано в 1939)
    • «ЖАН БАЕВИЧ» (1923, издано в 1939)
    • «ОЛУГ МӨХӘММӘД (Улуг Мухаммад)» (1944-47)
  • «ИДЕЛ-УРАЛ (Волга-Урал)» (1933) исторический труд, посвященный проблемам государственности, создания конфедерации поволжских народов, национальному вопросу
  • Труды по истории татарской литературы, общественной мысли
  • Переводы на татарский язык произведений Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя
  • Публицистика

Признание

Источники