Маликов Васил Маликович

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Василь Маликов»)
Перейти к: навигация, поиск
Васил Маликов
(1924-1992)

ВАСИЛ МАЛИКОВ
ВАСИЛ МАЛИКОВИЧ МАЛИКОВ

(1924-1992)
(Васил Малик улы Маликов)

Скульптор, Участник Великой Отечественной войны 1941–45 годов Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Народный художник Татарской АССР, Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Премии Татарского обкома ВЛКСМ имени Мусы Джалиля, Лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая

Биография

  • Родился 19 октября 1924 года в деревне Старое Курмашево Актанышского района Татарской АССР в многодетной семье, в которой росли четырнадцать детей. В начале 1930 годов его отца объявили кулаком. Семью выслали в село Чернус Пермской области, а самого отца - на строительство Беломорканала. Тяжело было матери в незнакомом месте одной поднимать семью.
  • 1935 год - отца отпустили домой. Торопился он увидеть детей, обнять жену… Не доезжая до станции, спрыгнул с поезда, попал под колеса вагона. И тогда старшая сестра Сания забрала одиннадцатилетнего Васила к себе в Казань. Здесь он окончил семилетку.
  • 1942 год - окончил ремесленное училище в Казани.
  • 1942-47 годы - служба в Красной Армии. Ушёл добровольцем на фронт. Воевал в Ленинградской области, Прибалтике, был наводчиком противотанкового орудия.
  • 1947 год - после демобилизации, вернулся в Казань, учился в Казанском художественном училище у Садри Ахуна.
  • 1953-59 годы - учился в Ленинградском художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной.
  • 1959 год - вернулся в Казань и работал скульптором в Татарском творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР.
  • 1968 год — член Союза художников СССР.
  • 1986-89 годы - Председатель правления Союза художников Татарской АССР.
  • Умер 13 октября 1992 года в Казани.

Творчество

Памятник неизвестному солдату
  • С его творчеством связан значительный качественный сдвиг в развитии татарской станковой и монументальной скульптуры, совершившийся в 1960-х годах. Вместе с С.Бубенновым и Р.Кильдибековым он был уже в начале 1960-х годов одним из первых инициаторов развития монументального искусства в Казани, создания монументального декора на стенах зданий, в ансамблях новостроек. Позднее, когда наступила пора более узкой творческой специализации и дифференциации труда монументалистов, он сосредоточил свои силы на работе в области монументальной пластики и достиг значительных успехов как в портретном жанре, образы:

так и в создании памятников символико-аллегорического характера. Особенно интересное и оригинальное решение найдено им в пластическом образе памятника павшим в борьбе за Советскую власть в «Парке Гоького» Казани: эта фигура смертельно раненного воина, из последних сил приподнявшегося с земли и как бы обращающегося к живым.

  • Он скульптор многогранного, богатого дарования. Его справедливо можно назвать одним из ведущих монументалистов Татарии, и в то же время он – автор камерных, лирических композиций, станковых скульптурных портретов. Правдиво и богато раскрывает он в скульптуре характер своих современников и так же уверенно, свободно и успешно работает в ретроспективном плане, над созданием исторических портретов людей революции, эпохи Великой Отечественной войны. Во всех работах скульптора есть какая-то неистовость героев, их опаленность, сдержанность темперамента в изъявлении чувств.
  • Автор:

Признание

Источники