Болгарская Гульсум Мусеевна

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Гөлсем Болгарская
(1891-1968)

ГӨЛСЕМ БОЛГАРСКАЯ
ГУЛЬСУМ МУСЕЕВНА БОЛГАРСКАЯ

(Азимова-Кульмамет-Мустафина)
(1891-1968)
(Өммегөлсем Муса кызы Әҗимова-Көлмәмәт-Мостафина)

Татарская актриса, Народная артистка Татарской АССР, Заслуженная артистка РСФСР, депутат районного Совета, Заслуженная артистка Советских театров

Биография

Кульмамет и Болгарская после бракосочетания

О жизни и творчестве

Одна из колоритнейших личностей в истории татарского театра. Алексей Толстой писал, что «художник растет вместе со своим искусством, с тем народом, который он изображает. Художник растет вместе с героями, над которыми работает». Эти слова относятся и к ней, актрисе, которая на всю жизнь связала свою судьбу с искусством и вместе с другими зачинателями татарского театра создала традицию исполнительского мастерства.
Начало её творческой биографии относится к одному из самых тяжёлых периодов в истории татарского дореволюционного общества, к годам, наступившим после подавления революции 1905—07 годов, образно названному Галимджаном Ибрагимовым «темной, беспросветной и безжизненной преисподней». Именно в этот период, в 1910 году, она вступает на сцену. Вся её жизнь, вся её общественная деятельность была неразрывно связана с татарским театром, ставшим трибуной передовых идей своего времени.
Яркое природное дарование, истинно актёрское подвижничество, упорная работа над собой, постоянное совершенствование и страстная любовь к искусству явились теми предпосылками её творчества, которые привели её к высокому профессиональному мастерству.
Стать актрисой ей помогла счастливая случайность. Однажды, придя со своей подругой Зәйнәп - сестрой одной из актрис Фахрии Кудашевой-Арской, смотреть спектакль труппы САЙАР (Странствующий), её пригласили за кулисы, попросили «выручить их из беды» — выйти на сцену и произнести одну лишь фразу. Естественно, она испугалась, отговаривалась. Но её уговорили. После окончания спектакля руководитель труппы Абдулла Кариев горячо поздравил её и предложил ей стать актрисой.
Исключительно большую роль в формировании творческой индивидуальности и росте актёрского мастерства сыграли революционно-демократические и просветительские идеи, ярко воплощённые в татарской литературе Габдуллой Тукаем, Галиаскаром Камалом, Фатыхом Амирханом, Гафуром Кулахметовым и Шерифом Камалом.
Только тот факт, что она участвовала во всех спектаклях, поставленных по пьесам Галиаскара Камала, говорит, насколько тесно переплелось искусство актрисы с творчеством драматурга.
Созданные актрисой камаловские образы Хамиды «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)», служанки, Гайши, Гайни «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)», Сарбижамал («УЙНАШ (Разврат)»), Гафифи «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», Гөлҗиган («БАНКРОТ») стали одними из первых сценических творений в жанре бытовой комедии, которые затем получили своё развитие и легли в основу актёрского исполнительского искусства жанра комедии татарского театра.
Решая роли в острохарактерной форме, она выдвигала на первый план комические стороны. Подражательность определенному жизненному типу, выразительность поведений персонажей, ёмкое звучащее слово способствовали удачному исполнению ролей комедийно-бытового типа.

  • Но особенно полно и успешно проявился её талант в драматических ролях:
    • Шафика в пьесе «Жалкое дитя» Намика Кемаля
    • Магисылу в «ГОЛОД ЗАСТАВИЛ» Яруллы Вали
    • Салима в «ТИГЕЗСЕЗЛӘР (Неравные)» Фатиха Амирхана
    • Луиза — «МӘКЕР ҺӘМ МӘХӘББӘТ (Коварство и любовь)» Фридриха Шиллера (перевод Фатиха Амирхана)
    • в пьесах Александра Николаевича Островского:
      • Катерина в «ГРОЗЕ»
      • Полина в «ДОХОДНОМ МЕСТЕ»
      • Кручинина в «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫХ»
    • Гюльжамал в «НАДИРШАҺ (Надиршах)» Наримана Нариманова
      — все эти образы получили в своё время большой общественно-художественный резонанс и оставили глубокий след в истории татарского театра.

Раскрепощение женщины, борьба за женское равноправие становится ведущей темой в её дореволюционном актёрском творчестве. Своими художественными образами актриса активно боролась с религиозным фанатизмом, предрассудками, со всем тем, что мешало раскрепощению татарской женщины.
Особенно ярким примером в этом отношении может служить исполнение роли Катерины в пьесе «Гроза» А.Н.Островского. Её сподвижник, старейший актёр Зайни Султанов (их могилы ныне рядом), вспоминая об этой роли, писал: «Образ Катерины в исполнении артистки Гульсум Болгарской был олицетворением протеста татарской женщины, закрепощенной религией и вековыми традициями».
Призывный голос актрисы к свободе нашёл свой самый широкий отклик в сердцах демократически настроенных татарских зрителей, оказал глубокое общественное воздействие на современников.
Одним из наиболее ярких свидетельств этому являются слова пламенного революционера-ленинца Мулланура Вахитова:

  • «Центром внимания была, конечно же, Болгарская. Её интерпретация Екатерины была отмечена обдуманностью и прочувственностью; в ряде труднейших сцен, когда требовался особый дар перевоплощения в чужое «я», слиться с ним воедино, талантливая актриса доказала свою правоспособность на несение серьезных ролей; без ложного пафоса, без всякой крикливости раскрыла она зрителям поэтическую, свободолюбивую душу героини Островского. Кто знает, может быть и Болгарская не сумела бы передать интимные переживания Екатерины, если бы в глубинах её души не клокотали источники, тайно роднящие её с героиней Островского». Она, вскрывая на сцене трагичность судьбы Катерины, воспитывала в душах тысяч современников чувства ненависти к насилию и бесчеловечности.
  • Великую Октябрьскую социалистическую революцию она встретила сложившимся мастером сцены. В это время её художественный багаж наполнился такими ролями, как:
    • Раневской в комедии Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»
    • Татьяны в драме Максима Горького «Мещане»
    • Зулейхи в пьесе Гафура Кулахметова «Молодая жизнь».

Новые имена, появившиеся в татарской советской драматургии, принесли с собой в театр новые идеи и новые театральные формы. Знакомство с творчеством этих драматургов обогатило галерею созданных ею образов новыми характерами. В свою очередь она своим сценическим и богатым жизненным опытом наполнила их полнокровным содержанием, наложила на них печать своей индивидуальности.

За полвека творчества она сыграла сотни ролей и нет никакой возможности хотя, бы перечислить даже малую часть из того, что создано этой самобытной, талантливой актрисой.
В Москве, в Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина хранятся её фотопортреты, снятые в ролях. Насколько они разные и великолепные в своей художественной значимости! Если поставить их рядом, то можно увидеть, как они различаются в своей человеческой сути. Только при очень большом, тщательном анализе, при глубоком знании жизни этих персонажей, при ясности социального характера можно было создавать такие сценические портреты. В них чувствуется уверенная кисть художника, которого увлекает человеческий характер в социальном, психологическом, нравственном аспектах. Если вспомним такие образы, как Гөлҗиган в «Банкроте», Василисы «На дне», Гертруды в «Гамлете», Бикатуташ в «Стране», Ханзафы в «Потоках», Гильменисы в «Искрах», Полины в «Врагах», Кабанихи в «Грозе», то мы увидим, насколько был широк её творческий диапазон.

В последние годы жизни актрисе пришлось играть множество разноплановых старух в спектаклях, поставленных по национальной Драматургии. И в них актриса выступала так же самозабвенно, как и раньше. Большая органика, прекрасное знание жизни, правдивость, убедительность, внутреннее обаяние актрисы способствовали выдвижению этих образов в ряд сценических шедевров.
Вместе с театральной эстетикой она утверждала в татарском театре и этику советского актёра. Вела большую общественную работу — неоднократно избиралась депутатом районного Совета, оказывала активную помощь участникам художественной самодеятельности, была постоянным членом художественного совета Академического театра.
Имея огромный опыт работы на сцене, она приложила много душевного порыва, сил и энергии для сохранения реалистических традиций в татарском театре. Оставаясь последовательным приверженцем кареевской актёрской школы, она постоянно работала с молодежью театра, не одно поколение актеров выросло под её мудрым требовательным наблюдением. И она всегда была самой активной, доброжелательной наставницей молодежи. Общественная значимость была определяющим качеством её характера и творчества, и поэтому на протяжении полувека она щедро отдавала своё сердце любимой сцене.

Творчество

Коварство и любовь

Роли в спектаклях:

  • Галиаскара Камала:
    • Хамида «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)»
    • служанка, Гайша, Гайна, позже Җәмилә (Джамиля) «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)»
    • Сарбижамал «УЙНАШ (Разврат)»
    • Гафифа «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)»
    • Гюльжиган «БАНКРОТ»
  • СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) «СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя)» Гали Ильясова
  • Карима Тинчурина:
  • Гюльжамал «НАДИРШАҺ (НадиршахНаримана Нариманова
  • Галидә карчык (Старуха Галида) «ШӘМСЕКАМӘР (Шамсекамар)» Мухаммета Аблиева
  • ЗөҺрә (Зухра) «ТАҺИР-ЗӨҺРӘ (Тагир и Зухра)» Фатхи Бурнаша
  • Шафика «ЖАЛКОЕ ДИТЯ» Намика Кемаля
  • Магисылу «ГОЛОД ЗАСТАВИЛ» Яруллы Валеева
  • Салима «ТИГЕЗСЕЗЛӘР (Неравные)» Фатиха Амирхана
  • Луиза «МӘКЕР ҺӘМ МӘХӘББӘТ (Коварство и любовь)» Фридриха Шиллера (перевод Фатиха Амирхана)
  • Зулейха «ЯШЬ ГОМЕР (Молодая жизнь)» Гафура Кулахметова
  • Чикерткә Гыйльменисасы «ЧАТКЫЛАР (Искры)» Тази Гиззата
  • Ханзафа «ТАШКЫННАР (Половодье)» Тази Гиззата
  • Сәхилә карчык (Старуха Сахиля) «ХУҖА НАСТРЕТДИН (Хаджа Настретдин)» Наки Исанбета
  • Җиһан (Зиган) «АК КАЛФАК (Белый калфак)» Мирхайдара Файзи
  • Галимә абыстай (жена священнослужителя Галима) «ХАҖИ ӘФӘНДЕ ӨЙЛӘНӘ (Господин Хаджа женится)» Шарифа Камала
  • Раневская «ВИШНЕВЫЙ САД» Антона Павловича Чехова
  • Татьяна «МЕЩАНЕ» Алексея Максимовича Горького
  • Харитоновна «РУС КЕШЕЛӘРЕ (Русские люди)» Константина (Кирилла) Михайловича Симонова
  • Александра Николаевича Островского:
    • Катерина, позже Марфа Игнатовна Кабанова (Кабаниха) «ЯШЕНЛЕ ЯҢГЫР (Грозе)»
    • Полина «ДОХОДНОМ МЕСТЕ»
    • Кручинина «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ»
    • Няня Арина «ЯРЛЫЛЫК ГАЕП ТҮГЕЛ (Бедность не порок)»
  • Пернель ханым «ТАРТЮФ» Жана Батиста Мольера
  • Гертруда «ГАМЛЕТЕ» Вильяма Шекспира
  • Люба «ШӘФКАТЬ ТУТАШЫ (Барышня Шафката)» Марии Кирьяковой (Севастопуло Мария Александровна)

Признание

Память

Посмотрите и здесь

Источники